Цель: развитие уважения к народным традициям, формирование потребности в познании родной и мировой культуры прошлого, желания всеми доступными средствами охранять культуру, заботиться о ней.
Оборудование: фильм «Прикосновение к прошлому» (о г. Бежецке), стенд в кабинете истории «В мире прекрасного», выставка книг.
Вступительная беседа.
Предыдущие уроки были посвящены вопросам: «Кого можно считать культурным человеком?», «Как стать культурным человеком?».
Приобщение к культурным богатствам, которые есть у нас в стране, к тому, что создано людьми разных времен и народов, помогает стать культурным человеком.
Работа с материалами стенда «В мире прекрасного» (на нем представлены иллюстрации с памятниками архитектуры, живописи, художественных ремесел и т.д.).
Что такое культурные богатства?
Российским народом создано их немало. Приводятся слова из «Слова о полку Игореве»: «О светло светлая…»
На стенде представлены иллюстрации лишь некоторых культурных богатств, созданных нашим народом.
В нашем городе также есть немало культурных богатств.
Просмотр фрагментов из фильма, посвященного городу Бежецку. (В фильме показаны памятники архитектуры, которые есть в Бежецке, и фотографии тех, которые по тем или иным причинам не сохранились).
Почему так происходит, памятники культуры разрушаются, уничтожаются?
Важно ли для нас сохранить те культурные богатства, которые есть у нас, или мы вполне можем прожить и без них?
Объявление темы урока. Запись ее в тетрадь.
Работа над понятием «вандал».
Ребятам предлагается найти лишнее слово в предложенном перечне: якут, украинец, бурят, белорус, русский, молдаванин, грузин, вандал, узбек.
Кто такой вандал?
Вспоминаем факты из истории Древнего мира.
И в сегодняшнем мире есть вандалы.
Работа с заданием к §31 из раздела «Познай людей и самого себя», «Здесь был Богданчик», стр. 74-75, «Граждановедение» Я. Соколова.
В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Попытайтесь использовать эти значения слова «культура» для характеристики человека, пренебрежительно относящегося к культурному наследию.
Подобное отношение к культурным богатствам, к сожалению, встречается и у нас в стране. Разрушены или постепенно разрушаются церкви, монастыри, старинные постройки, очень много бесценных произведений искусства безвозвратно утрачены, многие уплыли за границу.
Так ли важно сохранять культурные богатства?
Сейчас, когда у нас в стране очень тяжелое экономическое положение, многие рассуждают так: «Культурой сыт не будешь!» А как думаете вы?
Индивидуальные письменные и устные задания.
1. Прочитай текст: «Даже в самые трудные времена непозволительно торговать музейными ценностями». Стр. 75-76. Выдели главную мысль. О чем хотел сказать автор?
2. Культурные ценности нужно продать за границу, а вырученные деньги использовать на зарплаты и пенсии.
3. Полуразрушенные церкви необходимо убрать с глаз, чтобы не портили ландшафты.
4. Могут ли культурные ценности приносить доходы и каким образом? Обсуждение выполненных заданий. При обсуждении рассказать о спасении культурных богатств в годы Великой Отечественной войны (на примере Новгорода).
Работы с высказыванием Л. Толстого: «Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища и питье, и одежда, даже необходимее».
Как сохранить культурные богатства?
Сообщение ученика о тексте таблички, находящейся на колокольне Введенского монастыря (задание было дано предварительно). Беседа о роли государства в охране, сохранении памятников.
Работа с текстом учебника, стр. 76 «О чем предупреждает закон».
Очень важно, чтобы люди сами осознали, не вставали на путь вандализма, участвовали в охране наших культурных богатств.
Работа с текстом из раздела «Познай людей и самого себя», стр. 74 учебника.
Некоторые считают, что культурным человеком в таком небольшом городке, как Бежецк, стать нельзя. Вы согласны?
Знакомство с путеводителями по Бежецку, которые составили и изготовили сами ребята (задание давалось более сильным учащимся).
Рекомендации книг, представленных на выставке (книги по истории архитектуры, о живописи, скульптуре и т.д.).
Давайте любить свой край, свою Родину, беречь и сохранять то, что создано трудом, талантом людей.
Просмотр кадров фильма о Бежецке.
Нина БЕЛЯКОВА, учитель граждановедения, Бежецк, Тверская область
Комментарии