Гуманитарное образование играет важную роль в повышении общекультурного уровня выпускников средней школы. Оно должно отвечать запросам общества, формировать систему, адекватную современным вызовам. С какими же вызовами сталкивается сейчас гуманитарное образование?
Первый – это информационный бум. Рост взаимодействия с информационным пространством и технической вооруженности школьников порождает проблемы усвоения и освоения получаемых знаний, так как в этом случае знания отчуждены от самих учеников и превращаются в формальность. И сами по себе новые технологии не виноваты, просто для подрастающего поколения, не способного еще мыслить по-взрослому, они становятся всего лишь самым легким способом получения положительной отметки. Современные ученики теряют навык работы на знание, на понимание, ведь все можно найти в Интернете. А это в свою очередь приводит к тому, что качество знаний и оценка становятся нетождественными.
Второй вызов – оторванность изучения гуманитарных дисциплин от реальной жизни. Школьники порой даже не понимают значения многих слов в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей и считают, что то, о чем говорили классики, устарело. Они не видят взаимосвязи проблем изучаемого произведения с современностью. Подобное происходит и с изучением истории: ученики не осознают, что какое-то историческое событие, о котором они узнают на уроке, как-то связано с их жизнью. Такую же отстраненность от реальности мы наблюдаем и в преподавании иностранных языков: по объективным причинам учащиеся находятся вне языковой среды, нет условий, когда их знания имели бы практическое применение.
Со вторым вызовом непосредственно связан и третий – культурный. Длительное время российское образование в целом пыталось заимствовать западные образцы, при этом разрушая национальные ценности. Материализм, успешность, конкурентность, бизнес выходили на первый план, духовная же, историческая, традиционная составляющие оказывались невостребованными: не важно, какой ты человек и каковы базовые ценности твоего мировоззрения, главное, что ты перспективный специалист в своей области. Ставка на гармонично развитую личность в школьном образовании, возможно, осталась только на бумаге, потому что в реальной жизни этого никто не требовал. Политическое господство одних стран привело к культурному и языковому господству по всему миру: наши школьники готовы часами говорить о Халке, Шазаме, Гарри Поттере и совершенно не знают русских сказочных персонажей, героев родной литературы. Исчезает причастность к национальной самобытности, так как потерян опыт передачи духовных традиций от поколения к поколению. Зачастую это объясняется размыванием ценностных ориентиров у взрослых.
Следует остановиться и на четвертом вызове – динамике социальных процессов. Недостаток гражданского, патриотического самосознания связан прежде всего с тем, что долгое время школьное образование находилось в процессе отчуждения от вопросов воспитания. Эта функция считалась неприоритетной. Количество проведенных воспитательных мероприятий необходимо было для «галочки», отчетности, но никак не соотносилось с концепцией гармонично развитой личности.
В связи с этим перед гуманитарным образованием встает вопрос о такой модели обучения, которая поможет ученикам адаптироваться в этом стремительно изменяющемся мире. На наш взгляд, вызовы, стоящие перед гуманитарным образованием, – это не какая-то непостижимая парадигма, а возможность актуализации системы этого образования, чтобы она была способна давать ответы на современные вызовы. Каким же образом этого можно достичь?
Во-первых, гуманитарное образование должно уйти от традиционных форм преподавания отдельных дисциплин. Необходимо введение в практику метапредметов, когда, например, учителя истории и литературы вместе ведут урок, посвященный какому-то историческому событию, нашедшему отражение в художественном произведении; или же когда учителя русского и английского языков разбирают какое-то одно лингвистическое явление в соответствии с принципами функционирования этого явления в разных языках. Такие бинарные занятия не только способствуют демонстрации подходов к анализу проблем, но и вовлекают учащихся в научные дискуссии. Одновременно будет реализована и другая задача – поставить творческий процесс обучения на качественно новый уровень.
Во-вторых, гуманитарное образование должно стать универсальным. Универсальность заключается в том, что его необходимо интегрировать и в преподавание естественно-научных дисциплин: учителя технического цикла должны ставить перед учениками не только задачу получения знаний по своему предмету, но и вопрос о том, с какой целью можно использовать эти знания в социальной жизни людей (например, открытия в области ядерной физики – благо или зло для человечества?). Распространение гуманитарного образования выражается в формировании устойчивых личностных качеств, нравственных ценностей учащихся. Уроки должны быть построены так, чтобы создавались условия, обеспечивающие школьникам взаимосвязь логического и образного мышления, сочетание самоорганизации с управлением со стороны учителя, формирование творческого отношения к изучаемому материалу, а также необходимо включать в структуру уроков моменты преодоления трудностей.
В-третьих, между гуманитарным образованием и воспитанием давно пора поставить знак равенства не на словах, а на деле. Развитие эмоционального интеллекта, возвращение к традициям, истории и, что немаловажно, национальным истокам должны стать приоритетными задачами учителей общественных дисциплин, все знания должны фокусироваться в поле этих понятий.
Таким образом, современное гуманитарное образование, принимая вызовы времени, должно стать более гибким, иначе все инициативы и затраты будут бесполезны.
Татьяна КУЛИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №2009
Комментарии