В Театре сатиры большое событие: почти 90 лет спустя поставили наконец булгаковского «Ивана Васильевича», который создавался специально для этого театра. В Театре Вахтангова премьера – «Ночь перед Рождеством», а для детей младшего возраста подойдут «Бременские музыканты» в Театре имени Моссовета. Куда можно сходить в театр этой осенью?
Частица черта в нас
Это седьмое обращение театра к творчеству Гоголя, дважды здесь видели «Женитьбу» и «Ревизора», а также композицию по «Театральному разъезду» и «Игрокам», «Записки сумасшедшего» и «Мертвые души». И вот на Симоновской сцене появилась «Ночь перед Рождеством» в постановке Олега Долина с подзаголовком «…или черт знает что такое». Истории о том, как кузнец Вакула из села Диканька на Полтавщине, оседлав черта, летал в Петербург за золотыми черевичками для Оксаны, скоро исполнится двести лет, а не тускнеет она со временем, лишь ярче разгорается, когда берется за нее очередной постановщик. И выходят на встречу со зрителями ярчайшие гоголевские персонажи, и творят полную чудес народную жизнь. По словам Белинского, «Ночь перед Рождеством» есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни».
А в жизни этой, кроме Вакулы с Оксаной, поставившей невыполнимое условие влюбленному парубку – достать черевички, как у царицы, царствуют мать Вакулы ведьма Солоха и черт, запросто обращающиеся с месяцем и звездами на предрождественском небе, любовники Солохи – Голова, Дьяк и Чуб, батька надменной красавицы Оксаны и еще много веселого молодого люда, который толпами перемещается по селу, славя Христа и людей в праздничных колядках. Режиссер Олег Долин избрал этюдный метод: он создавал «композицию по тексту», а не ставил сцены, идущие одна за другой. А это самое то для чудо-повести Николая Васильевича. Важно и то, что спектакль смотрим глазами Девочки (Эстер Долина), которой задали на дом повесть Гоголя.
Оксану, этакую капризную Красную Шапочку в миланской парке, вывернутой белым мехом наружу, с валенками на роликах вместо сумочки, и черта в черном трико, по-балетному семенящего ногами почти во всех сценах (костюмы Евгении Панфиловой верх изобретательности), играет одна актриса – Евгения Ивашова. Не сразу, но принимаешь это, потому что «Частица черта в нас, // В сиянье женских глаз. // И наш коварный взгляд // В душе рождает ад». Ад – и никуда не деться бедному Вакуле (Эюб Фараджев), Оксана так немилосердно играет на его чувствах, что парень не на шутку подумывает свести счеты с жизнью – прорубь или петля, не случайно на протяжении всего спектакля ходит бледный, с головой, странно склоненной набок, словно одной ногой он уже где-то там…
Сцена, в которой Солоха (заслуженная артистка Мария Волкова) коллекционирует под столом любовников – Чуба (Карен Овеян), Дьяка (Василий Цыганов), Голову (Павел Юдин), поставлена весьма изобретательно. Моложавая и поджарая Солоха столь неуемна в своей страсти, что без воды не обошлось. Если вспомнить, что вода символизирует поток жизни, означает очищение и новое начало, понятно, почему, окунув длинные волосы в таз с водой, Солоха устраивает всякий раз водяную вечеринку в избе.
Все-таки превалирует над всем полет в Петербург. Собственно, мотив полета над землей накануне Рождества Христова, которое объединяет людей для добрых дел, а всю нечисть отправляет прочь с глаз, главный у Гоголя. Императрица (Мария Риваль) в замысловатом прозрачном кринолине выходит к народу по спинам коленопреклоненных и слишком долго, выпевая повторы своих слогов, вытанцовывает перед ним. Слегка теряется ритм, и спектакль словно бы пробуксовывает. И света (художник Руслан Майоров), думается, могло быть больше. Подсказывает и Вакула. «Боже ты мой, какой свет! – думал про себя кузнец. – У нас днем не бывает так светло».
…Но главное дело царица вершит – Вакула возвращается в Диканьку с золотыми черевичками. А нам остается пожелать, чтобы как можно больше подростков посмотрели этот любопытный спектакль.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги…
История о бродячих музыкантах-животных, которых изгнали со двора дурные хозяева, известна миру с 1819 года, когда ее поместили в свой сборник братья Гримм. Герои сказки, четверка товарищей по несчастью – Осел, Пес, Кот и Петух, решают отправиться в город Бремен, чтобы стать городскими музыкантами. Расположившись на ночевку в лесу, друзья обнаруживают разбойничью хижину и завладевают ею, разогнав разбойников своим громким «мяу-гав-гав-концертом». Причем врываются в хижину через окно, забравшись друг на друга, – именно так в середине XX века изобразит «Бременских музыкантов» у городской ратуши Бремена скульптор Герхард Маркс. Разбойники, предприняв попытку вернуть хижину, потерпят фиаско и уйдут из леса, а музыканты останутся в ней жить.
О степени популярности «Бременских музыкантов» можно судить по реакции зрителей Театра Моссовета: как только они заслышали песню друзей («Ничего на свете лучше нету…»), зал взорвался аплодисментами, артистам начали подпевать. В основе спектакля Евгения Марчелли лежат то самое либретто Ливанова – Энтина и та самая музыка Гладкова, которые известны нам по мультфильму 1969 года. В спектакле музыка звучит в исполнении живого оркестра Театра Моссовета. Сюжет тот же – Трубадур (Алексей Трофимов), увидев Принцессу (Глафира Лебедева), с первой секунды понимает, что отныне без нее ему «не прожить и дня», и Принцесса в «королевских покоях» теряет «покой», не случайно в театре спектакль называют гимном романтической любви, верности, дружбе, таланту, красоте и всепобеждающей театральности. В исполнение «гимна» Кот (Влад Боковин), Пес (Антон Аносов), Осел (Александр Емельянов), Петух (Владимир Прокошин) вносят заметную лепту.
Прежде чем влюбленные воссоединятся, им предстоит одержать победу в нескольких схватках. Банда разбойниц – сборище сбежавших невест в шикарных нарядах, порой весьма эклектичных, но этот прием блестяще освоен художником по костюмам Евгенией Панфиловой. «Бяки-буки», одним словом… А еще друзьям повстречается фееричный Гениальный сыщик (заслуженный артист Виталий Кищенко) и состоятся разборки с королевской охраной, которая встает все так же рано.
Но главное происходит между этими боевыми схватками – бродячие музыканты покоряют своим талантом публику новых городов и сел, а участники моссоветовского спектакля – своих зрителей. Объясняя феномен популярности «Бременских музыкантов», Евгений Марчелли сказал: «Это та пьеса, в которой количество мажора, радости жизни, а самое главное – энергии питания жизни неисчерпаемо, так что режиссеры никогда не будут проходить мимо». Режиссер признался журналистам, что работа над музыкальным спектаклем оказалась столь трудоемкой, что, знай наперед, возможно, и не взялся бы за постановку. Живой оркестр был важен, но не менее важно было живое пение. Занятия вокалом происходили на нескольких уровнях. Вначале с артистами работали театральные педагоги, потом пригласили Ольгу Покровскую, а потом и музыкального руководителя Московского театра мюзикла Марию Галлиардт. Упорные занятия дали свой результат – запели все, даже те артисты, которые никогда не пели в спектаклях. Таким открытием стал Трубадур в исполнении Алексея Трофимова, во время исполнения им серенады «Луч солнца золотого…» зрители спонтанно, как на концерте рок-музыки, включили фонарики на смартфонах и, раскачиваясь в такт музыке, преобразили зал.
И фонарики – это не все, будет еще бой подушками артистов со зрителями. Приходите, сами увидите, какие чудеса творят на сцене «Бременские музыканты».
Вспомнить лучшие минуты детства
Михаил Булгаков, как известно, часто обращался к фантастическим сюжетам, и в его произведениях, по словам постановщика Сергея Газарова, всегда «чувствовалась тревога за человека, пытающегося войти на территорию неизведанного». Сценография спектакля говорит сама за себя: квартира дантиста Шпака (Сергей Газаров) уставлена мебелью из красного дерева и антиквариатом, комната изобретателя Тимофеева (Илья Малаков) с железной кроватью с панцирной сеткой, оклеена газетами, но посредине не то возвышается, не то зависает то, что заставит вас замереть и вспомнить лучшие минуты детства, когда вы смотрели хорошую фантастику. Огромный зеркальный шар, соединенный десятками труб, трубочек и проводков с умными приборами, мгновенно настроит ваши зрительские нервы на чудеса. Это та самая машина времени, на которой и будут совершаться волшебные манипуляции (художник-постановщик народный артист Владимир Арефьев).
Но вначале увидим героев спектакля в быту: воображающая себя кинозвездой Зиночка (Александра Мареева) сообщает отрешенному Коке, что уходит от него к кинорежиссеру Якину (Федор Лавров). Зиночка экспрессивна и манерна, в ней, как и в Ульяне Андреевне, жене Бунши (Лиана Ермакова), многое чересчур, не случайно одета она в непрактичные платья в стиле ар-деко (костюмы Марии Боровской точны и роскошны). Зинаида подражает актрисам немого кино, и легко представить, с каким заламыванием рук будет появляться в кадре, если Якин решится снимать ее в кино. Лохматый парик делает кинорежиссера похожим на Эйзенштейна. На свою беду, к Тимофееву с требованием зарегистрировать свое изобретение заходит и управдом Бунша-Корецкий (народный артист Юрий Васильев), по роду деятельности первостатейный доносчик на советских граждан в те времена.
А в это время за стенкой артистичный Жорж Милославский (Артем Минин), который «удачно зашел» к богачу Шпаку с помощью отмычки, разыграет настоящий перформанс с танцами, акробатическими этюдами, фокусами, во время которых хорошо припрятанные капиталы дантиста и вещицы из золота перетекут в карманы «артиста». Слегка помешает Жоржу, а может, наоборот, поможет то, что именно в этот момент инженер Тимофеев решит продемонстрировать чудо-машину Бунше и стенка, разделяющая их со Шпаком квартиры, исчезнет. Во время второго включения, когда машина оживет и, мерцая неоном (художник по свету заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов) и издавая зловещие звуки, придет в движение, и свершится рокировка: царь Иоанн Грозный окажется в комнате Тимофеева, а Бунша с Милославским – в царских палатах.
Тему двойничества – царь Иоанн Грозный и Бунша как близнецы братья, и этому есть мутное объяснение (слова управдома про сбежавшего за границу папу «князя») – блестяще отыгрывает Юрий Васильев. Вот он, грозный царь Иван Васильевич, расставшись с царскими мехами в пользу Бунши, в комнате Тимофеева воюет с Якиным, упомянувшим Бориса Годунова, и соблазнившим «боярыню» Зиночку, требует жениться на ней и дарует молодым вотчину в Костроме. А вот он уже хитрован Бунша в образе царя – правит в тронном зале, да так, что огромная «Кемска волость» отходит во владение к шведам, а с груди шведского посла (Иван Михайловский в дивном костюме), несмотря на многочисленную свиту (Жорж рядом), исчезает дорогой медальон. В отдельных сценах преображаться Васильеву помогает Неизвестный гражданин (заслуженный артист Валерий Гурьев).
Пир у царя – настоящий парад царских служб (за пластику персонажей отвечает Сергей Землянский): один балетный проход бояр из кулисы в кулису чего стоит, стрельцы, стража, стольники, только опричников нет, их Бунша с Милославским отправили на войну. Впечатляет сцена подачи блюд на царский стол: запеченные поросята и барашки на вертеле, рыбные деликатесы, икра красная, черная и, как ни смешно, «заморская», баклажанная, и над всем этим роскошеством плывущие к столу лебеди. Колоритны гусляры. Задорно отплясывает с царем-Буншей царица (Надежда Филиппова) со свитой, пока не пройдет по палатам клич, что царь «ненастоящий» и Кока Тимофеев не нажмет заветную кнопку, которая вернет всех на свои места.
Комментарии