search
main
0

Царя в президенты!

“Случалось ли вам разговаривать с собакой? Когда собака пытается что-то объяснить своему хозяину, она заглядывает ему в глаза, толкает его носом, кладет ему лапы на колени. Она не умеет говорить словами, и поэтому ей приходится говорить всем телом – от кончика носа до кончика хвоста.
Первобытный человек тоже не умел говорить словами. Вместо того чтобы сказать “руби”, он взмахивал рукой; вместо того чтобы сказать “дай” – протягивал ладонь; вместо того чтобы сказать “иди сюда” – манил к себе. Да при этом еще помогал своим рукам голосом: ревел, мычал, кричал, чтобы привлечь внимание собеседника…”

Этот замечательный по своей наглядности пример из урока Маргариты СЕМЕНЕНКО (школа N 26, г.Березники, Алтайский край), иллюстрирующий не менее замечательную тему “Как человек научился говорить?”, может стать еще наглядней и актуальней для каждого ребенка, если учитель обратит внимание класса на проблемы развития речи современных школьников. На примитивизм и бедность их лексикона (разумеется, заменив термины более понятными словами). На неумение строить, пересказывать и даже просто читать вслух длинные и сложные слова и предложения, выражающие несколько свойств одного предмета, несколько оттенков одной мысли.
Тогда бы вывод урока “Труд поколений не пропал сегодня даром, каждое новое поколение несет в себе весь собранный словесный опыт…” не казался бы таким безусловным. А дети лишний раз обратили бы сугубое внимание на свободное владение языком. Хотя бы родным!
Иначе кто же из них сможет позднее принять участие в красивой исторической постановке Олега ТУРЧИНА (школа N 2, г.Орел) о генерале Милорадовиче. Ведь для создания на уроке “обстановки, способствующей заинтересованности учащихся”, педагог предполагает выделение группы, “обладающей навыками выразительного, обращенного чтения”. Помимо любовно выстроенной биографии, урок интересен еще и тем, что школьники самостоятельно комментируют значение военно-исторических терминов и неизвестных слов. Особенно хорошо продуманы рассказы о российских орденах. Пример графа Милорадовича, за свою недолгую жизнь собравшего практически весь имперский “иконостас”, в этом отношении выбран очень удачно.
Землячка Турчина Наталья ВОЛОБУЕВА (школа N 3, г.Орел) тоже пошла в своем конкурсном выборе по пути частичной театрализации. Однако ее классный час “Сабуровская крепость: легенды и были” носит скорее краеведческий характер. Хочется особо отметить структуру занятия, посвященного знаменитой усадьбе графов Каменских. Это не сплошное повествование и даже не цепь хронологически следующих друг за другом исторических эпизодов, а несколько параллельных рассказов, заставляющих учащихся попеременно обращать внимание то на юридический документ, то на карту, то на местную народную легенду.
Краеведческим является и сценарий урока истории родного города, составленный Ниной АНОШИНОЙ (школа N1, г.Саров, Нижегородская обл.). Один из сильных ходов учителя – привлечение к краеведческой работе не только школьников, но и родителей. В принципе этот прием нужно было бы включить в большинство нынешних школьных краеведческих разработок, целью которых как раз и должно быть осознание чувства тесной, почти семейной связи учащихся с местом их жительства.
Хотя возможен и другой путь, выбранный преподавателями школы N 15 г. Перми. Коллектив под руководством В.Г. ЗИГАНЬШИНОЙ уже несколько лет тесно сотрудничает как с областным краеведческим музеем, так и с местным архитектурно-этнографическим музеем “Хохловка”. Результатом этого сотрудничества являются не только присланные на конкурс музейно-педагогические программы, но и целый блок материалов школьного историко-театрального центра по изучению славянской культуры. Содержание материалов позволяет судить как о научной, так и о воспитательной значимости работы пермских педагогов.
Тем не менее краеведение, конечно же, нельзя назвать единственной формой внеклассной работы по истории. Так, Ольга ШАРАПОВА из поселка Слобода (Клинский район, Московская обл.) предлагает оригинальный способ проведения общешкольной недели истории в форме… выборов Президента России. Важная особенность предложенного варианта состоит в том, что школьники выбирают не своих товарищей и даже не действующих политиков, а исторических персонажей. Например, Петра I или Екатерину II. При этом предвыборный фон выглядит вполне современно. Различные “телепередачи” представляют своих “кандидатов” в наиболее выгодном свете, заставляя их рассказывать о себе или сталкивая в дебатах. Такой неожиданный ракурс подачи тех или иных исторических деятелей, несомненно, повышает детский интерес к ним. Согласитесь, даже взрослый непроизвольно вздрогнет, услышав от кандидата в президенты, что тот “родился в Москве 30 мая 1672 года в семье русского царя Алексея Михайловича Романова”.
Тема выборов стала центральной и на уроке Натальи МИХАЙЛОВОЙ (школа N 1, п. Сясьстрой, Ленинградская обл.), знакомящем школьников с расцветом афинской демократии. “Гражданин стратег! На дворе 480 год до нашей эры. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины!” – на мой взгляд, автор несколько перебарщивает, обращаясь так к одному из своих героев. Хотя в целом такие приемы действительно позволяют добиться закрепления учебного материала. Очень важно и то, что к концу урока детское “народное собрание” не только получает представление о том, что такое “монархия” и “демократия” вообще, но и знакомится с конкретными древнегреческими особенностями этих политических явлений.
Напоследок хочется отметить конкурсные работы, предлагающие варианты исторических тестов и других контрольных заданий. В этой области сложно открыть что-то новое. И все же материалы Галины САВЕЛЬЕВОЙ (г.Великий Новгород), Антонины ГЕЛАСИМОВОЙ (Нижне-Бодайбинская школа, Иркутская обл.) и Михаила ЗЯТЬКОВА (Павловское педагогическое училище, Воронежская обл.) представляют собой вполне добротные разработки, выгодно отличающиеся, в частности, от тех контрольно-измерительных материалов, которые предлагают использовать для проведения в школе единого экзамена. Мне кажется, что на вопросы Зятькова по политической истории России ХХ века не в состоянии ответить даже иной современный политик. Вот, к примеру: “Академик считается знатоком Востока, находясь на одном из высших государственных постов, немало сделал для установления относительной политической и экономической стабильности…” Кто бы это мог быть?
Одним словом, историки в этом году порадовали нас изрядно.

Артем ЕРМАКОВ,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте