В 2011 году в Москве стартовал проект модернизации психологической службы. Преобразования относятся к деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов общеобразовательных школ, детских садов и психологических центров.
Сегодня проект реализован в пилотном режиме в образовательных учреждениях Центрального округа под руководством Московского городского психолого-педагогического университета. Анализ работы психологической службы в 2009-2012 гг. показал основные трудности, которые мешали достигать высокого качества психологического сопровождения детей:- отсутствие унифицированных и сертифицированных диагностических методик и развивающих программ, а также стандарта профессиональной деятельности специалистов;- приоритет диагностики в общем объеме работы педагогов-психологов (до 40% рабочего времени);- отсутствие достоверной информации о видах, объеме и качестве оказываемой ребенку специализированной помощи;- отсутствие интернет-ресурсов, необходимых для обеспечения работы центров и анализа ее результативности, отсутствие актуальных механизмов стимулирования труда; – отсутствие системы повышения квалификации, ориентированной на развитие компетенций в обеспечении образовательного процесса;- отсутствие системы психологического сопровождения подростков с трудностями социализации и эффективных программ профилактики;- отсутствие системы психологического сопровождения образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС и целостной системы мониторинга метапредметных и личностных результатов общего образования.Для разрешения этих проблем был запущен пилотный проект, в ходе которого центры объединились в единый Окружной центр психолого-медико-социального сопровождения (ОЦПМСС ЦОУО). Его штат составили специалисты действующих центров, сохранены материально-техническое обеспечение и методические разработки.Раньше в Центральном округе действовали 7 психологических центров, за каждым из которых была закреплена определенная территория. Кроме этого каждый центр имел одно профильное направление работы. Например, сотрудники центра «Тверской» занимались сопровождением инклюзивного образования, на базе центра «Практик» проходили психолого-медико-педагогические комиссии для детей с нарушениями познавательной сферы, центр «Малыш» проводил уникальные занятия для детей раннего и дошкольного возраста. Сотрудники психологических центров оказывали диагностические и консультативные услуги по запросам родителей и педагогов школ и детских садов.Единый окружной психологический центр создан для повышения доступности и качества услуг психологической службы жителям Центрального округа. Все сотрудники единого центра прошли мониторинг профессиональной компетентности, определили основной профиль работы, потребность в прохождении курсов повышения квалификации. Единый Окружной центр психолого-медико-социального сопровождения включает три структурных подразделения:- единую окружную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК);- подразделение по психолого-педагогическому обеспечению образовательных учреждений;- подразделение по оказанию психолого-медико-социальной помощи детям с трудностями в обучении, развитии, социализации.В ПМПК могут обратиться родители, нуждающиеся в консультации, либо посещение приема может быть рекомендовано психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения (в случае трудностей освоения основной образовательной программы или проблем в социализации).По итогам встречи родители получают рекомендации о направлениях необходимой помощи: специалистах и программах центра или направлениях коррекционной работы в образовательном учреждении.Обязательным для оценки индивидуальной динамики развития становится повторное посещение комиссии по истечении периода сопровождения. Комиссия перестает выполнять функцию диспетчера – формирует коррекционный маршрут и организует экспертизу результатов предоставляемых детям услуг. В отличие от существующей модели окружных ПМПК подразделение обслуживает все категории детей (в том числе детей с нарушениями поведения).Специалисты комиссии предоставляют три вида рекомендаций:- по вопросам выбора образовательного учреждения (на основе информации о созданных образовательных условиях);- по направлениям помощи в программе коррекционной работы образовательного учреждения;- по оказанию специальной помощи в условиях единого психолого-педагогического центра.В перспективе комиссия будет обеспечена информационной системой, в которой будут храниться информация о детях и результаты обследований, а также данные об образовательных условиях, созданных в учреждениях. Эта информация позволит родителям самостоятельно выбрать подходящее учреждение по итогам приема.Структурное подразделение по сопровождению детей с трудностями в обучении, развитии, социализации предоставляет услуги для детей со «школьной неуспешностью», с нарушениями познавательной, эмоциональной, речевой, двигательной сфер. Сотрудники подразделения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи (в том числе сурдо- и тифлопедагоги), клинические (специальные) психологи, психологи-консультанты) – профильные специалисты в области коррекционно-развивающей работы с детьми.Детям назначают те или иные программы коррекционной работы только на основании заключения и рекомендаций окружной психолого-медико-педагогической комиссии (в отличие от сложившейся ситуации, когда направления и объем оказания помощи определял специалист, который далее проводил коррекционную работу).Помощь организована на основе коррекционных программ, разработанных и утвержденных университетом для оказания помощи конкретной категории детей.Каждая программа включает инвариантную часть (ориентированную на преодоление первичного нарушения развития) и вариативную (профилактика возникновения вторичных нарушений, в том числе с привлечением специалистов узкого профиля).Например, в случаях возникновения трудностей в освоении навыка чтения в инвариантной части – коррекция фонематического восприятия, формирование фонетического анализа слов, навыков смыслового чтения, анализа текста, а в вариативной – краткий курс (2-3 занятия) по профилактике нарушений письменной речи. А в отношении детей с тяжелыми нарушениями зрения инвариантная часть будет включать развитие зрительного восприятия, формирование пространственных представлений, расширение словаря прилагательных (оттенки, форма, размер, положение объектов в пространстве).Вариативная часть – занятия с использованием спортивного и реабилитационного оборудования, блок занятий по развитию коммуникации, познавательной и эмоционально-волевой сферы.Вариативная часть также учитывает индивидуальные особенности детей со сложной структурой нарушений развития.Оказание помощи детям будет организовано на базе шести помещений, расположенных в районах Центрального округа для обеспечения принципа территориальной доступности.Рабочие программы специалистов этого структурного подразделения соответствуют таким видам обращений:- трудности в обучении (низкая успеваемость, трудности в освоении отдельных видов учебной деятельности, низкая учебная мотивация, сложности при переходе на следующую ступень общего образования);- трудности в развитии (нарушения познавательной сферы, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, сенсорные нарушения, сложная структура дефекта, иные нарушения психического развития);- трудности в социальной адаптации (зависимое, агрессивное поведение, нарушение социальных норм, сложности адаптации в коллективе сверстников, трудности в общении с взрослыми, последствия психотравмирующих ситуаций). Кроме этого подразделение оказывает услуги экстренной психологической помощи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Важной задачей обновленной службы стало обеспечение успешного обучения и развития детей согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта и федеральных государственных требований (для детских садов).Интересная инновация – подразделение по психолого-педагогическому обеспечению образовательных учреждений.Его сотрудники проводят на базе школ и детских садов валеологические и профилактические программы, обеспечивают проектную деятельность детей, формируют универсальные учебные действия и др.Эти услуги необходимы для обеспечения в учреждениях психолого-педагогических условий, утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями.На сегодняшний день в системе образования Центрального округа существует три модели психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений. Первая модель адресована учреждениям, имеющим в штате ставки специалистов (несколько педагогов-психологов, учитель-логопед, учитель-дефектолог). Сотрудничество с такими учреждениями строится на основе оказания только специализированных услуг для детей с трудностями обучения, развития, социализации на базе территориальных помещений центра.Иная ситуация со школами – вторая модель, в которых есть штатный педагог-психолог, но его рабочего времени недостаточно для сопровождения всех учеников. Например, в ситуации введения стандарта начального общего образования педагог-психолог должен уделять значительное внимание начальным классам. В этом случае руководитель может обратиться в центр за проведением программ профессиональной ориентации, организации проектной деятельности в основной ступени, организации профилактической работы.В третьем варианте центр концентрирует усилия на полном сопровождении образовательного учреждения.Вместе все структурные подразделения составляют систему психологического сопровождения, основанную на сотрудничестве с образовательными учреждениями в обеспечении необходимых условий образования для каждого ребенка, индивидуальных маршрутах оказания помощи детям с различными трудностями, унифицированных диагностических и научно-методических средствах.Объединение центров – это лишь часть структурных изменений в работе психологической службы округа, которые были проведены в 2011-2012 гг. Модернизация была направлена на повышение качества и доступности всех услуг в сфере психологического сопровождения.В 2012 году творческие группы школьных педагогов-психологов и сотрудников единого центра создали три программы формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных) – комплексную программу профилактики, программу профилактики нарушений письма и чтения, программу специализированной помощи детям с трудностями обучения. Эти программы соответствуют актуальным задачам школьного педагога-психолога и должны стать надежной основой работы специалистов, включенных в реализацию стандарта.Результаты пилотного проекта были представлены руководителям и сотрудникам образовательных учреждений в ходе работы круглого стола «Служба практической психологии образования города Москвы», проведенного 30 августа 2012 года в Московском городском психолого-педагогическом университете. В настоящее время готовится к публикации сборник статей и научно-методических материалов, отражающих алгоритм модернизации психологической службы, проведенной в рамках пилотного проекта в 2011-2012 гг.Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор методического центра ЦОУО
Комментарии