search
main
0

Цифровое равенство. В трех регионах России успешно реализована модель обучения «1 ученик – 1 компьютер»

В ноябре 2007 года Фонд «Вольное Дело» и Корпорация Microsoft совместно с другими основными партнерами – Intel и ASUS – объявили о готовящемся старте проекта «Компьютер для школьника». Начинать было решено с самых маленьких – учеников начальной школы и взрослых – их учителей. Педагогу и каждому ребенку вручили по ноутбуку, в классах появилась локальная Wi-Fi сеть, где в качестве сервера всех объединил ноутбук учителя. Чтобы в совершенстве дирижировать такой электронной средой, педагоги прошли специальное обучение на курсах. Сегодня проект действует в трех регионах России: Краснодарском крае, Свердловской области и Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Около 42 тысяч учащихся начальных классов в 192 школах используют ноутбуки в своей повседневной учебе. А проект «Компьютер для школьника» может рассматриваться как самая большая в мире реализация модели обучения «1 ученик – 1 компьютер».

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Мир безграничных возможностей

Сотрудничество Microsoft с Некоммерческим фондом поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения «Вольное Дело» – инициатором проекта «Компьютер для школьника» – стало реальностью благодаря программе Microsoft «Мир безграничных возможностей» (Unlimited Potential). Это всемирная инициатива, при локализации которой Microsoft обязательно учитывает особенности конкретной страны, ее социальные и экономические возможности, уровень развития образования. В этом ракурсе у России и Microsoft сложился богатый опыт сотрудничества в направлении повышения качества обучения посредством внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Благодаря консолидации деятельности Microsoft в сфере образования с национальными приоритетными программами и проектами России, которые в значительной части коснулись информатизации образования, ликвидации цифрового неравенства, удалось запустить и поддержать важные для системы образования нашей страны процессы. В активном многолетнем взаимодействии с Россией, руководителями органов управления образованием, экспертным и педагогическим сообществом в рамках еще одной инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» была создана сеть региональных учебных центров, организован процесс повышения квалификации педагогов, а в Интернете появился портал «Сеть творческих учителей». Все это дало новые возможности педагогам – технологично представлять свой опыт и методические находки, участвовать в едином сетевом методическом сообществе, повышать квалификацию и получать сертификаты в соответствии с международными стандартами владения ИКТ. Сотрудничество Microsoft с российской системой образования носит комплексный характер, и в стратегическом поле этого подхода проект «Компьютер для школьника», реализуемый в рамках программы Microsoft «Мир безграничных возможностей», в качестве основного приоритета выделяет именно систему школьного образования.

Ноутбук в личное пользование

Начальная школа – это старт в будущее, и то, как организован процесс обучения, очень важно для каждого ребенка. С первых уроков здесь закладываются не только знания, но и желание и умение узнавать мир вокруг. А потому неудивительно, что реализация проекта «Компьютер для школьника» началась со школьных истоков – в первых – четвертых классах. Главная задача проекта – преобразование системы начального образования и повышение его качества путем расширения возможностей обучения за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий. Особенно важно, что используемые в проекте компьютерные технологии применяются не только и не столько для изучения информатики, сколько других предметов. «Компьютер выступает не как предмет изучения школьниками, а как средство постижения ими математики и русского языка, труда и чтения, – уточняет Вячеслав Гершов, менеджер стратегических проектов Microsoft в России. – Другая важная задача проекта – предоставить всем детям в выбранных регионах равные возможности для получения качественного образования и последующей самореализации. Иными словами, речь идет о преодолении «цифрового неравенства». Ученики начальной школы получили такие же возможности, которыми обладают их сверстники в развитых странах. Ведь если в развитых странах у каждого ребенка дома есть компьютер, то у нас, к сожалению, пока не каждая семья может это позволить. Во многих школах, задействованных в проекте, до 50 процентов учащихся, а иногда и более, не имели доступа к компьютерным технологиям дома до его начала. Это и есть проявление «цифрового неравенства» возможностей. С началом же проекта каждый ребенок – ученик младших классов – в этих регионах получил персональный ноутбук и пользуется им в школе на постоянной основе».

В качестве платформы для учащихся в рамках проекта были выбраны мини-ноутбуки, или нетбуки, ASUS Eee PC с установленными на них популярной и хорошо зарекомендовавшей себя операционной системой Windows XP и пакетом офисных приложений Microsoft Office Home & Student 2003. Работа класса организуется через локальную Wi-Fi сеть, в которой обычный ноутбук учителя выступает в качестве сервера. В течение всего учебного года каждый ученик работает на одном, закрепленном за ним, ноутбуке. В итоге с помощью проекта системно внедряется и применяется на практике модель обучения «1 ученик – 1 компьютер», что одновременно позволяет как повысить качество образования школьников, так и определить направления совершенствования самой модели.

«Галочки» никого не интересовали

К запуску проекта «Компьютер для школьника» в России готовились тщательно. «С самого начала проект был достаточно хорошо продуман, – говорит Вячеслав Гершов. – Но, конечно, нам и нашим партнерам пришлось многому учиться в ходе его реализации, что-то менять. Необходимо было добиться, чтобы проект не ограничился раздачей подарков – компьютеров, которые легли бы на полки и покрывались бы там пылью. Нам было важно, чтобы инициатива заработала и принесла положительные результаты в виде улучшения качества образования детей. «Галочки» в данном случае никого не интересовали.

Мы поняли, что главным барьером для проекта может стать неготовность преподавателей к применению компьютеров в учебном процессе. По сути, в самом начале мы увидели страх в глазах учителей начальной школы. Многие из них никогда не пользовались компьютером даже в личных целях. Некоторые не представляли даже, как включить компьютер, не то что управлять работой класса в локальной беспроводной сети! Стало ясно, что учитель, который не знает и боится компьютера, никогда не станет использовать его в своей работе. Ему будет проще уволиться или перейти в другую школу, чем переломить себя. Эту проблему мы решали сообща как с партнерами, так и с местными органами управления образованием и директорами школ. Конечно, одних административных и экономических мер было недостаточно. Учителям надо было дать то, чего у них не было, а именно знания и навыки. Надо было обучить их работе на компьютере, показать, как можно применять технологии для планирования и организации занятий, для подачи учебного материала, закрепления и контроля знаний.

Такое повышение квалификации педагогов было организовано Фондом «Вольное Дело». Обучались учителя начальной школы и ответственные ИТ-специалисты. Этот фактор крайне важен для успешного функционирования проекта, поскольку учителя, прошедшие обучение, приходят в класс к детям подготовленными. Компьютер позволяет использовать новые возможности с максимальной пользой для учащихся и становится не предметом, а средством обучения. Уже обучены более 1600 таких работников школ. В частности, в Нижнем Новгороде обучающим партнером выступил НИРО – Нижегородский институт развития образования».

Друг, радость, счастье

В Нижнем Новгороде проект «Компьютер для школьника» стартовал в начале сентября 2008 года. А с декабря по март 2009 года специалисты НИРО в рамках проекта провели исследование «Влияние электронной среды обучения на качество образования младших школьников». В исследовании были задействованы две группы ребят. В экспериментальную группу вошли 252 третьеклассника Автозаводского района Нижнего Новгорода, участвующих в проекте «Компьютер для школьника» и использующих ноутбуки в своей учебе. А в контрольную группу – 243 школьника того же возраста и уровня экономической обеспеченности, но не использующие компьютеры в своей повседневной учебе. Исследование также затрагивало опыт и отношение их учителей и родителей.

Чтобы исследовать эффективность внедрения ИКТ в учебный процесс, необходимо было определить уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у третьеклассников.

Под личностными УУД понимались эмоциональная зрелость ребенка и мотивация к использованию компьютера как средства обучения.

Регулятивные УУД включали навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу и работать по алгоритму.

В познавательные УУД входила сформированность основных мыслительных операций и логического мышления, а в коммуникативные УУД – умение работать на уровне функциональной грамотности со всеми видами информации – текстовой (письменная фиксация речи), числовой (измерение количественных характеристик объектов и процессов), звуковой (устная речь), изобразительной (рисунок, схема).

Основными методами исследования стали «Анкета учащихся», графический диктант, методики «Неоконченные предложения», «Ответь правильно и быстро», «Цветопись», «Наблюдение». Выбор данных методик определялся возрастными особенностями учащихся, а также многоаспектностью содержания и задач исследования.

«Надо честно признать, результаты превзошли наши самые смелые ожидания, – анализирует итоги исследования Вячеслав Гершов. – Всего за несколько месяцев сформировались столь устойчивые позитивные тенденции! Примечательно, что наиболее значимые результаты получены по самым важным, с нашей точки зрения, показателям.

В первую очередь отмечается в буквальном смысле всплеск мотивации детей к учебе. По сравнению с контрольной группой у детей, участвующих в проекте, этот показатель оказался выше на 40 (!) процентных пунктов. А ведь ни для кого не секрет, что мотивация к учебе, интерес – это самое важное, что должны дать школа и первый учитель детям в самом начале их пути постижения знаний. Исследование продемонстрировало, что компьютер исполняет роль не только средства обучения, но и средства мотивации детей к учебе.

Во-вторых, исследование выявило растущую самооценку преподавателей. Преподаватели начальных классов, использующие компьютеры в своей педагогической практике, оценивают свою профессиональную квалификацию выше своих коллег из контрольной группы на 14 процентных пунктов. Значимость этого фактора трудно переоценить, поскольку он выливается в уверенность педагога в своих собственных силах, что в свою очередь отражается на качестве его работы с детьми, а дальше, как следствие, повышается и самый важный выходной показатель – качество полученного детьми образования.

В-третьих, отмечено улучшение навыков учащихся. Этот показатель повысился на 14 процентных пунктов за счет использования ИКТ в виде модели обучения «1 ученик – 1 компьютер». Конечно, пока рано говорить о закрепленном результате. Речь идет только о тенденции, о тренде. Но этот тренд положительный, и это очень важно.

Ну и четвертый важный результат исследования состоит в том, что растет удовлетворенность родителей процессом обучения их детей. Многие родители поняли, что компьютер – это не игрушка, а важный инструмент получения знаний и навыков, которые составят основу будущего их детей. Они поверили, что компьютер поможет их детям поступить в вуз, получить востребованную профессию, найти хорошую, достойно оплачиваемую работу в будущем. А будущее у нас, как многие признают, высокотехнологичное и насквозь пронизанное безграничными пластами информации.

Учителя, да и сами дети, нам рассказали о том, что после того как стартовал проект, многие родители приобрели компьютеры домой, чтобы дети имели возможность продолжать занятия на компьютере дома. Они покупают им обучающие и развивающие программы. И это, между прочим, тоже устойчивая положительная тенденция».

Если суммировать наиболее показательные результаты исследования НИРО, необходимо отметить, что ученики экспериментальной группы – 57,5 процента – видят широкий спектр возможностей использования компьютера на уроках математики, русского языка, окружающего мира, рисования. В контрольной группе этот показатель составляет только 7,4 процента, причем 55,1 процента учеников этой группы считают возможным использовать компьютер исключительно на уроках информатики. Экспериментальная группа показала и высокий уровень осознанности применения компьютера на различных этапах урока – при изучении нового материала, закреплении полученных знаний, их проверке и самостоятельной работе, тренировочных упражнениях. В контрольной группе данный показатель составил всего лишь 5,8 процента.

Отношение к использованию компьютера в учебном процессе проявлялось в заинтересованности детей применять его для получения новых знаний, овладения ИКТ. Данный показатель в экспериментальной группе – 80,2 процента, в контрольной – 42 процента. Интересен и эмоциональный фон отношения к компьютеру в экспериментальной группе. Заканчивая фразу «компьютер для меня…», ребята говорили «друг», «радость», «счастье», «золото», «самое дорогое», «важная и необходимая вещь».

Основные выводы исследования специалисты НИРО сформулировали следующим образом: использование компьютеров в обучении в начальной школе существенно влияет на качество этого процесса, позволяет рационально распределять время, совершенствовать психологические процессы (восприятие, логическое мышление, внимание), повышать мотивацию, а также усиливать самоконтроль учебной деятельности. Использование компьютера способствует реализации индивидуальных образовательных маршрутов, что особенно важно, когда темп обучения ребенка отличается от темпа обучения его одноклассников. Наконец, внедрение информационных технологий в учебный процесс помогает учителю разработать наиболее эффективные стратегии обучения и приобрести новые профессиональные компетенции, что качественно изменяет его педагогическую культуру.

Вперед, в будущее!

Каковы дальнейшие перспективы проекта «Компьютер для школьника» в нашей стране и каких системных изменений в сфере образования организаторы ждут от его реализации? Об этом подробно рассказал Вячеслав Гершов:

– Исследование НИРО научно доказало положительное влияние ИКТ на качество обучения при системном подходе к внедрению современных технологий в учебный процесс. Также исследование доказало работоспособность модели обучения «1 ученик – 1 компьютер» и выявило преимущества, которые предоставляет применение именно этой модели в школе. Поэтому в качестве перспективы развития проекта мы ожидаем повышение интереса к модели обучения «1 ученик – 1 компьютер» со стороны экспертов и руководителей органов управления системы образования, педагогического сообщества и, как следствие, появление новых примеров применения этой модели в школе. Мы понимаем, что предложенная модель обучения должна приносить свои положительные плоды не только в младших, но и в средних и старших классах. Поэтому в настоящее время мы совместно с Фондом «Вольное Дело» и другими партнерами по проекту работаем над поиском решений, которые позволят распространить модель обучения «1:1» на 5-8-е классы средней школы.

Если говорить о системных изменениях в сфере образования, то в первую очередь меняется парадигма обучения. Она трансформируется, прогрессирует от авторитарной системы, концентрирующейся на учителе, к индивидуализации обучения. В центр ставится ученик. Такая система лучше учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Все дети разные. У них разная скорость усвоения информации, разные способности к тем или иным областям знаний. Чтобы получить качественный результат, важно не отбить у ребенка охоту учиться, а, наоборот, заинтересовать его. Ребенок не должен чувствовать себя ущемленным потому лишь, что усваивает материал медленнее своих одноклассников. Не должен он терять интерес к учебе и по той причине, что ему приходится скучать в ожидании товарищей, если ученик обладает способностями, превышающими средний уровень. Поэтому в наше время крайне важно учесть особенности и склонности каждого индивидуума и не втиснуть в него какой-то фиксированный регламентированный кем-то объем знаний, а научить самостоятельно добывать те знания, которые ему нужны, и в том объеме, который поможет ему достигнуть тех целей, которые он сам перед собой ставит.

Описанная тенденция порождает спрос на модели обучения, позволяющие реализовать новую парадигму. С другой стороны, и новые модели обучения, в которых заложены возможности для индивидуализации, закрепляясь на практике, катализируют развитие новой парадигмы в школьном образовании. «1 ученик – 1 компьютер» – один из наиболее ярких примеров такой модели обучения.

Поэтому одним из дальнейших направлений развития системы образования нам видится интеграция в нее модели обучения «1 ученик – 1 компьютер». Конечно, речь не идет о полной замене классических учебников и пособий компьютерами. Всему свое место. Однако необходимо признать, что те дополнительные преимущества, которые дает использование ИКТ в образовании, могут помочь как улучшить систему образования в целом, так и сделать более эффективным процесс обучения.

Для успешной интеграции модели «1 ученик – 1 компьютер» в систему в первую очередь необходимо концептуально определить, что понимается под самой моделью. Это поможет педагогическому сообществу идентифицировать сущность модели, определить границы ее применимости, наметить направления развития и избежать разночтений.

Для предметной реализации модели обучения на практике требуется выработать методологическую базу, а также набор обучающих методик, чтобы каждый учитель представлял, чему и как можно учить детей с применением этой модели.

На постоянной основе должна подвергаться динамической ревизии нормативно-правовая база. В частности, СанПиНы должны быстро реагировать на технологические новшества, чтобы школам не приходилось проводить обучение детей с применением современных ноутбуков, руководствуясь при этом нормами, разработанными для электронно-лучевых трубок, выпускавшихся лет десять назад.

Кроме того, модель «1 ученик – 1 компьютер» требует адекватного набора цифровых образовательных ресурсов – ЦОРов по каждому предмету. Имея на вооружении методологическую и нормативно-правовую базу, а также набор методик, разработчики ЦОРов должны реализовывать их требования и наработки в своих продуктах. При этом важно, чтобы рынок ЦОРов был конкурентным, что позволит обеспечить учителей и учащихся широким выбором качественных образовательных программ.

При этом если апробация модели обучения «1 ученик – 1 компьютер» возможна и необходима на всех этапах разработки описанной базы, то ее распространение и полное принятие профессиональным сообществом будут возможны только тогда, когда эта база получит необходимое наполнение и будет готова к дальнейшему эволюционному развитию.

– Вячеслав, почему Microsoft поддерживает данный и подобные проекты?

– Ничего удивительного здесь нет. 20 апреля этого года Москву посетил с визитом генеральный директор Microsoft Стив Баллмер. В своем выступлении на итоговой пресс-конференции он объявил, что Microsoft планирует инвестировать в России 10 миллиардов рублей в течение ближайших 3 лет. При этом, как подчеркнул Стив Баллмер, образование всегда было и остается главным приоритетом для Microsoft.

В России очень много одаренных, талантливых детей. К сожалению, не все из них растут в благоприятной среде, не все имеют еще доступ к современным компьютерным технологиям. И здесь наши цели и цели руководства страны по преодолению цифрового неравенства совпадают: дать людям равные возможности применить свои таланты, самореализоваться. Знаете, как по-русски звучит миссия Microsoft? «Ваши способности. Наше вдохновение». Помочь реализовать людям свой потенциал – вот наша высшая цель.

Лариса РЕЙХ, учитель начальных классов школы №9 поселка Виноградный города-курорта Анапы, Краснодарский край:

– Честно скажу, на компьютере до старта проекта могла только создавать тексты, поэтому все наши педагоги начальных классов прошли соответствующие курсы в течение двух месяцев. Сегодня я свободно готовлю презентации для кубановедения и окружающего мира, работаю с детьми в разных программах.

Проект «Компьютер для школьника» очень поддержали родители. Я могу работать индивидуально с каждым ребенком или одновременно со всем классом. Не вставая с места, я вижу на своем компьютере процесс выполнения заданий. Если у кого-то есть затруднения, отключаю класс и помогаю конкретному ребенку исправлять ошибки. Мы используем наушники. Психологически это очень комфортно. До 15 минут в день на уроке мы работаем с ноутбуками. И не важно, математика это или труд. Компьютер помогает моим ученикам учиться правильно считать. Дал ребенок правильный ответ – компьютер его похвалит: «Молодец!»; ошибся – на мониторе появится надпись: «Подумай еще!». Недавно на труде мы работали с виртуальной тканью и геометрическими фигурами, конструировали одежду в специальной программе. Понравилось даже мальчикам.

На каждого ребенка у меня есть своя папка, я получаю от них работы и проверяю. Это удобно и экономит время. Контрольную работу на доске не пишу, с задней парты может быть плохо видно. Перед глазами у каждого ребенка – монитор с его вариантом.

В моем классе у некоторых учеников нет дома компьютера, они из малообеспеченных семей. Но ведь у них есть личный компьютер в классе! И они не считают себя обделенными. В школе благодаря проекту все социально равны.

Людмила ШИЛОВА, проректор по учебно-методической работе Нижегородского института развития образования:

– Основное преимущество, которое дает применение технологии «1 ученик – 1 компьютер» в образовательном процессе, – индивидуальный подход к ученику. Электронная среда обучения позволяет уменьшить нагрузку, освобождается время для других творческих, исследовательских видов работ, направленных на развитие личности ребенка. К нетбуку можно подключать разнообразные цифровые устройства. Это дает возможность эффективно организовать познавательную деятельность младших школьников, сформировать у них информационно-коммуникационные компетенции, которым в современном обществе придается большое значение. Ученики имеют возможность работать с интерактивными учебными программами и приложениями, что значительно повышает интерес к учебе, продуктивно общаться и сотрудничать. Кроме того, групповая работа учителя и учеников с использованием нетбуков может проходить в режиме «обратной связи».

Валерий МИХАЙЛОВ, директор школы №16 поселка Цыбанобалка города-курорта Анапы, Краснодарский край:

– Для меня важнее всего, что благодаря проекту «Компьютер для школьника» у наших сельских ребят появилось чувство гордости и чувство собственного достоинства. Мы действительно часть большого мира, мы современная школа. К нам приезжают гости из других регионов России, удивляются, как оборудованы классы и подготовлены учителя. А ведь какое-то время назад я принудительно заставлял некоторых педагогов ликвидировать компьютерную безграмотность. Сегодня в моей школе 12 учителей начальных классов. В каждом классе – выход в Интернет, а использование ноутбуков на уроках в начальных классах, да еще каждым ребенком, держит в постоянном тонусе всех участников образовательного процесса. Повысилась эффективность урока, нет привыкания – новые программы, новые интересные задания. Родители побывали на открытых уроках, и за прошедший год многие подарили своим детям компьютеры.

Людмила ШЕВЦОВА, заведующая кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования:

– Главные задачи, которые решались в ходе нашего исследования, были связаны с изменениями в содержании и технологии организации современной образовательной практики в начальной школе. Акцент был сделан на анализ качественных изменений, происходящих у основных участников образовательного процесса – учителей, учащихся, родителей. Так вот положительное отношение родителей к использованию компьютера как средству обучения ребенка подтвердили 82,5 процента пап и мам экспериментальной группы. Данный показатель в контрольной группе составил только 70,8 процента. Интерес представляет тот факт, что 52,8 процента родителей экспериментальной группы считают, что компьютер – важное средство получения информации по учебным предметам, подготовки творческих домашних заданий, участия в совместных проектах и самостоятельной работы. Одновременно 61,3 процента родителей контрольной группы считают, что компьютер используется детьми в основном только для игр.

Хочу отметить, что в Нижегородском регионе уже есть опыт использования нетбуков в среднем звене, правда, в основном как модели мобильного класса. Преимущества его использования очевидны. В следующем учебном году в трех школах Автозаводского района Нижнего Новгорода планируется эксперимент внедрения модели обучения «1:1» в 5-х классах. И самое главное – продолжение исследования влияния электронной среды обучения на качество образования школьников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте