search
main
0

Цифровые аборигены,. или Гуманитарный вызов ХХI века всем взрослым

Окончание. Начало в № 26 от 27 июня 2017Мы продолжаем разговор с Галиной СОЛДАТОВОЙ, профессором факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, членом-корреспондентом РАО.

Галина Владимировна, как вы оцениваете уровень цифровой грамотности наших школьников и наших педагогов? Не получается ли, что дети опережают взрослых?- Один известный предприниматель, который не боялся рисков и многого достиг в жизни, сказал: «Кораблю безопасно в гавани, но не для этого мы строим корабли!» Предназначение кораблей – преодолевать опасный океан и открывать неведомые земли. Но достичь их можно только в том случае, если капитан владеет искусством навигации. В информационном обществе основа такого искусства – цифровая грамотность (или шире – цифровая компетентность) – готовность и способность личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера). Цифровая грамотность (или шире – цифровая компетентность) – это главный гарант безопасности в информационном обществе. Для оценки цифровой компетентности мы создали специальный тест. Результаты исследования показали, что индекс цифровой компетентности у российских школьников и их родителей почти одинаков (34% у детей, 31% у родителей) и составляет примерно треть от максимально возможного. Такой уровень не может обеспечить эффективное и безопасное использование Интернета детьми и взрослыми. С одной стороны, такие данные разрушают воодушевляющий взрослых миф о том, что дети как цифровые аборигены все знают и умеют в онлайн-среде. С другой – отражают наличие цифрового разрыва между детьми и их родителями и показывают, что родители в большинстве случаев не могут быть экспертами в вопросах онлайн-безопасности для своих детей. Как же так получилось, что поколение с прямым доступом к современным технологиям не знает, как их использовать? Некоторые ответы мы получили в своих исследованиях. Например, почти 80% детей и подростков до недавнего времени осваивали Интернет самостоятельно путем проб и ошибок. И они чрезвычайно нуждаются в поддержке и обучении. Готовы ли учителя стать для своих учеников экспертами и проводниками в цифровом мире? Да, в большей степени, чем их родители и многие другие взрослые. Во-первых, цифровой разрыв между учениками и учителями существенно ниже, чем между родителями и детьми. За пять последних лет количество учителей, пользующихся Интернетом ежедневно, возросло почти в два раза – с 56 до 95%. Уровень цифровой грамотности у педагогов выше, чем у целого ряда других категорий населения, и выше, чем у родителей их учеников. В 2015 г. уверенными пользователями себя назвали более 75% учителей. Исследования показывают, что уровень цифровой компетентности преподавателей напрямую коррелирует с уровнем цифровой грамотности учеников на выходе. За уверенностью учителей стоят реальные ИКТ-компетенции. Но в то же время подавляющее большинство опрошенных педагогов научились пользоваться Интернетом самостоятельно (82,5%). В такой ситуации сегодня остро встает вопрос о необходимости повышения у подростков, а также родителей и учителей уровня цифровой компетентности как важнейшего навыка ХХI века, определяющего не только эффективность использования Интернета, но и его безопасность. – Насколько наша система образования готова к цифровому сознанию (к обучению детей нового поколения)? Удовлетворяет ли она запросы молодых?- Я на этой неделе много общалась с выпускниками школ. Судя по их сияющим лицам, школа их в целом устраивала. Система образования в меру своих возможностей постепенно перестраивается – в ФГОС даже для начальной школы уже предполагается обучение поиску информации в Интернете. Однако здесь важно также держать оптимальный баланс традиционного и цифрового. Если говорить в контексте темы цифровой социализации, то я бы хотела остановиться на нескольких моментах. Школа в первую очередь должна остаться местом, где взаимодействуют личности и доминируют традиционные формы социализации, а значит, где учат общаться, вместе действовать, критически мыслить, понимать, чувствовать. Второе: надо готовить детей к профессиям будущего, в их лице оно уже наступило. Прогнозируют, что лет через двадцать уже половина рабочих мест будет автоматизирована. Это в том числе означает, что школа должна стать местом, где дети имеют возможность повышать уровень своей цифровой грамотности, которой следует уделять специальное внимание наравне с умением считать и литературной грамотностью. Школьникам необходимо прививать рациональное отношение к технологиям как инструментам, расширяющим и дополняющим возможности человека. Постоянное повышение цифровой грамотности в технологически меняющемся мире – это также и способ учиться жить в условиях стремительных изменений. Подчеркну еще раз, что цифровая грамотность не только важнейший навык ХХI века, но это и основа психологического благополучия и безопасности ребенка в информационном обществе. Также и по этой причине она не может не быть в фокусе внимания тех, кто определяет сегодня образовательную политику. Министр образования Ольга Васильева недавно объявила, что основы информационной безопасности начнут преподать в школах, в связи с чем будут внесены соответствующие изменения и в федеральные государственные образовательные стандарты. И можно не сомневаться – для безопасности наших детей это намного важнее законопроектов, нацеленных на запреты и жесткий контроль. Наши исследования показывают, что существуют территориальные различия в уровне цифровой компетентности – поэтому усиленная работа по цифровому просвещению нам особенно необходима в регионах России. И поэтому еще один момент – вопрос цифрового равенства в образовании – в российских школах должен существовать стартовый уровень равных возможностей в доступе к Интернету и цифровым технологиям, открывающим социальные и экономические выгоды от их использования. Не секрет, что сельские школы и школы в небольших городах имеют устаревшие технологии подключения к Интернету. В результате, например, половину урока может скачиваться только одно изображение из нужных учителю для иллюстрации темы. Есть большая надежда, что в этом году федеральная программа устранения цифрового неравенства, в которой планировалось улучшение условий подключения российских школ к Интернету, будет продолжена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте