search
main
0

Цифровая гигиена: с какими угрозами в интернете сталкиваются взрослые и дети

Новые технологии все активнее входят в нашу жизнь. Первое знакомство с гаджетами у современных детей начинается уже в 5-7 лет, что ставит под вопрос безопасность юных пользователей. Эксперты «Лаборатории Касперского» оценили, какие угрозы виртуального мира существуют в сети.

Фото: pixabay.com

Специалисты компании Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» провели 2008 онлайн-интервью с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и родителями и составили портрет цифровой реальности. На основании этих данных эксперт по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко дал ряд полезных советов, которые помогут родителям обезопасить своих детей от угроз виртуального мира.

Актуальные тенденции

Опрос юных пользователей показал, что с каждым новым поколением детей интенсивность использования гаджетов становится только выше. Так, например, среди рябят от 15 до 18 лет знакомство с гаджетами до школы было лишь у 29%. У детей, которым сейчас 7-10 лет, этот показатель достиг 77%, что представляет подавляющее большинство.

Среди учащихся начальных классов 88% имеют собственный гаджет. Начиная со средней школы заметная доля ребят уделяет почти все свободное время своим устройствам, в частности, – нахождению в сети. Больше 50% родителей обеспокоены этим вопросом, поэтому принимают соответствующие меры: ограничение онлайн-доступа, контроль сайтов, настройки сервисов.

Согласно полученным данным, дети используют гаджеты для развлечения и общения. Ребята младшего возраста чаще всего играют на планшетах, старшие – на компьютере. С возрастом коммуникация в виртуальном пространстве выходит на первый план и перекрывает образовательные возможности сети. У половины младших классов есть аккаунты в соцсетях. После 10 лет начинается активная фаза освоения данной опции. У подавляющего большинства родителей есть собственные странички, однако в виртуальном мире лишь 51% из них дружат со своими детьми, посещают их аккаунты и отслеживают обновления.

Андрей Сиденко. Фото: kids.kaspersky.ru

«Вопрос общения в чатах и мессенджерах связан не только с информационной безопасностью, но и с цифровой этикой, – говорит Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности. – Большинство опрошенных нами родителей отметили, что обсуждали с ребенком правила этики в сети. Но порой взрослым сложно самим следовать тем правилам, которые они озвучивают в семье. Однако делать это необходимо, ведь дети часто копируют поведение родителей, даже если взрослые этого не замечают. Только так мы сможем привить подрастающему поколению уважительное отношение к другим».

Влияние интернета на психику

Планшеты, смартфоны и другие персональные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни для современного человека. Для детей мобильные устройства стали не только источником развлечений, но и средством коммуникации со сверстниками. В связи с этим почти 30% детей испытывают грусть, а 17% – злость, когда не могут получить доступ к гаджету. Аналогичная тенденция наблюдается и среди взрослых.

Подавляющее большинство родителей (67%) убеждены, что современный контент, который существует в сети, негативно отражается на ребенке. Четверть родителей считает, что некоторые игры могут провоцировать агрессию и делать детей более жестокими. Однако нельзя отрицать, что дети также могут получить качественную и полезную информацию. Задача родителей – познакомить юных пользователей с возможностями Интернета, в частности, можно вместе посмотреть видео из музеев или документальный фильм, ориентированный на юных зрителей.

Эксперты рекомендуют не ограничивать доступ ребенка к тому, что его интересует. Это позволит избежать конфликтов и выстроить доверительную связь. Как показывает практика, в 38% семей родители пренебрегают данным советом, что провоцирует разногласия с детьми. В основном споры возникают на почве продолжительности использования гаджета подростком. Недопонимание возникает, потому что детям свойственно занижать время собственного пребывания в цифровом пространстве. В такой обстановке у ребенка появляется желание утаить от родителей что-то о своем поведении онлайн, например, экранное время или потребляемый контент. Согласно данным опроса, 46% детей скрывают эти факты от взрослых.

Цифровые привычки

У каждого ребенка и взрослого есть свой набор привычек в цифровой среде. Не все из них имеют положительный эффект. Так, например, 77% пользователей старшего возраста характерно игнорирование соглашения об использовании персональных данных, среди детей этот процент еще выше. Данный факт может привести к негативным последствиям.

С точки зрения цифровой безопасности дети совершают и другие некорректные действия: подключение к неизвестной сети Wi-Fi, создание единого пароля для всех аккаунтов, скачивание приложения из неофициальных магазинов и другое. Все это делает их более уязвимыми перед мошенниками.

