Москва первой сделала шаг в сторону полной трансформации системы подготовки школьных управленцев – основных провайдеров будущих изменений, совершив переход от повышения квалификации в привычном формате к созданию цифровой обучающей личностно ориентированной среды.
В Москве разработаны единые подходы к повышению квалификации школьных управленцев – открытая система непрерывного профессионального развития, ориентированная на адресную поддержку управленческой деятельности на основе конкретных задач, поставленных городом перед системой образования, и государственно-общественные требования к перспективным направлениям его развития.
Реализация программ повышения квалификации для директора школы и его управленческой команды предусматривает обязательное включение в процесс обучения таких элементов, как:
– входная диагностика (определение уровня развития профессиональных компетенций (hard, soft, digital skills);
– построение индивидуального профиля на основе диагностики;
– дизайн организации учебного процесса: выбор содержания, глубины освоения, удобного для освоения времени и способа;
– выбор наставника (при необходимости);
– обучение через деятельность (обучение с использованием симуляционных тренажеров, форсайт-сессии, работа в больших аудиториях, реальная практика, тренинги, проектные мастерские, управленческий проект в электронном формате).
Подготовка управленцев в условиях цифрового мира
Подготовка кадров во всех отраслях экономики, в том числе и в образовании, не успевает за скоростью происходящих изменений. Часто навыки устаревают уже в процессе их передачи. Ожидания становятся более рациональными. С учетом того что источников информации ежегодно в мире появляется все больше, привычная реальность трансформируется, ситуации, условия, в которых сегодня работают управленцы, совершенно не похожи на те, в которых они находились еще вчера, необходимость использования новых разноформатных подходов к подготовке кадров абсолютно очевидна. Москва первой начала создавать цифровую среду для обучения директоров и управленческих команд школ. Цифровые инструменты московского директора открывают доступ ко всем образовательным материалам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
У каждого директора московской школы есть цифровое портфолио, отражающее динамику результатов, накопленных школой, – это, можно сказать, индикатор надежности образовательной организации. Все данные загружаются в портфолио автоматически из информационных систем Департамента образования и науки. Директор не может самостоятельно добавлять в портфолио информацию, зато он видит здесь оптимальные показатели по разным направлениям функционирования школы – от влияния организации на общий уровень образования в городе до эффективности оплаты труда, и эти показатели являются для него ориентирами в работе.
«Открытый Департамент» – это возможность в реальном времени получать информацию из первоисточника – еженедельных онлайн-трансляций мероприятий столичной системы образования. Открытые селекторные совещания департамента проходят в режиме реального времени и транслируются на сайте «Школа большого города» и Московском образовательном канале, их участником в режиме реального времени может стать каждый.
Электронное учебное пособие «Новые инструменты управления школой» выстраивается по актуальным направлениям развития системы образования и разработано на основе материалов селекторных совещаний Департамента образования и науки города Москвы, оно также размещено в открытом доступе. Хорошо структурированный цифровой инструмент позволяет в любое время и в любом месте оперативно найти и посмотреть сюжет по любой из актуальных для управленцев тем с комментариями практиков; систематизировать и структурировать алгоритмы решений финансово-хозяйственных вопросов.
Навигатор директора сопровождает и обучает руководителя образовательной организации. Он включает в себя информацию об основных вопросах управления школой с прямыми ссылками на действующие нормативные акты и дополнительные информационные ресурсы. Информация для навигатора предоставляется подведомственными организациями Департамента образования и науки города Москвы и регулярно обновляется.
Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности
Сегодня, во время глобальных технологических трендов, формируется цифровая экономика знаний, что в свою очередь является серьезным вызовом для всей системы образования. Еще в 2017 году командой нашего центра был организован ряд встреч с авторами концепции цифровой экономики РФ, ведущими специалистами Фонда цифровых платформ и директорами столичных школ, в ходе которых были определены ключевые компетенции, освоение которых необходимо для жизни в XXI веке, в условиях цифровой экономики знаний:
– умение критически мыслить;
– умение эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми;
– умение быстро адаптироваться к изменениям;
– умение принимать решения;
– умение самостоятельно организовывать деятельность, мотивировать;
– умение работать с огромными массивами данных.
Как вы видите, в основе всего социально-поведенческие, когнитивные и цифровые навыки, в том числе управление информацией, а учитывая, что данные – это «нефть ХХI века», умение работать с ними точно должно быть в арсенале каждого управленца.
Вообще в арсенале работы с управленческими командами образовательных организаций есть весьма востребованные сегодня форматы, которые позволяют учитывать интересы каждого коллектива, отвечать на вопросы, постоянно держать руку на пульсе времени и быть флагманами происходящих в России и мире изменений в образовании. Это взаимообучение школ, возможность использования цифровых ресурсов для конвергентного обучения, взаимообучение городов, классный руководитель – руководитель класса, проектный офис. Об этих проектах мы и расскажем в новом выпуске «Учительской газеты-Москва».
Комментарии