search
main
0

Царь-рыба. или В ихтиологии все еще можно стать первооткрывателем

Вряд ли чисто случайно Александр Сергеевич Пушкин сделал в своей сказке символом исполнения желаний золотую рыбку. Загадочные непостижимые существа рыбы.

Некоторые из них, как сайки, могут жить в ледяной воде с минусовой температурой, другие, наоборот, спокойно чувствуют себя в горячих источниках, где – 56-58 градусов тепла, третьи – пещерные рыбы – живут в полнейшей кромешной тьме, при этом находя себе пропитание и партнеров для продолжения рода. Рыбы обитают даже на глубине в 7-8 километров, выдерживая колоссальное давление всей толщи воды над ними. Рыбы до сих пор остаются до конца не изученными и не исследованными. Сегодня на нашей планете насчитывается около 25 тысяч различных видов, но каждый год описывают несколько десятков и даже сотен новых видов (ведь рыбы самые многочисленные среди позвоночных). Так что можно даже стать первооткрывателем в ихтиологии, науке, изучающей рыб.

В МГУ на биологическом факультете уже более 60 лет существует кафедра ихтиологии, основанная знаменитым русским ученым Георгием Никольским. Возглавляет ее академик РАН, известный не только в России, но и за рубежом своими работами Дмитрий Сергеевич Павлов. Оказалось, это единственная уникальная в России, да и в СНГ кафедра, занимающаяся фундаментальным исследованием царства рыб. Мой собеседник – заместитель заведующего кафедрой ихтиологии профессор Александр Касумян.

– Покупая аквариум своему ребенку, вряд ли кто-нибудь из родителей всерьез думает, что детское увлечение может стать профессией на всю жизнь. Как ни странно, но у многих наших студентов, а ежегодно мы набираем всего 6-8 человек, интерес к изучению рыб начался именно с аквариумистики. Некоторых, особенно мальчишек, к такому выбору подтолкнуло страстное увлечение рыбалкой. Кстати, некоторые наши студенты подрабатывают в аквариумных фирмах, думаю, это намного лучше, чем рекламировать пепси-колу.

– Александр Аванесович, а как вы отбираете студентов?

– Мы предлагаем ребятам определиться после первого года обучения, какую кафедру они хотят выбрать, чтобы дальше специализироваться, к примеру, на рыбах или на насекомых. Раньше не имеет смысла: первокурсники постоянно меняют круг своих интересов – сегодня им хочется изучать львов, завтра – бабочек. Ихтиология относится к отделению общей биологии, помимо нас есть немало других кафедр, и каждая из них проводит Дни открытых дверей. Обычно после занятий во второй половине дня мы ждем у себя студентов, подробно рассказываем им об истории кафедры, о курсах лекций, о наших экспедициях, о перспективах, о возможностях занятий наукой. Обычно интересующихся рыбами 10-15 человек. С каждым наши преподаватели индивидуально беседуют, приглашая на заседания кафедры, где собираются ведущие специалисты, пытаясь выяснить, серьезен ли выбор студента, насколько он представляет себе будущую профессию, какие направления его больше всего привлекают. Стараемся брать тех, кто поступал к нам на факультет ради ихтиологии. Курсовые и дипломные работы наших студентов – это мини-диссертации, где студенты занимаются разработкой конкретной научной проблемы. Руководят этими работами научные сотрудники нашей кафедры.

– Вы сказали об экспедициях, где они проходят?

– К сожалению, сейчас их стало меньше из-за недостатка денег. В зависимости от научных целей места практик меняются. Мы вывозим студентов на обязательную практику в Германию. В городе Росток есть университет, с которым у нас давние и крепкие связи, причем там даже работают наши бывшие выпускники. Совместно с немецкими студентами ребята проходят практику на Белом море. Студенты-ихтиологи практикуются и в Дальнем Подмосковье, в Тверской области, в Верховье Волги. Особый разговор о Дальневосточной – Камчатской экспедиции. Мы проводим ее в рамках российско-американского проекта совместно с американцами, особо интересующимися изучением дикой популяции дальневосточного стальноголового лосося (его еще называют радужной форелью). Он встречается у нас только на Камчатке, в основном же – в Канаде и США. В этих странах практически нет диких популяций, все одомашненные. Сравнивая их лососевых и наших, мы можем сделать серьезные выводы о влиянии человеческой деятельности, связанной с искусственным воспроизводством, на популяцию рыб. Возглавляет эти работы наш заведующий академик Александр Сергеевич Павлов и ведущий научный сотрудник Ксения Александровна Савваитова. Вообще изучение рыб имеет особое значение в биологической науке, исследуя рыб, можно изучать многие фундаментальные проблемы в биологии, без них нельзя понять, как проходила эволюция всех живых существ. У рыб есть такие органы чувств, которых нет ни у каких других животных, некоторые из них способны генерировать электрические разряды. Эволюция на примере рыб отрабатывала разные пути.

– Куда идут работать ваши выпускники?

– Значительная часть – либо в академические, либо в хозяйственные НИИ, кто-то остается на кафедре. В последние годы из-за существенного недофинансирования науки некоторые наши выпускники меняют профессию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте