search
main
0

Центр с немалым ресурсом для будущего

В Восточном округе есть колледж №19, который гостеприимно принял под свою крышу городской ресурсный центр. Но мало того, что принял, так еще и приложил немало усилий для того, чтобы этот центр выглядел как современный европейский по уровню проведенного ремонта, отделке помещений. А уже Департамент образования при помощи и поддержке АФК «Система» и компьютерных фирм-партнеров сумел оснастить центр самым современным оборудованием. Не случайно в открытии центра принимали участие представители префектуры Восточного округа, лидеры мировой и отечественной IT-индустрии – Microsoft, Oracle, IBM, Intel, HP, «Квазар-Микро». Руководить работой центра, заниматься его интеграцией в информационную и образовательную структуру системы образования столицы поручено Информационно-аналитическому центру Департамента образования, который возглавляет Владимир Яблонский, несколько лет назад победивший в Российском конкурсе «Лидер в образовании». Подводя итоги работы по созданию центра, руководитель Департамента образования Любовь Кезина высоко оценила деятельность Яблонского и объявила ему благодарность.

Главной целью оснащенного по последнему слову техники городского ресурсного центра будет модернизация столичного образования на основе современных технологических и информационно-технологических разработок, а основными задачами:

информатизация образования;

координация работы окружных ресурсных центров и ресурсных центров профобразования;

автоматизация управления;

управление мультисервисной корпоративной сетью;

проектная интеграция;

обучение по программам ведущих IT-компаний.

Участникам торжественного открытия центра устроили экскурсию по его залам (иначе помещения и не назовешь – просторные, светлые). Конечно, гостям сразу продемонстрировали Сектор информатизации профессионального образования, поскольку тут и в самом деле есть чем гордиться.

Особый интерес, конечно, представляли самые разнообразные обучающие стенды. Для будущих сварщиков такой стенд не только обучающий, но и контролирующий – особое устройство позволяет оценить качество шва и выставить оценку. Говорят, оценки компьютер выставляет строго и беспристрастно, что с него возьмешь, компьютер жалости не знает. Очень интересен стенд, позволяющий в деталях изучать процесс и систему управления жилым домом. Освоивший все это человек уже не допустит протечек или аварий, сумеет их вовремя предотвратить. Для литейщиков тоже есть компактное устройство. В уголке зала сверкали никелированными деталями знаменитые проэмуляторы – компьютерные имитаторы станков. Для подготовки специалистов по металлообработке они уже поставлены в 8 колледжей и успешно там используются. Проэмулятор – устройство для управления процессом обработки деталей с помощью компьютера на стандартных универсальных станках, он позволяет достигать точности обработки до микрона, а кроме того, готовить специалистов высочайшей квалификации – рабочих-наладчиков, спрос на которых особенно велик на самых современных столичных предприятиях.

В образовательных учреждениях уже установлены и комплекты учебно-лабораторного оборудования, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. Это:

лаборатории современных телекоммуникационных технологий;

лаборатории современных компьютерных технологий;

лабораторно-станочное оборудование (в том числе станки с ЧПУ).

Создатели центра представили единую систему дистанционного обучения для профессионального образования Москвы. На сегодняшний день в системе 44 курса, 10 из которых разработаны специалистами колледжей. Таким образом, разработанные одним из колледжей курсы становятся доступными для всех участников образовательного процесса.

К единой системе уже подключены все колледжи Москвы, они могут иметь доступ к курсам, которые используются в системе профессионального образования, снабжены титрами (их можно было использовать в работе со слабослышащими студентами), имеют голосовое сопровождение. В экспериментальном режиме уже отработана модель дистанционного обучения в четырех московских колледжах – 31-м, 27-м, 39-м и 58-м. В этих колледжах дистанционным обучением охвачены более 200 человек, причем в 39-м, 27-м и 58-м колледжах обучаются студенты-инвалиды. В 39-м и 27-м колледжах – слабослышащие студенты, в 58-м – дети с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата по специальностям:

«библиотековедение» – колледж №58 (ДЦП, инвалиды-колясочники);

«информационные технологии в профессиональной деятельности коммерсанта» – колледж №39 (лица с нарушением слуха);

«компьютерная графика и дизайн» – колледж №27 (лица с нарушением слуха).

Кстати, в центре все предусмотрено для того, чтобы тут могли посещать занятия дети-инвалиды, колясочники. Есть лифт, широкие двери, просторные коридоры, в туалетах есть специальные кабины для таких ребят.

На базе центра создана система фирменного профессионального обучения, причем создавали ее в рамках сотрудничества с IT-компаниями. Некоторые итоги работы уже можно подвести: обучена группа студентов колледжа №19 по программе «Техобслуживание и ремонт ПК». На второе полугодие 2007 года запланировано обучение 10 групп студентов современным технологиям по программам MS, Oracle, монтажник СКС.

Когда гости вошли в зал, где, собственно, и шли занятия со студентами колледжа, сели за столы и стали знакомиться с процессом обучения, Любовь Петровна Кезина начала задавать студентам «вопросы на засыпку». Например, можно ли модернизировать старые компьютеры, не лучше ли их выбросить и приобрести новые, компьютеры какой фирмы, по их мнению, нужно приобретать системе образования и так далее. Студенты держались солидно, серьезно и мужественно. О старых компьютерах типа «Корвет» они, правда, ничего не знали, но насчет современных были осведомлены на все сто. Кезина разговором осталась довольна.

Очень важно то, что Сектор информатизации профессионального образования будет решать задачи переподготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения. Для мастеров производственного обучения подготовлены мастер-классы по применению компьютеризованного оборудования и специализированного программного обеспечения, за счет поставок профессионального высокотехнологичного оборудования уже создана инфраструктура ресурсных центров профессионального образования – в 2006 году было создано 5 таких ресурсных центров, и сегодня уже идет обучение специалистов этих ресурсных центров. Тем более что в прошлом учебном году были изучены потребности колледжей в специализированном оборудовании с применением информационных технологий по нескольким приоритетным направлениям развития экономики Москвы, таких как компьютерные технологии, телекоммуникации, строительство, машиностроение.

Вообще, что касается обучения, то центр готов обучать руководителей (повышение квалификации в области управления с использованием информационных технологий и в области информационных технологий как таковых, управление информатизацией общего и профессионального образования), персонал окружных ресурсных центров и ресурсных центров колледжей (по использованию всех внедряемых средств информатизации), инженерный персонал. Студенты же смогут тут проходить производственную практику, обучаться по программам IT-академии Microsoft, осваивать тестирование программного обеспечения, а на производственно-ремонтном участке – обслуживание вычислительной техники.

Пожалуй, главным отделом центра стал Центр управления сетью. Мультисервисная корпоративная сеть (МКС) Департамента образования представляет собой современную сеть с множеством телекоммуникационных сервисов. Тут есть все: и выход в сеть «Интернет» (с возможностью фильтрации нежелательных ресурсов, защитой от вирусов и хакерских атак), и электронная почта (с возможностью использования унифицированных почтовых ящиков), и выход в сеть мэрии (ЕРКТ, «Одно окно»), и телефония (стыковка как по IP, так и по цифровым каналам E1), и видеоконференц-связь (установленная система ВКС работает поверх МКС), и функционирование различных информационных систем в защищенной интранет-среде (все проекты в рамках ИАИС, профобразования, дистанционного обучения), и централизованный учет ресурсов.

МКС построена по принципу «звезда» с 10 промежуточными уровнями (10 ресурсных центров округов). Такой вариант позволяет обеспечить компромисс между «быстрой» управляемостью и централизованностью. Сеть в таком виде отвечает мировым общепринятым стандартам и стала частью КМС мэрии. При таком построении сети у каждого округа есть возможность влиять на сервисы, предоставляемые МКС, и возможность наложить свои фильтры на выход в сеть «Интернет».

Основные задачи, которые при этом решаются:

Централизованное обеспечение бесплатным интернет-трафиком и его учет.

Фильтрация нежелательных ресурсов (ресурсы для взрослых, ресурсы, пропагандирующие насилие и наркотики, и так далее).

Возможность работы внутренних систем типа АИС ЕРКТ, «Одно окно» и т.д.

Оперативное определение объема и типа трафика. Мониторинг работы образовательных учреждений.

Защита от вирусов. В случае отсутствия централизованного управления 90 процентов школ «подхватят» вирусы, так как если школы напрямую подключать к интернету, то не только они будут иметь доступ в интернет, но и весь интернет будет иметь доступ к серверу школы.

Возможность экономить трафик за счет многократного использования результатов идентичных запросов.

Предотвращение рассылок спама и возможность нормального функционирования электронной почты.

Сектор проектной интеграции занимается решением очень важной задачи – разработкой, внедрением технологий и решений проекта «Карта учащегося». Проект реализуется в рамках проекта «Социальная карта москвича» и по сути стал его развитием, он включает следующие направления:

– льготный проезд школьников на метро и наземном транспорте;

– контроль прохода в здание учащихся, сотрудников;

– автоматизацию процесса расчета за школьное питание;

– учет и анализ использования учебных библиотечных фондов;

– учет посещаемости занятий учащимися;

– доступ родителей к сведениям об успеваемости учеников;

– организацию «электронного школьного дневника»;

– обеспечение в целом отслеживания индивидуальной образовательной траектории учащегося.

На сегодняшний день подключены к МКС 1911 образовательных учреждений города Москвы и 1008 детей, находящихся на домашнем обучении. Причем 56% из них подключены по ADSL, 44% – по ВОК.

По округам ситуация выглядит следующим образом. В Восточном округе к интернету подключены 174, в Западном – 171, в Северном – 145, в Северо-Восточном – 183, в Северо-Западном – 110, в Центральном – 164, в Южном – 206, в Юго-Восточном – 185, в Юго-Западном – 217, в Зеленограде – 52 учреждения, 304 учреждения городского подчинения.

Сектор автоматизации управления позволяет вести работы по развитию всего комплекса информационных систем управления образованием (проект ИАИС, представляющий собой интеграцию комплекса автоматизированных систем по основным направлениям управленческого, кадрового учета, системы, предназначенные для решения учетно-аналитических задач по работе с контингентом учащихся, и так далее), осуществлять весь комплекс работ от разработки проектов до их реализации и внедрения в повседневную эксплуатацию.

Одно из направлений деятельности центра также поддержка и наполнение порталов и сайтов московского образования.

В центре есть Ситуационный центр для проведения различных тематических совещаний с применением IT-технологий, тут все приспособлено для проведения различных выставок, конференций, деловых и общественных мероприятий. Любовь Кезина уже на открытии центра, связавшаяся в виртуальном эфире с Центральным и Северным окружными управлениями образования, решила провести тут традиционное оперативное совещание, и через несколько дней оно состоялось в конференц-зале центра. Все начальники окружных управлений образования смогли оценить, насколько комфортно работается в такой современной обстановке, убедились, что конференц-зал, площадь которого 108 квадратных метров, как нельзя лучше подходит для проведения деловых общественных мероприятий, проведения симпозиумов, коллегий, а также для проведения специально подготовленных занятий, лекций, презентаций, конференций, защит дипломов и диссертаций. Он оснащен:

оборудованием отображения визуальной информации;

оборудованием озвучивания;

видеооборудованием;

световым оборудованием;

коммутационным и коммуникационным оборудованием;

различными вспомогательными средствами.

Любовь Петровна сама продемонстрировала возможности техники, поговорив в виртуальном эфире с президентом АФК «Система», а потом решила, что одна из коллегий Департамента образования пройдет здесь и станет совместной с Центральным окружным управлением образования.

По мнению специалистов, центр может:

обеспечить поддержку мультимедийными и презентационными средствами выступающих;

применять новые технологии сопровождения докладов, в том числе многопотоковое видео;

дать инструмент для создания новых презентационных решений и нелинейной графики;

внести визуализацию в информационные процессы представления информации;

пропагандировать современные тенденции развития информационно-делового общения людей.

Понятно, что в центре в будущем будут проходить не только заседания коллегии Департамента образования города Москвы, но и заседания ученых советов, различные заседания по проектам информатизации образования, совещания сети ресурсных центров и сотрудников ГРЦ, мероприятия по повышению квалификации, семинары, представления научно-исследовательских работ, защита проектов и так далее.

Когда церемония открытия центра подходила к концу, фирма IBM сделала Москве щедрый подарок: передала несколько десятков компьютеров для ее детских садов. В России пока такого не было, столице предстоит первой осваивать эту технику. Значит, появятся в Москве и ресурсные центры информатизации дошкольного образования. Но это тема отдельного разговора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте