search
main
0

Целого мира мало. Наставничество раздвигает горизонты

В рамках выставки-презентации Московской области в выставочном комплексе «Крокус Экспо» прошел День классного руководителя. Открыла предстоящий конкурс самых классных классных демонстрация фильма о победителях педагогического марафона наставников. Победителям и лауреатам вручили заслуженные награды. Также провели «круглый стол» о роли классного руководителя в воспитании детей. Мастер-классы провели педагоги Педагогической академии последипломного образования, Академии социального управления.

Пятнадцать минут. Такое время компетентное жюри посчитало достаточным для выступления в финале педагогического марафона классных руководителей Московской области. Проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование» этот марафон собрал представителей тридцати семи районов региона, из которых до заключительного выступления в выставочном комплексе «Крокус Экспо» дошли двадцать один. Среди них и предстояло отобрать лучших.

В состав жюри вошли представители не только Педагогической академии последипломного образования, в стенах которой и проходило мероприятие, работники Министерства образования области, но и директора подмосковных школ – победителей в разных номинациях конкурса лучших школ прошлого и этого годов. В результате тщательного и беспристрастного судейства победителями стали три классных руководителя.

Профессия педагога в семье Ольги Рассказовой из школы №48 Малаховки Люберецкого района потомственная. Педагогами были ее прадед, родная тетя, бабушка. Поэтому после школы вопросов о выборе профессии не стояло. Классный руководитель в ее понимании – это человек искусства, точно такого же, как и поэзия, театр, живопись, литература. Непросто создать прекрасную картину, но легче ли воспитать человека?

Рассказова подобна архитектору, она выстраивает коллектив, в котором комфортно каждому. Ольга Константиновна верит Мишелю Монтеню, своими «Опытами» утверждающему, что «вовсе не требуется говорить полностью то, что думаешь, – это было бы глупостью, но все, что бы ни сказал, должно отвечать твоим мыслям». Школу она ощущает как некое особое государство, населенное совершенно разными индивидуумами, связанными единым духом сообщества. Каждый день, переступая порог родного предела, она ощущает себя частичкой многообразного, завораживающего мира. 12 лет назад она впервые попала в 48-ю. Была перемена, закружившая ее своей суматохой, ее подхватили, буквально внесли в класс, сопровождая эскортом радостных криков: «Ура! У нас в классе новенькая!» Ольга Константиновна, смущенная столь бурным приемом, сопротивлялась и даже пыталась прибегнуть к беспроигрышному обычно способу увещевания: «Поставьте меня на место! Я учительница!» Не тут-то было, бесстрастно противиться восторгам ребят было абсолютно невозможно. Этот благожелательный и такой эмоциональный поток школьных событий захлестнул ее с первых минут и уверенно несет вдоль крутых житейских берегов.

С 6 лет Рассказова занималась танцами.

16 лет протанцевала в народном хореографическом ансамбле «Колхида». Это было не простое увлечение, ее жизнь. Сейчас с девочками из ее класса Ольга Константиновна ставит к праздникам танцевальные номера. Юные нимфы называют себя «Долечки от Олечки» и с удовольствием бегают на репетиции. И мечтают о том, когда их мальчишки дорастут до мысли, что танцевать – это очень даже мужественно.

Прийти к победе Рассказовой помог ее 6-й«В». А жюри, насчитав за ее выступление 25 баллов, присудило Ольге Константиновне третье место.

У классного руководителя

4-го «Б» Липицкой школы Серпуховского района Галины Юдиной пятнадцатилетний стаж подобного наставничества. Творческий подход позволил Галине Анатольевне победить в районном конкурсе методических материалов «Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя в 2007 году», что дало возможность принять участие в этом педагогическом марафоне. Во главу воспитательной работы Галина Анатольевна ставит личность ребенка. Как классный руководитель она умело сочетает технологии и методики индивидуального и коллективного воспитания, гармонично их использует с целью создания воспитывающей среды, необходимыми условиями которой считает игровую деятельность, коллективно-творческие дела, эстетическое воспитание и взаимодействие с родителями.

Одиннадцать лет Галина Анатольевна использует в своей работе педагогическую технологию Николая Капустина, которая позволяет создать оптимальную воспитывающую среду. Ее разработки опубликованы в книге Капустина «Педагогические технологии адаптивной школы».

С 2004 года Галина Юдина использует в своей работе программу Михаила Лазарева «Здравствуй!», которая стала неотъемлемой частью экспериментальной работы школы по созданию здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего образовательного пространства.

А Юдина ищет все новые пути совершенствования воспитательной работы.

С 2006 года Липицкая школа наряду с другими образовательными учреждениями Серпуховского района стала базовой площадкой лаборатории воспитания и нравственно-этической культуры Научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования по внедрению развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе этического воспитания. Галина Анатольевна участник экспериментальной работы школы по подтеме «Совершенствование и развитие нравственно-этического воспитания школьников на основе «Этической грамматики». Классный руководитель включает данное направление работы в ценностную логику учебно-воспитательного процесса. Разработки классных часов Юдиной публикуются в журналах по этическому воспитанию и вызывают неизменный интерес энтузиастов.

Презентация принесла Юдиной 26,57 балла, и она заняла второе место.

Классный руководитель Синьковской школы №2 Дмитровского района Эльвира Кузнецова, будучи к тому же учителем истории, в рамках воспитательной программы «Я – гражданин России» выявляет уровневую дифференциацию как важнейший фактор развития личностных особенностей и возможностей ребенка. По программе «Взаимодействие» она координирует связь школьников с педагогами и родителями, а также всем социумом, считая это условием раскрытия этих личностных особенностей и возможностей. Эльвира Альбертовна обладает потрясающей способностью находить связь между всем, что она узнает ежеминутно и знала раньше. Порой ребята удивляются энциклопедичности сведений, получаемых от любимой учительницы, и логичности ее выводов. «Вот бы нам суметь увидеть эту, казалось, столь болезненную проблему под таким выигрышным углом!» – не перестают восхищаться девчонки и мальчишки тому, что их беды оказываются всего лишь терзаниями взросления. А это понимание приходит лишь тогда, когда появляется возможность взглянуть на внутренние метания какого-то великого человека с высоты прошедших лет. Уж чего-чего, а таких примеров в копилке Эльвиры Альбертовны предостаточно.

Перед началом выступления Кузнецову спросили о ее настроении. Было заметно, она очень волнуется. Это было не наиграно, а ведь за плечами победа в районном конкурсе, лучшая программа в Дмитровском районе. Наверное, это неудивительно, она живой человек, и для нее было так важно убедить судей в том, что она лучшая. Ей это удалось. С первых секунд выступления Эльвира Альбертовна как по мановению волшебной палочки изменилась, и все внимание присутствующих отныне было приковано к ней. В итоге само жюри не хотело отпускать номинанта, а отведенные пятнадцать минут вылились в двадцать. Кузнецовой присудили первое место.

Кто не мечтал хотя бы на минуточку побыть артистом? Классный руководитель – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он человек, навечно вызванный к доске. Талант удивлять и удивляться не позволяет равнодушию заползти в его сердце.

Созидание можно осознать в полной мере, только продвигаясь вперед. Тот, кто стремится превратить свою жизнь в произведение искусства, должен вести себя в соответствии с гармонией, которая есть во всем. Найдя верную интонацию общения с детьми, их наставник порождает новый мир, полный изумляющих и обогащающих друг друга открытий.

Ольга Рассказова как-то сказала, что любит свою работу классного руководителя за то, что в этой ипостаси она ощущает себя мечтателем, легко теряющим голову от множества чувств. И в то же время исследователем, познающим других и себя. Ведь только общение с детьми способно извлечь из недр души на-гора все те сокровища, что хранятся в ней, сокрытые в иных обстоятельствах навсегда даже от самого их обладателя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте