search
main
0

Ценности, о которых не спорят. Тема «Сохранение культурных богатств»

Цель: развитие уважения к народным традициям, формирование потребности в познании родной и мировой культуры прошлого, желания всеми доступными средствами охранять культуру, заботиться о ней.

Оборудование: фильм «Прикосновение к прошлому» (о г. Бежецке), стенд в кабинете истории «В мире прекрасного», выставка книг.

Вступительная беседа.

Предыдущие уроки были посвящены вопросам: «Кого можно считать культурным человеком?», «Как стать культурным человеком?».

Приобщение к культурным богатствам, которые есть у нас в стране, к тому, что создано людьми разных времен и народов, помогает стать культурным человеком.

Работа с материалами стенда «В мире прекрасного» (на нем представлены иллюстрации с памятниками архитектуры, живописи, художественных ремесел и т.д.).

Что такое культурные богатства?

Российским народом создано их немало. Приводятся слова из «Слова о полку Игореве»: «О светло светлая…»

На стенде представлены иллюстрации лишь некоторых культурных богатств, созданных нашим народом.

В нашем городе также есть немало культурных богатств.

Просмотр фрагментов из фильма, посвященного городу Бежецку. (В фильме показаны памятники архитектуры, которые есть в Бежецке, и фотографии тех, которые по тем или иным причинам не сохранились).

Почему так происходит, памятники культуры разрушаются, уничтожаются?

Важно ли для нас сохранить те культурные богатства, которые есть у нас, или мы вполне можем прожить и без них?

Объявление темы урока. Запись ее в тетрадь.

Работа над понятием «вандал».

Ребятам предлагается найти лишнее слово в предложенном перечне: якут, украинец, бурят, белорус, русский, молдаванин, грузин, вандал, узбек.

Кто такой вандал?

Вспоминаем факты из истории Древнего мира.

И в сегодняшнем мире есть вандалы.

Работа с заданием к §31 из раздела «Познай людей и самого себя», «Здесь был Богданчик», стр. 74-75, «Граждановедение» Я. Соколова.

В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Попытайтесь использовать эти значения слова «культура» для характеристики человека, пренебрежительно относящегося к культурному наследию.

Подобное отношение к культурным богатствам, к сожалению, встречается и у нас в стране. Разрушены или постепенно разрушаются церкви, монастыри, старинные постройки, очень много бесценных произведений искусства безвозвратно утрачены, многие уплыли за границу.

Так ли важно сохранять культурные богатства?

Сейчас, когда у нас в стране очень тяжелое экономическое положение, многие рассуждают так: «Культурой сыт не будешь!» А как думаете вы?

Индивидуальные письменные и устные задания.

1. Прочитай текст: «Даже в самые трудные времена непозволительно торговать музейными ценностями». Стр. 75-76. Выдели главную мысль. О чем хотел сказать автор?

2. Культурные ценности нужно продать за границу, а вырученные деньги использовать на зарплаты и пенсии.

3. Полуразрушенные церкви необходимо убрать с глаз, чтобы не портили ландшафты.

4. Могут ли культурные ценности приносить доходы и каким образом? Обсуждение выполненных заданий. При обсуждении рассказать о спасении культурных богатств в годы Великой Отечественной войны (на примере Новгорода).

Работы с высказыванием Л. Толстого: «Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища и питье, и одежда, даже необходимее».

Как сохранить культурные богатства?

Сообщение ученика о тексте таблички, находящейся на колокольне Введенского монастыря (задание было дано предварительно). Беседа о роли государства в охране, сохранении памятников.

Работа с текстом учебника, стр. 76 «О чем предупреждает закон».

Очень важно, чтобы люди сами осознали, не вставали на путь вандализма, участвовали в охране наших культурных богатств.

Работа с текстом из раздела «Познай людей и самого себя», стр. 74 учебника.

Некоторые считают, что культурным человеком в таком небольшом городке, как Бежецк, стать нельзя. Вы согласны?

Знакомство с путеводителями по Бежецку, которые составили и изготовили сами ребята (задание давалось более сильным учащимся).

Рекомендации книг, представленных на выставке (книги по истории архитектуры, о живописи, скульптуре и т.д.).

Давайте любить свой край, свою Родину, беречь и сохранять то, что создано трудом, талантом людей.

Просмотр кадров фильма о Бежецке.

Нина БЕЛЯКОВА, учитель граждановедения, Бежецк, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте