С началом массовой компьютеризации населения стало понятно, что проблема единого учебника рано или поздно будет в повестке дня. Учительское сообщество в целом согласится с идеей появления «царь-книги» по истории.
Вопрос в том, как будет отформатирован «учебник для патриотов». Безусловно, содержание учебника должно явиться итогом стараний лучших ученых страны. Однако не стоит забывать, что с текстом этого пособия придется работать в средней школе. Я предлагаю написать своеобразные общенациональные «святцы». В учебнике надо рассказать о тех россиянах, кто оказал ярко выраженное, глубокое и масштабное воздействие на жизнь страны, вне зависимости от идеологических предпочтений.Изначально он может напоминать контурную карту. Какие ученик позже нарисует там «стрелки», в каком направлении и каким цветом, решать ему самому. И эта возможность не должна оставаться умозрительной. Текст нового учебника должен способствовать материализации процесса выработки личностного отношения и понимания. Содержание единого учебника по истории, прорисовывающее кратчайший маршрут из пункта А (862 г.) в пункт Б (2013 г.), было бы уместно сопроводить условно-графической картой происходящих событий. Это может быть наглядная конструкция (НК) – текст, основная часть смысловой нагрузки в котором перенесена на графические изображения и которому придана четкая структура для быстрого и эффективного осмысления сведений. Под графикой в данном случае понимаются рисунки в разной стилистике: линия, штрих, пятно. Они дают возможность для показа лаконичного, быстрого, резко заостренного (своего) отношения к явлению или событию. Ряд емких знаков-символов, которые ученик сам внедрит в исходный текст конструкции, станут графической оболочкой его мысли, выразят его отношение к тому или иному событию. Очевидно, что большим печатным учебником, который должен появиться вслед за кратким курсом, воспользуются немногие. Уместно направить средства, которые потребует его печать, для создания интернет-платформы, используя которую любой ученик мог бы формировать свое историческое пространство. Если создание учебника мыслится как дело государственное, то поставить мощные серверы, выделить ученикам небольшие площадки и разработать движок, позволяющий обрабатывать размещаемую там информацию, задача заурядная.В нынешней ситуации, когда, собственно, информация стала общедоступной, особую роль начинает играть форма, в которую она облечена, и способы ее подачи. P.S. Полностью статья размещена на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/672. Читайте, спорьте, самые интересные комментарии будут опубликованы в бумажной газете!Сергей СЕЛЕМЕНЕВ, учитель истории школы №175, Новосибирск
Комментарии