Моя давняя знакомая, мать 14-летней не в меру взрослой дочери, узнав, что я в прошлом педагог, просит совета:
– Не знаю, что делать с Иришкой. Приходит домой пьяная, вечером ей звонят какие-то взрослые мужчины, а мне она цинично заявляет – у самой личная жизнь не устроена, отца удержать не смогла, хоть мне не мешай.
Случайно увидев Иришку – выше матери ростом, с пышными почти что женскими формами и главное – взрослыми циничными глазами, я прониклась к знакомой искренним сочувствием: вряд ли можно придумать что-либо страшнее, когда самое близкое и любимое существо – ребенок – отгораживается от тебя невидимой, но совершенно непреодолимой стеной. Я не стала говорить подруге, что Иришка просто внимательно наблюдала за матерью, за калейдоскопом чужих мужчин, заглядывающих на чашку чая, долго-долго ждала, пока у мамы найдется хотя бы минутка – поговорить по душам или помочь с трудной задачкой по геометрии…
– Чему мы учим собственных детей? – задумалась я после разговора с подругой. Даже заглянула в словарь Даля:
“Дитя – младенец, ребенок малолетний, дитятей называют до 14 или 15 лет, когда детство переходит в отрочество. Учить, значит, наставлять, обучать, научать, передавать что-то, передавать знания, умение свое другому”. Образовывать – совершать, улучшать духовно, просвещать. Ну а взрослый – это достигший полного телесного развития и роста, вполне выросший, вошедший во все года, возмужалый, зрелый, полнолетний”.
Вспомнились и несколько картин из недавнего прошлого:
Учитель московской частной школы, где учатся новорусские дети – богачей и элиты, жалуется:
-Хамство, которое приходится претерпевать от учеников, – безмерно. Дети элементарно невоспитанны, родителям жаловаться бесполезно: “Мы вам деньги платим!”. Неужели они не понимают – мы, педагоги, помучаемся, помучаемся (за деньги), но в конце концов освободимся от их чад, но им-то с ними жить до “счастливой” старости!
Кризис воспитания в современном российском обществе – очевиден. Это мы видим “по плодам нашим”: в России 368 тысяч детей не посещают школы, у нас более 600 тысяч детей-инвалидов, а за 10 месяцев минувшего года несовершеннолетними совершено 145,7 тысяч преступлений.
…В нескольких детских садах Республики Коми и Московской области провели исследование психо-эмоционального состояния детей. Изначально у 80-87 % ребятишек выявляются те или иные симптомы одиночества, тревожности, страха. И хотя это вполне социально благополучные дети (неблагополучные ныне не имеют возможности посещать детсады), исследователи зафиксировали у них негативно-депрессивное мироощущение. В душевной сфере у них доминируют “ужастики”, скелеты, черти, “лед в глазах взрослых”. А вот с чем у детей ассоциируется слово “Родина”: Стас – “Родина – это место, где мы живем. Мне нравится моя Родина. Там есть машина-мусорка. Мне интересно, как выгружают и загружают бачки с мусором”. Женя – “Родина – это город, где ездят поезда, есть дома. В домах живут люди с собаками и котами”. Дима: “Я думаю, что Родина – это место, где можно жить. У всех она называется по-разному”. А школьник из Элисты Дмитрий Карпенко в стихотворении “Мрачная картина настоящего апокалипсиса” эти настроения выразил так: “…Школы – разбитые детскими криками. Вера -зарыта, безверье – поет. “Взор” – освященный темными ликами. Подлость – на троне. Иуда живет… Киллеры, пейджеры, хакеры, дилеры. Новые русские, мэры, бомжи… Все перемешано, Время потеряно, Царство уродов, раздолье для лжи”…
Так чему же мы взрослые учим детей? Создаем “Царство уродов” или “Родину где можно жить”…
Светлана РУДЕНКО
Комментарии