Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества. Меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда – новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде. Меняется и роль педагога: от трансляции знаний и контроля к тьюторству и менторству. Резервы в преподавании и продвижении русского языка также лежат в области открытого дистанционного образования. Об этом – в беседе с ректором Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргаритой РУСЕЦКОЙ.
– Маргарита Николаевна, как принципы цифровой педагогики реализуют в Институте Пушкина?- Институт русского языка им. А.С.Пушкина – широко известный во всем мире центр обучения русскому языку как иностранному, поэтому не случайно именно на нашей площадке разработан уникальный инструмент для изучения русского языка в современном формате – портал «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru). Портал создан под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве РФ, который в ноябре 2013 года утвердил Программу продвижения русского языка и образования на русском языке. Проект «Образование на русском» предоставляет для этого массу возможностей. Здесь любой желающий может учить русский язык с начального уровня и до уровня носителя языка. Преподаватели русского языка имеют возможность проходить повышение квалификации и профессиональную переподготовку, где бы они ни находились – ведь теперь для этого не нужно отрываться от учебного процесса и ехать в Россию. Электронные курсы повышения квалификации и профпереподготовки позволяют сделать профессиональное развитие русистов доступным каждому педагогу! На портале много и других полезных ресурсов. Сервис «Русский язык для наших детей» востребован нашими соотечественниками, воспитывающими своих детей в иноязычной среде; методические материалы раздела используют и преподаватели российских школ для работы с детьми, для которых русский язык не родной. Ресурс предназначен для развития речи ребенка-билингва и предоставляет возможность родителям и педагогам отслеживать этот процесс под руководством ведущих экспертов в этой сфере. С начала 2015 года раздел «Русский язык для наших детей» посетили 5830 пользователей, причем это были не единоразовые заходы, а всегда с возвратом на ресурс. Мы зафиксировали рекордное среднее время пребывания на сайте – 8-17 минут (обычно пользователи проводят на ресурсах обучающего характера около трех минут!). Полезность ресурса подтверждают и наши коллеги.Эффективный инструмент освоения русского языка и культуры – еще одна инновационная разработка Института Пушкина: мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия», также размещенный на портале. Этот словарь пережил три переиздания, всегда был очень востребован изучающими РКИ, а теперь он доступен всем совершенно бесплатно! Кроме текстов, словарь включает разнообразные аудио- и видеоматериалы, фотографии, репродукции картин, музыкальные записи, кинофрагменты и даже караоке. Ежедневно словарь просматривают до 2000 раз. Значительную долю нашей аудитории составляют российские пользователи: те, кто стремится расширить свой кругозор, повысить эрудицию, занимаются на массовых открытых онлайн-курсах на русском языке по самой широкой тематике, которые также размещены на портале. Особый предмет гордости – наш электронный обозреватель «Русский язык в мире», 11 номеров которого мы уже выпустили. Это собрание новостей и анонсов мероприятий в мире русского языка. Механизм его формирования построен на краудсорсинге – автоматическом аккумулировании материалов, приходящих от наших партнеров через систему личных кабинетов на портале! Достаточно зарегистрироваться на портале, открыть личный кабинет организации, и можно стать частью большой информационной системы! За год подписчиками обозревателя стали 13000 пользователей из разных стран мира. Сегодня на портале открыты 200 кабинетов организаций, продвигающих русский язык. Мы считаем очень важным формирование нового профессионального сообщества русистов, активных и современных, работающих в электронных средах, желающих овладеть мастерством преподавания русского языка, и очень признательны всем, кто уже стал частью нашего сообщества, помогает в развитии портала своими экспертными оценками, советами. Открою секрет – для самых активных мы готовим сюрприз – конечно, интеллектуальный. Это будет приглашение на обучающий семинар с лучшими преподавателями Института Пушкина. – Каковы особенности обучения в онлайн-среде? – Главная особенность портала «Образование на русском» в том, что это не собрание отдельных ресурсов (чем грешат многие электронные коллекции). Это глубокий, методологически и методически выверенный комплекс мирового уровня в области электронной лингвистики и педагогики, который предоставляет все возможности для полноценного изучения русского языка! В подготовке электронной школы русского языка участвовали лучшие методисты-практики Института Пушкина в партнерстве с ведущими вузами России. Обучение на портале проходит в образовательной среде, имеющей удобный пользовательский интерфейс и позволяющей эффективно использовать методы активного обучения, сочетать различные формы индивидуальной и групповой учебной работы, выполнение творческих заданий, применять разнообразные возможности виртуального педагогического общения. Например, весной этого года состоялась первая итоговая аттестация по дистанционному курсу школы профессиональной поддержки педагогов. Слушателями курса «Практическая методика преподавания русского языка как иностранного» стали более 3000 педагогов из 27 стран. Среди выпускников – граждане России, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Грузии, Италии, Казахстана, Польши, Черногории, Чехии и других стран. Важно отметить, что не только обучение, но и защиты выпускных работ проходили в дистанционном режиме. Современные технологии позволили превратить процедуру экзамена в живое заинтересованное обсуждение профессиональных вопросов. – В каком направлении будет осуществляться развитие портала? – Стратегия развития портала связана с адаптацией его образовательного контента к особенностям изучения и преподавания русского языка в зарубежных странах и регионах России. По сути, речь идет о том, что нами создан уникальный электронный образовательный ресурс для изучения русского языка. В соответствии со статьей 4 Закона о русском языке государство содействует изучению русского языка за рубежом. Мы знаем, сколько проблем возникает при комплектации зарубежных школ специальными учебниками: их либо не хватает, либо они устарели… Теперь же проблема учебников может быть решена на новом уровне. Россия готова предложить всем уникальную возможность организовать изучение русского языка по выверенным и соответствующим мировым требования методикам в современном формате. Сейчас мы формируем международные коллективы для апробации ресурса в разных странах. Еще одно стратегическое направление – создание электронного подготовительного факультета для иностранных граждан, планирующих поступление в российские вузы. Этот проект в пилотном режиме стартовал для обучающихся трех зарубежных стран – Монголии, Китая и Вьетнама. Курсы русского языка со специальной лексикой («языком специальности») были разработаны в партнерстве с инженерными, техническими вузами, имеющими опыт создания подготовительных факультетов для иностранцев: МИСиС, МГТУ «Станкин». Перспективное направление развития портала мы видим также в организации сетевых программ с другими российскими вузами, которые имеют подготовительные факультеты для иностранных граждан, но не стали профильными в обучении русскому как иностранному или пока не имеют достаточной квалификации и опыта. Таким образом, колоссальный теоретический и практический опыт, наработанный Институтом Пушкина в течение его почти полувековой деятельности, станет доступным всем, кто заинтересован в повышении качества и эффективности преподавания русского языка как иностранного. Благодаря созданной лингвистической системе изучения русского языка Институт Пушкина оказался в авангарде изучения и организации электронного обучения. Получая обратную связь от обучающихся, анализируя результативность и эффективность прохождения учебных модулей, сравнивая их с результатами обучения по аналогичным программам в традиционном аудиторном формате, мы получаем уникальные данные, открывающие не только возможности и особенности изучения языка в дистанционном формате, но и шире – законы и правила электронного обучения! Благодаря этому ресурсу в институте открыто новое научное направление, и мы приглашаем молодых ученых, опытных специалистов к исследованию феномена электронной педагогики. Подготовили Дарья Осина, Ирина Ильина, Ажа Ханова
Комментарии