Андрей Сиденко дал несколько советов, которые помогут оградить детей от самых разных онлайн-угроз: «Необходимо сочетать технические и нетехнические меры защиты. К первым относятся специальные настройки, например семейные аккаунты, программы родительского контроля, антивирус и автоматические определители номеров. К нетехническим — постоянное повышение цифровой грамотности, в том числе в вопросах информационной безопасности. Обучать детей основам цифровой гигиены важно с самого раннего возраста. Со временем это станет эффективнее, чем одни только родительские запреты».

Фото: pixabay.com

Кибербуллинг и другие угрозы

Для детей, как правило, не стоит вопрос о приватности личной информации, так как они не понимают, каким образом злоумышленники могут это применить. Эксперты называют это овершерингом: пользователь размещает слишком много данных и семейных фотографий. За последние два года каждый десятый ребенок пострадал от взлома аккаунтов.

Особую опасность для неокрепшей психики юных пользователей представляет кибербуллинг, травля с использованием цифровых технологий. Распространенная практика в соцсетях, мессенджерах и на игровых платформах. Если взрослому человеку проще справиться с обидными сообщениями или угрозами, то для ребенка – это настоящая опасность. Онлайн-травля имеет вполне реальные последствия для детей: снижение самооценки, стресс, замкнутость, депрессия, бессонница и даже анорексия.

Помимо психологических последствий, могут быть и физические. При общении с незнакомцами ребенок может столкнуться с онлайн-грумингом. Иными словами, посторонний человек втирается в доверие к ребенку, чтобы добиться встречи в реальной жизни. По итогам, такое общение к хорошему не приводит. Стоит отметить, что 36% детей, которые знакомились в соцсетях, лично встречались с собеседниками.

«Заметную роль в защите детей от онлайн-груминга в том числе играет понимание того, какой цифровой след оставляет ребенок в сети: что публикует у себя на странице в соцсетях, что известно о нем другим пользователям»,  – отмечает Андрей Сиденко.

Меры профилактики

Желание родителей обезопасить своих детей от негативного влияния – вполне естественная потребность. Большая часть из них использует различные средства, которые позволяют сделать пребывание ребенка в сети более комфортным, в частности, – родительский контроль на устройстве. Эта программа позволяет ограждать детей от нежелательного контента в сети, ограничивать экранное время и не только. Этим инструментом пользуется 25% родителей.

Профилактика угроз требует не только технического вмешательства, но и разговора с ребенком. Родителям следует рассказать, какие угрозы существуют в сети. В таком случае ребенок будет готов ко всем уловкам мошенников. Профилактическое просвещение помогает формировать осознанное поведение в сети и внимательность к мерам предосторожности.

«По мере взросления ребенку нужно давать все больше свободы, а с точки зрения программ родительского контроля мы рекомендуем оставлять только уведомления, а не блокировку. Подросток все равно найдет то, что хочет, программа в этом случае поможет родителям быть в курсе», – отмечает эксперт.

Фото: министерство энергетики Московской области

Памятка по безопасному поведению в сети

Несмотря на большое количество разнообразных угроз, чувствовать себя в безопасности можно, если следовать рекомендациям:

  • настраивать приватность и двухфакторную авторизацию в соцсетях и сервисах;
  • не использовать единый пароль для всех аккаунтов и придумывать уникальные комбинации с буквами в разном регистре, цифрами и спецсимволами;
  • скачивать приложения и фильмы только из официальных магазинов;
  • не переходить по сомнительным ссылкам даже от знакомых вам людей;
  • вводить личные данные на сайте можно только после тщательной проверки названия в адресной строке;
  • не стоит публиковать большое количество персональных данных;
  • при столкновении с кибербуллингом не нужно продолжать общение с обидчиком, лучше добавить его в черный список или же обратиться к администраторам площадки.

Современные дети – активные пользователи интернета. Они приходят в онлайн-пространство еще совсем маленькими – сначала смотрят мультфильмы и играют в развивающие игры, потом начинают использовать возможности сети для учебы, поиска информации и общения. Знакомства детей с интернетом – не избежать, но родителям нужно сделать нахождение своих дочерей и сыновей в сети безопасным. В этом помогут современные технологии, доверительное общение и повышение цифровой грамотности.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что правилам взаимодействия с онлайн-пространством, по мнению экспертов, нужно учить еще со школьной скамьи. Так, замдиректора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Евгений Хасин предложил изучать кибергигиену в рамках предмета ОБЖ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте