Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Церемония «Оскар» в… Москве

Дата: 08 июля 2011, 10:50
Автор:

«Я еду в Москву смотреть на Диора, – написала мне подруга из Чебоксар. – Это мегавыставка, такое бывает раз в 50 лет!». Я, мягко говоря, удивилась: девушка она рациональная, не подверженная, как мне казалось, порывам, и чтобы вот так, специально сорваться в столицу ради какой-то выставки… Из любопытства зашла в Интернет и обнаружила, что я темная, отсталая женщина – на выставку «Диор. Под знаком искусства» в Пушкинском музее рвется вся Москва (и как выяснилось, не только), выстаивая в огромных очередях, и ходят туда по нескольку раз, несмотря на нескромную цену билета. А уж отзывы… «Лучшей выставки одежды не было», «Сказочная сказка для девочек всех возрастов», «Удивительный пространственный театр», и все с восклицательными знаками. Самая распространенная фраза в рецензиях – «Я такого никогда не видел(а)!». Несмотря на банальность последнего изречения, оно оказалось правдой.

Я тоже такого не видела: из скромного фойе Пушкинского музея я попала в другое измерение, сразу ослепляющее блеском зеркал и многоэтажной перспективой. На входе – стройные стражи в костюмах от Диор. Они сдержанных тонов и довольно традиционны, потому что буйство цвета и изобилие форм обрушится потом, а сейчас вас поприветствует прелестный женский голос на французском и настенная надпись, напоминающая о том, что «Элегантность представляет собой единое целое, в котором невидимое так же важно, как и видимое». Чувствуешь себя то ли Золушкой, то ли Наташей Ростовой, поднимающейся по лестнице на свой первый бал. А вот и туфельки, кстати, – расшитые камнями, стразами, бисером, золотом, серебром и цветными нитями. Даже оттенков они необычных – лавандового, кораллового, фисташкового и таких, к каким я не подберу названия.

Вообще Диор, как настоящий эстет и художник, наверное, одним из первых ввел и придумал названия разным необычным переливам палитры, которые, должно быть, видел только его глаз. Что там «королевский синий» или «тон ночного неба»! Как вам «оттенок алеутского топаза»? На мой взгляд, так грязновато-красный, но не для Диора. Судя по представленным образцам искусства модельера, предпочтение он отдавал бело-черно-красно-сине-золотой гамме.

Но больше всего поражает не игра с цветом, а все-таки крой и фасон. Будучи архитектором по образованию, кутюрье впервые стал строить, конструировать платье по законам архитектуры. Боже, какие сложные, изысканные, головокружительные формы таят его костюмы и платья, какие складки и драпировки! Зачастую это кажется трюком, волшебством – гадаешь, как именно он сложил свое платье-пагоду, состоящую из складок-каскадов, с узором в виде квадратиков аля оригами? Но в глазах большинства Диор все же прославился платьями со сверхженственным силуэтом – с пышной юбкой-венчиком, на которую у него уходило не меньше шести метров ткани. Появившийся благодаря Диору в 1947 году стиль New Look подхватили миллионы женщин, опосредованно и в Советском Союзе. Помните, юную Людмилу Гурченко в знаменитом черном платье с муфтой? Какой еще силуэт способен столь выигрышно подчеркнуть все достоинства женской фигуры, какой еще сотворит из практически любой женщины королеву с узкой талией, подчеркнутой, но закрытой грудью и стройными ногами (за счет длины ниже колена)?

При взгляде на каждую вещь Диора осознаешь, что это без всякого преувеличения произведение искусства, и проведенная организаторами выставки параллель из картин, фотографий и прочих артефактов классического и современного искусства, висящих рядом, не кажется натянутой. И вправду, как не заметить перекличку совершенно воздушных и разноцветных созданий Диора с творениями импрессионистов – с Ван Гогом, Сезанном, Ренуара или его вечерних костюмов с фантастическим корсетом-поясом Bar, пышными подкладными юбками и цилиндрами, явно навеянных атмосферой кабаре, с ироничными плакатами Тулуз-Лотрека? А некоторые костюмы как будто сошли с рисунков Пабло Пикассо. Помимо целей просвещения, юному поколению явно не повредит это понимание единства культурного пространства, где художники творят вне зависимости от сферы искусства.

И, наверное, всем, особенно мужчинам, которых довольно много на выставке, было интересно увидеть подоплеку этих чудес, проникнуть в тайну их создания. Видеофильмы об изготовлении ювелирных изделий, труде портных от раскроя до дефиле и процессе создания сумок Диора стали явным хитом программы. После того, как ты видишь, как из кусков крокодиловой кожи этап за этапом появляется та сама знаменитая квадратная сумка, которую мастер вручную любовно формирует на деревянной болванке, выстукивая каждую деталь молотком, невольно проникаешься к этому штучному творению почтением.

Не стану перечислять всех сюрпризов выставки, утомлять перечислением ее разделов (есть, например, отдельный, посвященный духам Дома Диор). Остановлюсь лишь на двух, мимо которых нельзя пройти. Один из залов привлекает вспышками и голосами, подойдя ближе, ты вдруг чувствуешь, что попал на церемонию вручения «Оскара», тем более, что и толпа вокруг создает атмосферу ажиотажа. И понять его просто: под огромным экраном, на котором показывают звезд мирового кино, стоят платья, которые они же и надевали на «Оскар» или еще по какому-то торжественному случаю. Есть, например, известное по глянцевым журналам светлое тюлевое платье-бюстье с пышной юбкой и расшитым камнями лифом Сары Джессики Паркер, светлое с переходом в красное платье со сложной драпировкой-розой Шэрон Стоун, темно-синее кружевное платье в пол принцессы Дианы. Все стремятся рассмотреть их поближе, да и в интимном полумраке кажется, что протяни руку и вот-вот потрогаешь роскошные наряды. И тут натыкаешься на… практически незаметную глазу сетку, натянутую между платьями и посетителями.

Дамы всех возрастов рассматривают платья еще и критическим взглядом. Вот нежно-кремово-розовое струящееся платье Дрю Бэрримор, для которого нужен столь стройный стан, что соседки рядом то и дело восклицают: «И она в это влезла?!». Впрочем, главный «ангел Чарли» и вправду всегда была пухленькой.

Завистливо повздыхав, можно смело отправляться в главный зал – там мысль о том, чтобы надеть это волшебство, просто не приходит в голову. Описать это трудно, но я попробую: представьте зеркальную залу, которая, кажется, уходит в бесконечность, ибо зеркала отражают весь этот блеск и на полу, и на потолке. И эту бездну подпирают чудные колонны – посередине в них, как в больших стеклянных капсюлях висят драгоценности – самые необыкновенные из бальных платьев Диора. От зрелища захватывает дух. Точнее всего ощущение от этого зала выразила в своей интернет-рецензии одна из посетительниц, просто-таки бал у Воланда! Это великолепие действительно поражает – а уж советского человека в самое сердце.

Поражает и смелое, но гармоничное смешение стилей – вот 18 век, в котором Диор купался как в родной стихии, почерпнув и по-своему преобразив многое – все эти пышные многослойные юбки, корсеты, драгоценную вышивку, кружева, вот начало 20 века с его иронией и импрессионистскими переливами цвета, а вот середина прошлого века, с его золотой эпохой Голливуда. Тема Балов плавно перетекает в тему Садов Диора. Ведь кутюрье мечтал о царствовании женщин-цветов. Их собирательный аристократический портрет рассеян по всей зале – в них чуть-чуть от капризной изысканности Марии-Антуанетты, немного пленяющей чувственности Варвары Римской-Корсаковой, и облако легкости и обаяния от Одри Хепберн. И пусть ее фотография висит не здесь, она присутствует в зале с лихвой – через свое фантастическое короткое платье Armide, в котором она и запечатлена классиком глянца Ричардом Аведоном. Боже мой, какое оно хрупкое, воздушное и как в нем угадана суть Одри! Сотворенное из белого невесомого тюля в несколько слоев, оно сияет и переливается словно от капель росы, а не серебряных нитей и камушков. Форма баллона придает ему дополнительную легкость, а расшитые прозрачными камнями подол, бретели, лиф и очаровательный узкий бантик на поясе делают его платьем сказочной, вечно юной принцессы.

Ну, разве советская женщина могла мечтать о таком нереальном великолепии, о такой любви к ней, о таком знании ее души, тела и желаний?! И забавно, и немного грустно смотреть кинохронику о сотрудничестве Дома Диора с модельерами СССР, в которой французские манекенщицы, впервые приехавшие в Москву в 1959 году, выглядят просто заморскими королевишнами рядом с нашими угловатыми «моделями». А эта непередаваемая игра взглядов, которыми обменялись скромно, если не сказать безлико одетые жена и дочь Хрущева, рискнувшие посетить показ Дома Диора в Париже? А вы знали, что Кристиан Диор, окажет нашей стране большую, поистине гуманитарную культурную помощь: начиная с 1965 года, он ежегодно отправлял в советские, так сказать, дома мод 10 платьев и 20 выкроек «с целью усовершенствования кроя одежды»? Возможно, им двигала благодарность за те находки архитектуры конструктивизма, на которую он в молодости приезжал посмотреть в советскую Россию, и чьи приемы он по-своему воплотил в конструировании своей одежды. Его преемник вплоть до последнего времени Джон Гальяно тоже остался неравнодушен к сокровищам культуры русского и других народов, населяющих Россию, посетив Этнографический музей в Москве. А незадолго до этого он привез в Москву коллекцию с «русскими мотивами», вольными репризами на тему русского балета и русских художников начала 20 века.

На этой приятной ноте взаимодействия наших культур можно устало, но благодарно попрощаться с волшебным аттракционом Дома Диора. А дома, покопавшись на полках со старыми мамиными или бабушкиными журналами (а за неимением – в Интернете), найти выкройку того самого, навеянного силуэтом Диором, платья с запахом и юбкой-венчиком, чтобы сшить себе наряд «из Парижа». Даже из простого ситца или даже грубого хлопка (у Диора есть такое… бальное платье) оно смотрится невероятно празднично. А может быть, увиденное подтолкнет вас к чему-то небывалому, даже не связанному с модой, возможно, вам вдруг до зуда в ладонях захочется сделать что-то красивое.

Тем, кто не сможет посетить выставку, открытую до 24 июля, советуем зайти на сайт http://www.diorcouture.com/pouchkine/ru/#/exhibition, чтобы хотя бы виртуально приобщиться к Прекрасной эпохе. Тем более что там есть возможность панорамного, на 360 градусов, обзора. Даже в таком виде сильно впечатляет.

Фото с сайтов журнала Афиша и

www.ladoshki.ch


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt