search
main
0

Центр притяжения в поселке Фоминском. Педагогические инновации ярославской глубинки

Говорят, театр начинается с вешалки. А сельская школа, смею утверждать, начинается с директора. К такому выводу я пришла, побывав в Фоминской средней школе Тутаевского района Ярославской области, где директором Лариса Николаевна Мохова. От руководителя зависит очень многое, в том числе и оснащенность учебного заведения, и учебный процесс, и климат в коллективах учителей и детей. Многое, но не все. Часто можно слышать: а что может директор, если нет денег, нет того, нет сего, нет пятого-десятого? Остается ждать, когда выделят деньги, что-то дадут, принесут. Лариса Николаевна не из таких, она не ждет манны небесной. Она, можно сказать, эту школу строила своими руками. Школа возводилась в трудные 90-е годы и вполне могла превратиться в долгострой до самого XXI века. 3-4 года стояла одна коробка.

До этого в Фоминском была только начальная школа. О средней мечтали давно, потому что детей было много, их приходилось возить в другие поселки. Проходя мимо недостроенного здания, Лариса Николаевна с тоской смотрела на пустые унылые глазницы окон. Мириться с таким положением она не хотела и не могла. Допекала местные власти, строителей. Ей немало пришлось проявить упорства, воли, чтобы школу достроили. И добилась своего. В 1997 году строительство было наконец завершено. Школу строители сдали, надо было готовить ее к приему детей перед началом нового учебного года. Накануне этого события она задерживалась здесь до полуночи. Сама шила занавески для окон, вместе с коллегами занималась внутренним убранством. И вышла школа лучшим украшением поселка Фоминское, можно сказать, второй достопримечательностью – здесь сохранился еще живописный, сильно запущенный барский парк, а в нем родник на берегу реки Ковать, притока Волги. Но парк со стороны не заметен, а трехэтажное розовое здание, окруженное садом, неизменно привлекает к себе внимание. Во дворе его на клумбах все лето цветут цветы. Фасад украшает молодая рощица из голубых и зеленых елей. За школой  посажены яблоневые и вишневые деревья, выращенные учителями, родителями  и детьми. Этой осенью была заложена каштановая аллея. Территория вокруг школы стала любимым местом отдыха не только для школьников, но и для всей сельской молодежи. В Фоминской школе учатся 335 детей, и не только местные, но и из других поселков, хотя, скажем, в Константиновском тоже есть средняя школа, но родители стараются устроить детей сюда, потому что здесь хорошо учат и лучше готовят к дальнейшей жизни в обществе, так сказать, легче социализация. Детей каждое утро привозят в Фоминское на школьном автобусе задолго до начала занятий. Обязательно сначала напоят чаем. Потом дети могут повторить уроки, посидеть за компьютером или пойти в тренажерный зал. Это так называемая утренняя группа продленного дня. Учение – езда в незнаемое. А насколько эта «поездка» длиной в одиннадцать лет, или около трех тысяч дней, получится увлекательной и глубоко познавательной, зависит от того, какие учителя их будут сопровождать все это время. Большинство фоминских педагогов классные мастера. Из 38 человек 24 имеют высшую и первую категории. Пять лет назад школа вышла победителем Всероссийского конкурса в рамках национального проекта «Образование». А теперь она базовая площадка лаборатории «Сельская школа» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского. Среди педагогов, которых особо чтят выпускники и их родители, Евгения Бобылева – учитель начальных классов, преподаватель физкультуры Евгений Красноперов, учитель физики Ирина Орлова, учитель английского языка Екатерина Смирнова. Кстати, благодаря Смирновой фоминские выпускники знают язык на том же уровне, что и в лучших городских школах. Ребята часто побеждают на областных олимпиадах по этому предмету. Привозят грамоты и призы с соревнований по истории и обществознанию, которые ведет Александр Галыбин. Показывают высокие баллы и на ЕГЭ. Поэтому неудивительно, что выпускники Фоминской средней поступают в престижные вузы Ярославля и Москвы. Например, Маша Петавкина училась в Ярославском музыкальном училище имени Леонида Собинова и получала стипендию имени Владимира Спивакова. Теперь девушка вернулась в родную школу, где учит детей игре на скрипке. К учебе в этой школе малышей готовят с шести лет. С октября до апреля они посещают дошкольную гимназию. Школьные учителя занимаются с ними английским, музыкой, этикой, физкультурой. Год назад, в дни празднования 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова, в школе было открыто научное общество «Ключ», которым руководит учитель информатики Оксана Комиссарова. В него входят лаборатории: естественных наук, обществознания, филологии и культуры, математики, информатики и статистики и художественно-эстетическая. Весной прошлого года состоялась научно-практическая конференция «Открытия 2012 года». Работы юных ученых удивляют серьезностью замысла. Тем более если их авторы нередко ученики 3-4-х классов. Веронику Шаверову заинтересовала природа кристаллов, и девочка выбрала тему для исследования «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Ее сверстник Дмитрий Румянцев назвал свой проект «Работа простейшего электродвигателя и его модель». Но у сельской школы есть миссия – готовить кадры для села. Фоминские выпускники охотно идут работать на местную птицефабрику, в торговлю, сферу обслуживания, возвращаются в поселок, окончив вуз, учителями и инженерами. Если хорошие знания дети получают благодаря высокой квалификации учителей, то в воспитании им помогает любовь к детям. Лариса Николаевна берет на работу только тех, кто обладает этим необходимым для работы педагогом качеством. Учителя стараются быть не над детьми, а вместе с ними. Такая любовь может преобразить ребенка. Года два назад в эту школу была переведена одна девочка. Не умея вести себя, мешала на уроках всем – и детям, и учителю. Если бы ее просто отчитывали за все проказы, как это, видимо, делали в прежней школе, то вряд ли это пошло на пользу. Но к ней отнеслись по-доброму. Прошло два года. Теперь Машу не узнать. Спокойная, уравновешенная, увлеченная учебой и спортом. В прошлом учебном году она заняла первое место в районе по легкой атлетике. Девочка была счастлива, когда при всех Лариса Николаевна поздравила ее с победой и пожала ей руку.Благотворное влияние взрослых лечит все детские и подростковые болезни. Грубость, строптивость, недисциплинированность, нежелание учиться лечатся душевным теплом. Воспитание интеллекта, огранка его, воспитание сердца, души – это итог совместного большого труда фоминских педагогов. Главным методом они считают воспитание своим примером – влюбленностью в свой предмет, трудолюбием, ответственностью, умением признать свои ошибки, доброжелательностью. Это намного эффективнее, чем любая искусно построенная беседа, действенность которой нередко можно сравнить с наполнением водой бездонных бочек Данаид.Многие школьные проблемы помогает решать управляющий совет, который Лариса Николаевна называет стратегическим органом управления. Кроме нее в него входят глава администрации поселка, директор Константиновской овчинно-меховой фабрики, родители, старшеклассники, выпускники. Слово каждого бывает услышано. Вот, скажем, советом было принято такое решение: в сентябре и мае школа занимается по пятидневной неделе, а с октября по май – по шестидневной.Одно время в управляющий совет входил губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. «На правах свадебного генерала?» – поинтересовалась я. «Нет, Анатолий Иванович бывал на каждом заседании», – услышала я удививший меня ответ. При его непосредственном участии в поселке были построены два современных спортивных поля для всей фоминской молодежи, а также гостиница для приезжающих сюда тренироваться юных футболистов из других городов, в том числе и из Москвы. Есть в школе еще один совет – отцов. Он очень важен для воспитания детей. Так сложилось, что в нашем обществе отцы в основном добытчики, а матери взяли на себя все заботы о воспитании детей. Роль отца принижена. Он отодвинут на второй план, вместо того чтобы быть главой семьи, определять стратегию ее развития. – Мы стараемся помочь отцам снова занять свое место в обществе и семье, – рассказывает Лариса Николаевна, – всячески поддерживаем их авторитет. Детям говорим, что семья начинается с папы. Там, где главенствует мать, ей стараемся объяснить это, чтобы она ощущала себя женщиной за мужем, поняла, что именно он главный в доме. Ему нужно вернуть естественные полномочия. Пока отцы будут оставаться в тени своих жен, есть вероятность, что дети вырастут людьми, не признающими никаких авторитетов, а это губительно для общества. Только сильный отец может вырастить из ребенка настоящую личность. Лариса Николаевна может по праву гордиться школой как своим детищем. Теперь школа стала подлинным центром притяжения для села. Все сложилось хорошо, да не все пока удалось. Пятнадцать лет назад вместе со школой был заложен фундамент под бассейн, который предусмотрен по проекту. Но дальше дело не сдвинулось. Прошли годы, фундамент разрушается. Поставленные в то же время сваи директор красит каждый год в синий цвет – цвет надежды, чтобы как-то сохранить их. И они стоят, словно памятник загубленной идее, свидетель равнодушия к школьным нуждам. И все эти годы Лариса Николаевна по-прежнему ходит по инстанциям и обивает пороги кабинетов чиновников разного уровня, но они только руками разводят: нет денег. Поднимаясь по ступеням чиновничьей лестницы, она слышит только эту фразу. Я возвращалась из Фоминской школы на одном автобусе с учителями из Вологодской области, приезжавшими сюда на семинар. Они были рады, что побывали в такой интересной школе, и хотели бы снова побывать в ней, потому что за одно посещение невозможно успеть посмотреть все, что их заинтересовало. Ярославская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте