search
main
0

Цифровая трансформация системы образования происходит хаотично

Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. В школу приходят новые цифровые образовательные инструменты, технологии, целые платформы. И всё это происходит “как есть”, хаотично, неупорядоченно, бессистемно. Регулирующие органы не имеют четкой информации – как обычные школьные процессы трансформируются в условиях новых цифровых технологий, в условиях тех возможностей, которые получают школы, директора, учителя, учащиеся и их родители.

При этом, хоть и в разной степени, все участники образовательного процесса осознают, что интеграция цифровых технологий в деятельность школы должна привести к более комфортному и современному учебному процессу, сократить рутину, сделать управление организацией и происходящими в ней процессами удобней, эффективней, позволит более полно развивать навыки жизни в цифровую эпоху, и, в конечном счёте, радикально изменить школу как “место учения”.​ И всё это называется цифровая трансформация.

В 2019 году, за год до начала пандемии и вынужденного дистанта, Институт образования НИУ ВШЭ, по заказу Министерства просвещения России, разработал проект мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне.

В 2019 году в 13 субъектах России была проведена апробация методики проведения мониторинга. В августе-сентябре 2020 года в 334 школах из 52 регионов Российской Федерации прошёл первый этап ежегодного мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций. На основании полученных данных попробуем разобраться, насколько глубоко процессы цифровой трансформации затронули деятельность учителей.

В мониторинге, в том числе, исследовались вопросы подключения к Wi-Fi, использование учителями собственного оборудования – ноутбуков, планшетов, смартфонов, а также использование личных мобильных девайсов учащимися.

По полученным данным почти 80% учителей используют во время уроков свои собственные устройства (телефон, планшет, ноутбук и т.д.).

А вот политика в отношении использования обучающимися собственных пользовательских устройств на уроке тяготеет к формату запретов – почти 40% опрошенных преподавателей никогда не предлагают своим ученикам использовать их личные устройства в учебных целях, почти половина просит отключить звук, каждый четвертый – перевести в авиарежим. Довольно распространена практика сбора телефонов на стол учителю перед началом урока.

На вопрос об использовании учениками мобильных приложений для учебных целей на личных пользовательских устройствах либо на предоставляемых школой, каждый третий (37,3%) опрошенный учитель выбрал ответ “Никогда”, еще 30,4% затрудняются ответить на этот вопрос, что, в принципе, примерно соответствует “Никогда” или “Вообще не слышал о таком”.

Эта политика подтверждается мнением опрошенных старшеклассников – они отмечают, что учителя далеко не всегда одобряют использование школьниками цифровых технологий в учебном процессе.

Судя по данным мониторинга, учитель в современной школе примерно в половине случаев остаётся единственным источником знаний, занимая позицию светоча – дорогие ученики, выключите свои девайсы, у меня есть интернет и всё, что мне нужно для урока, слушайте, смотрите и записывайте за мной. Иными словами, примерно половину учителей цифровая трансформация не затронула. В том смысле, что процессы, методика преподавания остались прежними.

Рассмотрим цифровые информационные системы, используемые учителями в школах – электронные журнал и дневник. Почти все опрошенные учителя (95%) используют эти сервисы, в том числе, для общения с родителями – отмечается, что больше 60% родителей регулярно (несколько раз в неделю и чаще) пользуются им, например, для проверки успеваемости своего ребенка, для коммуникации с учителями, классным руководителем и др. И это явная цифровизация деятельности учителя. Давайте посмотрим, произошла ли цифровая трансформация.

По данным мониторинга, электронный журнал/дневник используется так же, как и бумажный – выставление оценок, посещаемость, домашние задания. Только от 20 до 30% учителей используют возможности электронного журнала для фиксации и мониторинга состояния здоровья, внеучебных достижений и участия школьников в мероприятиях.  Ну а если говорить о ведении социального паспорта обучающихся, включающем сбор и анализ персональных данных об учениках, их родителях, семьях, то всего около 1% учителей уделяют этому внимание.

Можно сделать вывод, что учителя, в основном, заполняют то, что от них жестко требуют (оценки и посещаемость) и не рассматривают для себя ведение электронного журнала и дневника, как инструмент для эффективного выстраивания образовательного процесса, в том числе – индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Ведение журнала и дневника – по-прежнему, обременение, а не помощь для учителя. И, хоть ведется журнал в цифровой форме, цифровой трансформации здесь пока не произошло. Не изменились процессы.

Как изменился современный урок? По полученным данным 79% школ, участвовавших в мониторинге, имеют подключение к интернету через Wi-Fi. Более 90% рабочих мест учителя оборудовано персональным компьютером, почти все они (93%) подключены к интернету. Компьютеризация и интернетизация школы налицо.

Каждый третий из опрошенных учителей отмечает, что их ученики используют на уроках те или иные онлайн-сервисы. Перечень используемых сервисов очень широкий. Наиболее распространенными при этом остаются Учи.ру, ЯКласс, Решу ЕГЭ, РЭШ, иные сервисы Яндекса и Google. Очевидно, что весенний период вынужденной дистанционной работы существенным образом повлиял на освоение учителями этих образовательных ресурсов.

Тем не менее на вопрос “Есть ли у Вас опыт проведения занятий с учениками в интернете?” каждый пятый опрошенный учитель ответил отрицательно. У половины преподавателей имеется опыт работы в режиме реального времени (например, онлайн-презентация, онлайн-лекция, вебинар), около трети работала не в прямом эфире, например, предлагали ученикам в удобное для них время посмотреть заранее записанные самим учителем или другими учителями школы лекции, видео- и аудиозаписи.

Весьма обнадеживают данные, согласно которым учителя на уроках используют специализированные предметные виды работ обучающихся, такие как:

  • работа над произношением, через прослушивание или просмотр аудио и видео на цифровых ресурсах, а также по результатам анализа записей своей речи;
  • анализ литературных произведений, представленных в цифровом формате (например, используют поиск персонажа, события, выделение фрагментов и добавление заметок/комментариев);
  • использование системы распознавания изображений, аудио и видео контента (выделение конкретных лиц на исторических фотографиях или видео, распознавание птиц и животных, музыкальных произведений и др.);
  • использование динамических (электронных) таблиц для визуализации вычислений (например, в математике, биологии/экологии, географии, обществознании);
  • анализ цифровых источников исторических документов и данных.

Наиболее редко используемыми учебными задачами являются:

  • создание и программирование устройств с компьютерным управлением (например, роботов, «умные вещи»);
  • создание и/или исполнение музыкальных произведений в цифровом формате;
  • создание графических и трехмерных объектов или технологических прототипов.

Хотя, с точки зрения современной жизни, эти умения и навыки – уже не завтрашнего дня, это реальность, сегодняшняя обусловленная данность.

Зачем вообще учителю цифровые технологии? Почти 9% опрошенных учителей отметили, что не ощущают никакой пользы от использования цифровых технологий. Остальные выделили различные аспекты положительного влияния этих технологий на образовательный процесс, среди которых наиболее часто упоминаются: наглядность, мотивация, экономия времени и расширение возможностей по поиску и подбору учебного материала.

Более 70% учителей утверждают, что используют цифровые технологии с целью повышения активности учащихся во время учебных занятий. При этом, сами школьники не считают этот фактор важным – с утверждением “Я активнее участвую в учебном процессе, когда мы используем цифровые технологии” согласны только 44% школьников.

Примерно две трети учителей высказались, что они используют цифровые технологии, чтобы выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Важно отметить, что обучающиеся достаточно высоко оценивают ценность использования цифровых технологий в образовательном процессе. Более двух третей из опрошенных старшеклассников отмечают, что использование цифровых технологий помогает лучше разбираться в материале уроков и получать больше знаний по ним, облегчают доступ к учебным материалам, сокращают время для выполнения домашних заданий.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что цифровая трансформация учебного процесса в школе началась. Во многом этому способствовала ситуация с удаленным обучением, хотя мониторинг был задуман и апробирован ещё до пандемии, и вопросы были про уроки в классе, а не в дистанционном режиме.

Исследование показало востребованность (как учителями, так и школьниками) различных цифровых образовательных сервисов, ресурсов, платформ, в том числе – цифровых образовательных коллекций, создаваемых, пополняемых и обновляемых самими учителями. Возможности цифры используются для обучения детей с разным темпом усвоения материала – и это можно отметить, как одну из важных составляющих цифровой трансформации образовательного процесса на уроке.

Какие проблемы цифровизации в школе выделяют учителя?

Каждый третий из опрошенных учителей указал, что никаких препятствий при использовании цифровых технологий в учебной работе у него не возникает. Это не может не радовать, хотя тут нужно быть осторожными в оценке. Например, лично у меня не возникает никаких проблем с акулами. Просто потому, что я с ними никогда не сталкивался. Но, если действительно порядка 30% учителей не испытывают трудностей при организации уроков с использованием цифры, это здорово.

Среди указанных учителями препятствий безраздельно лидируют проблемы с интернетом: его отсутствие, низкая скорость, неустойчивость связи. На мой взгляд, это тоже сигнал цифровой трансформации, когда интернет становится нужным, как воздух. Здесь же кроется и опасность – если мы целиком положимся на интернет, онлайн-сервисы, то можем получить в итоге серьёзные проблемы. Однако, это тема другой статьи.

Учителя отмечают также проблему отсутствия времени на освоение новых форматов, технологий и ресурсов. И это ещё один сигнал цифровой трансформации. Это говорит о том, что учителя понимают свои дефициты в области цифровых компетенций, и желание повысить свою квалификацию в этих вопросах у них есть.

Больше половины опрошенных учителей за последние 3 года проходили курсы повышения квалификации, включающие обучение использованию цифровых технологий. Хотя, на мой взгляд, такое обучение нужно проходить каждый год 100% учителей. Бежать, чтобы оставаться на месте – это как раз про этот случай.

Выявление и восполнение потребностей педагогов в оборудовании, программах и сервисах, а также в развитии цифровой компетенции в “продвинутых” школах происходит примерно таким образом (по наблюдениям в ходе экспертных выездов) – руководители методических объединений обсуждают со своими учителями имеющиеся цифровые ресурсы, их потенциал, выясняют дефициты компетенций, аргументируют потребности (для чего, в каком объёме, кто, где и как будет применять эти ресурсы), прогнозируют влияние использования (и не использования) этих ресурсов на учебные и/или внеучебные результаты учащихся. Получается мини-концепция цифрового развития отдельно взятого методического объединения, которую руководитель МО доносит до администрации и отстаивает перед директором.

В расширенном варианте привлекаются дети, родители, работодатели родителей (это стало актуальным в период пандемии), шефы школы.

В контексте цифровой трансформации крайне важно для каждого учителя в частности и для всей школы в целом выстроить систему развития цифровых компетенций учителей. Здесь нужно делать акцент на практические занятия, в идеале – прямо в школе, на рабочем месте. Это следует, в частности, из ответов учителей на вопрос: “Чего Вам не хватило на курсах повышения квалификации, включающих обучение использованию цифровых технологий?” – Практики! Практики! Мало практики!

И здесь на первый план выходит роль школьных методистов. Методика и практика преподавания предметов и организации образовательного процесса в целом в новой цифровой среде, в том числе, в условиях дистанционного обучения – краеугольный камень современного образования. Именно методисты цифрового образования могут осуществлять обучение своих учителей на практике, на рабочем месте.

Ключевыми задачами методистов в условиях цифровой трансформации школы могут быть разработка и/или обновление:

  • методики использования всех возможностей электронного журнала и дневника – пока этого массово в школах не происходит;
  • методики проведения уроков с использованием личных мобильных устройств учащихся – здесь есть серьёзные изменения, но больше половины учителей пока этот ресурс не используют;
  • методики проведения критического обзора и осознанного выбора образовательных платформ для использования в образовательном процессе, методику организации работы класса и отдельных учащихся на этих платформах, включая индивидуальные образовательные траектории;
  • методики проведения онлайн занятий с группами учащихся, со всем классом – обучение в условиях удаленной работы буквально заставляет изучать такие форматы прямо «в поле», на наш взгляд, требуется массовое повышение квалификации учителей этим методикам;
  • методики работы с цифровыми программами и сервисами по предметам, которые преподает учитель, например, онлайн переводчики для преподавателей иностранного языка, спутниковые снимки и системы навигации на географии, цифровой микроскоп на уроках биологии и химии, виртуальные экспериментариумы на физике, химии, математике и так далее и практику работы с ними.

В целом, по оценкам учителей процессы цифровизации школы пока остаются достаточно стихийными и бессистемными: только 30% опрошенных отметили, что в их школе существует актуальный план или программа развития использования цифровых технологий в образовательном процессе. Еще 20% указали, что такой план или программа находятся в стадии разработки. Остальные 50% участников анкетирования вообще не смогли ответить на данный вопрос.

Из этого можно сделать вывод, что цифровая трансформация в большей части школ происходит без всякого плана, сама по себе. В принципе, данные мониторинга это подтверждают – по каждому показателю учителя делятся тех, кто активно, инициативно и умело использует цифровые технологии, другие вынуждены переходить на цифровые форматы, потому что с них требуют (особенно в условиях пандемии). Примерно 10% учителей не видят пользы в использовании цифровых технологий и стараются, по возможности, избежать изменений в своей деятельности.

В заключение отметим, что следующий этап мониторинга пройдёт через год и затронет уже все субъекты РФ, т.е., срез данных представит картину уже по всей стране. Конечно, интереснее всего смотреть динамику, но это нужно ещё года три подождать. Желательно не просто ждать, а трансформироваться, изменяться, интегрироваться…

 

Дмитрий КОВАЛЕВСКИЙ, эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте