Как определить, какая школа хороша, а какая не очень? Ответ на этот простой вопрос вызвал бум рейтингов. Один составляет Высшая школа экономики, другой – 72 параметра – Федеральный институт развития образования. Есть рейтинг продвинутых школ, подготовленный РИА «Новости» совместно с Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования на основе информации самих школ, в который вошли 392 лицея и гимназии Московской, Самарской, Новосибирской областей, региональные органы управления образованием которых приняли решение об участии в этом проекте. Но, пожалуй, самый принципиальный, прозрачный и понятный рейтинг школ сделали в Москве. 300 учебных заведений расставили в зависимости от того, сколько баллов по ЕГЭ набрали выпускники, сколько побед в олимпиадах одержали. Рейтинг одобрили далеко не все, посчитав, что такие критерии оценки системе образования не нужны, во многом вал критики возник потому, что лидеры получили гранты – 15, 10, 5 миллионов рублей, которые могут потратить исключительно на премирование педагогов. Если бы не было таких денег, не было бы и споров. А споры нынче идут вокруг нескольких вопросов: зачем нужны такие рейтинги и нужны ли вообще, могут ли они определить, что школа хорошая, и какими должны быть критерии. Противники отвергают саму идею рейтингования, сторонники говорят, что только сравнение школ по тем или иным параметрам может улучшить качество образования в целом. Кто прав?
Виктор БОЛОТОВ, вице-президент Российской академии образования:
Помимо ЕГЭ нужны дополнительные критерии
Исаак КАЛИНА, министр образования в правительстве Москвы:
Каждый реыбенок имеет право на успех
Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка по городу Москве:
А судьи кто?
Иван ЯЩЕНКО, директор Центра математического образования Москвы:
За плохой результат не накажут
Анатолий КАСПРЖАК, директор Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ:
Повод для дискуссий
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:
На первом месте – честность и объективность
Информация к сведению
Анна МЕХЕД, учитель года России-2009:
Выбирать станет проще
Михаил МОКРИНСКИЙ, директор лицея №1535:
Главное – педагогическая культура
Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования:
Престижная мотивация -мотор развития
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 – обладателя гранта мэра (диплом 1-й степени):
Свободу сильным и внимание слабым
Александр ШЕВКИН, учитель математики московской ФМШ №2007 – обладателя гранта мэра (диплом 2-й степени):
Не числом, а умением
Евгений ЯМБУРГ, член-корреспондент РАО, директор Центра образования №109 – обладателя гранта мэра (диплом 3-й степени):
Универсальных критериев не существует
Комментарии