Наше общество за последние годы так изменилось, что подходы к оценке работы учителя, воспитателя, классного руководителя давно пора пересмотреть. Тем более что заработная плата учителя не выдерживает никакой критики.
На одну ставку учитель не может обеспечить себя даже минимальным прожиточным минимумом! А как же семья, дети?! Именно поэтому наши учителя стараются набрать часов побольше, чтобы ценой своего здоровья и семейного благополучия хоть как-то поправить финансовую ситуацию в семье. И эти повышения ставок раз в 2 года на 30% – просто издевательство над учительством! Вроде бы все высокие чины понимают, что от учителя в большей степени зависит будущее страны, но по реальным делам можно делать совершенно обратные выводы.
А ведь на наше образование до сих пор равняются многие страны! Значит, российские учителя еще работают творчески, увлеченно. Но энтузиазм, на котором все держится, стараются подавить тем, что нагружают учителя составлением совершенно нелепых и непонятно кому нужных отчетов. Например, отчеты по успеваемости отменили еще в конце 80-х годов ХХ века, но в городских и районных отделах образования их продолжают требовать с администраций школ, а те в свою очередь – с учителей. Уже давно всем стало ясно, что оценка – вещь относительная, и ученик, имеющий «5» в одном классе, в другом за те же знания получит «3»! То же самое с рейтингом школ.
Посмотрите, что входит в обязанности классного руководителя:
1) дежурство по кабинету (уборка);
2) дежурство по школе;
3) написание характеристик в военкомат;
4) различные отчеты;
5) экскурсии;
6) сопровождение учеников на медкомиссию;
7) отслеживание успеваемости;
8) ведение классного журнала;
9) проведение классных часов;
10) воспитание подопечных;
11) подготовка и проведение мероприятий и дней здоровья;
12) проведение родительских собраний и ведение их протоколов;
13) участие в методическом объединении ;
14) обеспечение посещаемости занятий учениками класса;
15) организация субботников.
Если это освобожденный классный руководитель, тогда это оправданно, а если нет? За классное руководство? Сколько получает учитель- 300-500 рублей в месяц. Это же смешно!
То же самое мы увидим и в обязанностях учителя-предметника.
1. Обеспечивает усвоение учебного материала учениками.
2. Ведет внеклассную работу по предмету (месячники, декады …).
3. Планирует учебный материал по предмету и корректирует учебные планы.
4. Обеспечивает выполнение учебной программы в рамках государственного стандарта.
5. Организует и проводит уроки с учащимися с учетом научно-методических рекомендаций.
6. Проводит в установленные сроки проверку ЗУН обучающихся, выставляет их в журнал и дневник.
7. Заботится о здоровье учеников вместе с медработником и психологом.
8. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время обучения.
9. Контролирует безопасность условий обучения во время учебного процесса.
10. Обеспечивает необходимый порядок, требует выполнения Правил для учащихся.
11. Соблюдает требования устава учебного заведения, Закона РФ «Об образовании», Правил внутреннего распорядка, распоряжений зам. директора, отдаваемых в пределах его полномочий.
12. Несет ответственность за качество образования своих выпускников.
13. Сохраняет учебно-материальную базу кабинета (которая чаще всего и создается за счет учителя!).
14. Обеспечивает на занятиях выполнение требований ТВ, ОТ, санитарно-гигиенических и противопожарных правил.
15. Фиксирует в классном журнале прохождение программы и результаты текущей успеваемости учеников.
16. Уважает честь и достоинство учеников, их родителей, работников образовательного учреждения.
17. Повышает свой профессиональный уровень и педагогическую квалификацию.
18. Организует самообслуживание обучающихся.
19. Участвует в работе педсовета, методобъединений по предмету, совещаниях при директоре, различного уровня конференциях.
20. Зав. кабинетом отвечает за сохранность мебели и оборудования в нем, проводит (часто лично сам) ремонт.
Я считаю, что от учителя разумно требовать только пункты: 3-6, 10-11, 13, 15-17 и 19 (частично). Реально же в жизни от учителя могут потребовать все, что только можно придумать, и при этом совершенно не увеличивать его зарплату. Почему к нему так относятся?
Как должен чувствовать себя учитель, когда бухгалтер в централизованной бухгалтерии в отделе образования имеет ставку в 3-4 раза больше учительской?!
Проблем в нашем образовании в последние годы накопилось очень много, их корни лежат в материальной оценке труда учителя. Ведь для того чтобы существовать (заметьте – не жить!), ему приходится работать за двоих. Многие подрабатывают в других местах. Разве это нормально?! А ведь от этого зависит качество обучения.
Касимов, Рязанская область
Комментарии