search
main
0

CTRL + ALT + DELETE. Перезагрузка

Общеизвестно, что до 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Кроме того, у него также был помощник, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы. Труд классного наставника воспринимался при этом как нечто сугубо прозаическое, не имеющее ничего общего с творчеством, отнимающее большое количество физических сил, мешающее мечтать, не дающее возможности самореализоваться. Изменилось ли что-то сейчас? Классный руководитель – личность? Или же залог достижения цели – верно выбранная технология?

В​округ нас все стремительно меняется. Уходят в прошлое, казалось бы, незыблемые, традиционные умения и навыки, на смену которым приходят совершенно новые компетенции. Сегодня технологические и экономические отрасли развиваются так быстро, что человеку трудно идти в ногу с подобным прогрессом. Уже сейчас многие его функции успешно выполняют роботы, программы и искусственный интеллект. «Ваших профессий больше нет» – важно рассматривать факторы, делающие современного специалиста конкурентоспособным. А в случае с классным руководителем – еще и умеющим делать конкурентоспособными других, то есть владеющим определенной технологией – методами и инструментами для достижения результата.Школа во все времена считалась сферой проявления личности – личности учителя-предметника, ученика, классного руководителя. Ведь личность человека – ресурс для создания атмосферы гармоничного пространства взаимодействия. И именно потому так обращает на себя внимание отмеченное русскими классиками противопоставление двух типов учителей: не обладающих особыми талантами «ломовых коней», которые, как писал А.П.Чехов, остаются в школе на всю жизнь, и «живых, нервных, впечатлительных» творческих личностей, не выдерживающих школьной рутины. Твой классный руководитель – личность. Всем ли так повезло? И повезло ли? Тонкая грань, почувствовать и не переступить которую позволяет технология. Доктор педагогических наук В.М.Монахов писал: «Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных усилий детей».Современный классный – кто он? Человек, который «осуществляет надзор» и «отвечает за воспитание», или умная, интегрирующая ресурсы сила, выстраивающая маршрут развития для каждого ученика? Профессионализм превыше всего. Мало кто захочет оказаться на операционном столе у творчески настроенного хирурга или отдаст свой автомобиль в руки автослесаря-экспериментатора. Ответственность за результат, определенность позиции, взвешенность решений, мастерство – вот что отличает дилетанта от истинного специалиста. И классный руководитель в современной школе в первую очередь профессионал, который одинаково владеет знаниями из разных областей: педагогическая наука, информационные технологии, психология, теория коммуникации и многое другое. Здесь нет места личности?Бывает, высококлассный хирург проводит у операционного стола и 15 часов подряд. Готовы ли к этому «живые, нервные, впечатлительные»? Древнейший принцип «не навреди» актуален в работе классного руководителя, как никогда. Ошибки врачей дорого обходятся людям. Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого.Технология – «способ преобразования данного в необходимое». Скорость изменений, происходящих в окружающем нас мире, неуклонно растет, возрастает и сложность профессиональных задач, которые ежедневно решает каждый. Поэтому нужно мыслить иначе – уметь находить эффективные решения вне поставленных рамок, реализовывать нестандартные идеи, распознавать и создавать смыслы, использовать для достижения результата разные формы. «Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон», – написано в «Атласе новых профессий». Планы развития будут реализованы, только если найдутся специалисты, способные их реализовать. Специалисты, готовые ставить амбициозные цели, принимать решения и добиваться результатов.

Способов перезагрузки системы насчитывается достаточно много. Что из всего предложенного использовать, советовать трудно, поскольку каждый пользователь выбирает для себя наиболее удобный вариант. Но формула остается единой – «Классный руководитель: CTRL + ALT + DELETE».

Юлия ЕСАУЛЕНКО,эксперт Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте