Ректоры из нескольких регионов России обратились в Министерство обороны со смелой идеей: заменить морально и технически устаревшие военные кафедры «единым военным центром». Возглавил инициативу ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко (интервью с ним публиковало «ВО»).
Ректор Владимир Литвиненко насадил в своем вузе железную дисциплину, создал «боеспособную» военную кафедру и ввел форму для всех по типу армейской – со знаками отличия. Преподаватели и все студенты ходят по институту в синих форменных брюках, пиджаках и белых (голубых) рубашках с галстуками – такая униформа утверждена Геральдической службой России несколько месяцев назад. Знаки отличия – звездочки – на обшлагах рукавов.
Ректор давно предлагает создать, в том числе и на базе военной кафедры Горного института, единые военные центры подготовки офицеров запаса, объединяющие военные кафедры и факультеты других вузов города. По словам самого Литвиненко, идею поддержали ректоры из Краснодарского края, Свердловской области, других регионов.
– В настоящее время остро стоит проблема обветшания материальной и лабораторной базы многих вузов. Аудитории не отвечают элементарным эстетическим нормам, не говоря уже о состоянии мебели. И тем более, военные кафедры далеко не всегда соответствуют требованиям по подготовке офицеров, которые предъявляют к ним Минобороны и общество в целом, – говорит Владимир Литвиненко.
По его мнению, в таком мегаполисе, как Петербург, может быть два-три «военных центра», где учились бы студенты из территориально близко расположенных вузов. При сложении усилий получится экономия, убежден ректор.
– Сегодня Россия выделяет примерно в 100 раз меньше денег на новые самолеты, корабли, чем в Америке! Это вызывает у меня тревогу, – делится мыслями Литвиненко.
В своем институте ему удалось воплотить в жизнь самые смелые мечты о военном образовании. Сегодня в Горном готовят командиров зенитных ракетных подразделений Сухопутных войск и автомобилистов.
По словам начальника военной кафедры Евгения Гусева, принимают на кафедру не всех, а только самых лучших по успеваемости и физически подготовленных. Студент должен подтянуться не менее 15 раз, пробежать стометровку за 14 секунд и одолеть километр за 3,5 минуты. Средний конкурс на кафедру – около 4 человек на место. В настоящее время там учатся свыше 400 студентов.
Оборудование кафедры впечатляет. Есть собственный тир, полсотни автоматов, огромный макет пересеченной местности и даже действующие зенитные комплексы «Стрела-10» и «Тунгуска».
Но главное на кафедре – не современная начинка, а мощные компьютеры, превращенные в уникальные тренажеры. Некоторые программы для них студенты и преподаватели составляют сами. Вот на мониторе панель управления ЗРК. Студенты, объединенные в тройки-экипажи, могут с разных компьютеров в режиме реального времени вести бой с «противником». А вот другая программа, сделанная по аналогии с популярными «стрелялками»: в трехмерном изображении движется цель – самолет, корабль, джип. Ее надо найти и уничтожить. Игра захватывает покруче любых компьютерных «стрелялок». Ведь там – все «понарошку», а здесь – почти реальные противник и ракетная установка, которую надо навести на цель.
По словам Владимира Литвиненко, предложение ректоров о создании единых военных центров сейчас находится на рассмотрении и, возможно, найдет применение после завершения процесса переаттестации военных кафедр гражданских вузов страны. «Никаких финансовых затрат создание единых военных центров не потребует», – уверен горный «генерал». Наоборот: если в Петербурге Горный институт сделать головным, то в других вузах освободятся помещения, которые можно будет использовать под другие нужды. «Все боятся реформ. Мы не боимся. Мы готовы к эксперименту», – убежденно заявляет ректор.
Но оптимизм руководителя питерского вуза разделяют далеко не все. К примеру, сообщение о предложениях по реформированию военного образования студентов вызвало у начальника военной кафедры Новгородского госуниверситета полковника Владимира Юшникова неподдельное удивление.
– Такое мог придумать только человек, ничего не знающий о специфике работы военных кафедр, – считает офицер. – Судите сами. В вузах страны готовят по заданию Главного мобилизационного управления Минобороны студентов по 31 военной специальности. Представьте, что всех специалистов будут готовить на одной кафедре. А как студентам добираться до центра из разных концов города? Ломать расписание занятий в большинстве вузов?!
Начальник факультета военной подготовки Кузбасского государственного технического университета полковник Александр Панов убежден, что ректор любого вуза не может быть заинтересован в том, чтобы обучать на своем факультете студентов других вузов, ведь именно наличие в вузе военного факультета или кафедры привлекает абитуриентов и увеличивает конкурс.
А вот в Уральском государственном техническом университете идею Литвиненко уже воплотили в жизнь. Как рассказал ректор УГТУ Станислав Набойченко, на здешнем военном факультете уже сейчас обучаются студенты юридической, лесотехнической академий, где нет своих военных кафедр. «Мы вместе с командованием Приволжско-Уральского военного округа вышли в Минобороны с инициативой создания на базе военного факультета УГТУ Военной академии, где бы могли получать офицерское звание все желающие студенты Свердловской области. Военная кафедра – это прекрасная школа для воспитания дисциплинированного, ответственного студента, это современная техника, порядок, это военная романтика, наконец. Зря мы забыли, что есть еще и такая вещь. Ею надобно дорожить», – отмечает руководитель уральского вуза.
Одним словом, единого мнения по поводу необходимости концентрации гражданского «военного» образования как не было, так и нет. Но в том, что существующую систему подготовки студентов на военных кафедрах надо менять, сомневаться не приходится. Не случайно на совещании в военном ведомстве, где министр обороны представлял Президенту России план дальнейшего развития Вооруженных Сил, было сказано: «До 2005 года параметры системы военного образования должны быть приведены в соответствие с новыми задачами, структурой и численностью военной организации, порядком прохождения военной службы офицерами». На базе реформированных военных вузов и научно-исследовательских организаций планируется создать профильные научно-учебные центры. В эту систему, как сказано в представленном на совещании документе «Актуальные задачи Вооруженных Сил РФ», будут включены гражданские вузы, готовящие на договорной основе офицеров для службы по контракту, а также военные кафедры при гражданских вузах, готовящих офицеров запаса.
Комментарии