search
main
0

Цифровое сегодня. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире

​По статистике, дети проводят в Интернете более 3,5 месяца в год. Этот факт напрямую связан с тем, что с 2013 года количество детей с высоким уровнем интернет-активности увеличилось почти вдвое и достигло 32%. Развитие современных информационных технологий приводит к тому, что реальная и цифровая личности начинают сближаться. Где же проходит та тонкая грань между реальностью и жизнью онлайн и как искать баланс между возможностями и опасностями Интернета? Об этом и многом другом рассказала член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности МГУ имени М.В.Ломоносова и директор Фонда Развития Интернет Галина СОЛДАТОВА.

Современный школьник воспринимает Интернет уже не как набор технологий, а как среду обитания. Дети проводят в Сети очень много времени, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что сегодня дети живут на два «дома» – реальный и онлайн, – считает она.Действительно, сегодня чудеса научно-технического прогресса способны удовлетворить практически любые потребности людей, как информационные, так и материальные. Поэтому крайне важно говорить о том, как защитить себя и своих детей от опасностей и рисков, которые подстерегают нас почти за каждой гиперссылкой. Организовать подобный диалог помог проект «Академические субботы», созданный московским Департаментом образования при поддержке Межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования и Российской академии образования (РАО).В рамках «Академических суббот» спикеры – члены академии – беседуют с учителями московских школ и университетов на актуальные темы, связанные с развитием, социализацией и обучением детей. Вот и в минувшую субботу, 2 декабря, Галина Солдатова прочитала актуальную в наши дни лекцию «Цифровое поколение: компетентность и безопасность». По ее мнению, педагоги играют очень важную роль в информировании детей в области цифровой грамотности.- Уровень цифровой компетентности учителей напрямую связан с уровнем компетентности учеников. Поэтому и родители, и сами дети очень ждут от них познаний в этой области. Нужно не только информировать ребенка, но и учить его справляться с рисками, найти из них выход с пользой для себя, – утверждает она. – Если ребенок знает, как вести себя в тех или иных ситуациях, он уже несколько раз подумает, прежде чем что-либо сделать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги могли научить этому детей.«Предупрежден – значит вооружен» – так звучит латинская поговорка. Однако педагогам также необходимо быть осведомленными в этих важных вопросах, и эту информационную потребность смогла удовлетворить лекция Галины Солдатовой. За полтора часа ей удалось затронуть большое количество актуальных тем, связанных с Всемирной паутиной, влиянием развития Интернета на представителей разных поколений, в частности  подростков. Так, слушатели узнали, что, по подсчетам специалистов за 2015-2016 годы, уже каждый третий ребенок проводит в Сети около трети своей жизни, а также то, что вопреки сложившемуся мнению дети знают о цифровой компетентности не больше, чем их родители. Говоря об этом, Галина Солдатова отметила, что цифровую компетентность можно считать краеугольным камнем в процессе развития современных детей.- Это один из главных вопросов, на которых нам нужно сосредоточиться. Сегодня ребенок не просто гуляет по просторам Интернета, а решает в Сети серьезные проблемы и задачи, – считает она.Помимо этого Галина Солдатова заострила внимание слушателей на теме рисков и опасностей, которые подстерегают детей в Интернете. К ним относятся не только взломы личных аккаунтов в социальных сетях, но и различный негативный контент, информация агрессивного характера, связанная с группами ненависти, пропагандой алкогольной и наркотической зависимости, буллингом, порнографией, и многое другое, о чем, возможно, мы еще даже не догадываемся. Однако Галина Солдатова поспешила успокоить педагогов, ведь, по ее словам, за последнее время Интернет стал значительно чище.- Благодаря действующему законодательству информация негативного характера стала фильтроваться, а нежелательные сайты блокируются, – сказала она.Говоря о сетевых рисках, Галина Солдатова рассказала педагогам о проекте Фонда Развития Интернет «Дети онлайн» – бесплатной всероссийской службе телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи. Интересно, что, по подсчетам обращений, поступивших от родителей на линию помощи, наибольшим спросом пользуются риски, связанные с коммуникацией и общением в Сети, как с близкими знакомыми, так и с друзьями по переписке. Затем следуют технические и контентные риски, а завершает рейтинг риск возникновения интернет-зависимости, набравший лишь 9 процентов от общего числа обращений, даже несмотря на то что сегодня эта зависимость пугает взрослых и позволяет некоторым ученым включить ее в разряд болезней. И в этом вопросе Галина Солдатова считает, что «именно взрослые должны очень серьезно помогать детям, поскольку сейчас каждый второй ребенок сталкивается с проблемой чрезмерного использования Интернета».В завершение лекции Галина Солдатова ответила на все интересующие педагогов вопросы. Подводя итоги мероприятия, она поблагодарила всех присутствовавших и обратилась с напутствием к учителям.- Сейчас у нас, педагогов, больше возможностей принять вызов поколения и стать для наших учеников проводниками в этот неизведанный мир безопасного Интернета, – подытожила она.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте