search
main
0

Чужой… Не отвечать на обиду обидой

Родительское собрание подходило к концу, когда одна из мам робко сказала: а теперь можно, Галина Васильевна, сказать о моем сыне? Классный руководитель – опытнейшая, старейшая учительница начальной школы – не без волнения подхватила неуверенную инициативу: «Конечно! О таких вещах нельзя молчать!» Судя по всему, суть проблемы была ей известна. Мама с горечью сообщила, что ее темнокожего мальчика в классе дразнят и унижают некоторые «коренные петербуржцы». «Не может быть! Вы уверены?» – изумились родители. Класс гимназический, сильный. Дети учатся вместе второй год. Есть среди них очень способные, есть – так себе. Есть слишком подвижные, шумные, есть и тихони – все как положено. Но семьи у всех, что называется, нормальные. Почти в каждой есть бабушка или неработающая мама, сосредоточенные на воспитании. Откуда такая дикость?

Галина Васильевна умоляюще смотрит на маму, которая сжимается под градом нетерпеливых вопросов: кто это? Назовите имена, надо же поговорить с этими детьми! И только одна из присутствующих понимающе кивает: «Да, я тоже знаю, что дети очень обижают его. Но мы же не можем сейчас устраивать тут публичное разбирательство!»

Учительница согласна. Богатый опыт подсказывает ей, что сейчас ни в коем случае нельзя опозорить вот так с ходу кого-то из родителей и детей. Иначе они могут стать источником такой вражды в классе, по сравнению с которой сегодняшние беды «чужестранца» покажутся сущим пустяком. «Пусть каждый поговорит на эту тему со своим ребенком дома», – решает Галина Васильевна.

И тут одна из бабушек замечает веско: «Это ведь проблема не тех, кто обижает, а того, кому достаются обиды! Надо учиться противостоять им, иначе пропадешь». Она рассказывает, что внуку ее пришлось пойти в первый класс в соседней стране. И хотя языком местных жителей он владел свободно, русское происхождение бросалось в глаза. Мальчика начали дразнить, задирать. Возникла похожая ситуация. Дипломатичные родители, достаточно хорошо изучившие к тому времени местные нравы, решили, что сын должен справляться со своей бедой сам. Ему жить среди людей, и по разным причинам конфликты будут возникать всегда. На всю жизнь соломки не подстелешь. Так рассудили взрослые в этой семье и предложили мальчику действовать по обстоятельствам. Как именно он повел себя, выяснить на собрании не удалось. Понятно было, что очень скоро ребенок оказался уже здесь, в нашем классе. Тут у него проблем нет.

Это выступление разрядило обстановку. Родители с явным облегчением заговорили о том, как важно, чтобы дети учились выстраивать свои отношения с другими людьми, самостоятельно решать конфликты, пока это еще не так страшно, как в мире взрослых. Мне тоже показалась было такая позиция мудрой и зрелой. Но стоило потом мелькнуть где-то в глубине школьного коридора маленькой одинокой фигурке с тяжелым рюкзачком за плечами, как сердце болезненно сжалось: правильно ли оставлять их один на один с такими проблемами? Долго ли сломаться? Озлобиться? Научиться отвечать на удар еще более сильным ударом?

В маленьком новозеландском городке русская мама, бежавшая туда вместе с сыном-второклассником из Екатеринбурга от бандитских разборок бывшего мужа, рассказывала мне, как решилась в их новой школе похожая проблема. В туалете кто-то из старшеклассников схватил куртку новичка и сунул ее в раковину. Мальчик, повидавший в России и не такое, спокойно взял подмокшую одежду и даже не счел все происшедшее событием. Мама узнала случайно и тоже решила промолчать. Мокрую курточку заметил новозеландский папа. И велел немедленно собираться в школу. «Жаловаться? – испугался малыш. – Но они же мне потом не дадут спокойно жить?» Папа был непреклонен. Он объяснил, что в любом действительно цивилизованном обществе кроме власти силы и наглости, богатства есть власть закона, суд. И надо уметь ею пользоваться. Ни к коем случае нельзя отвечать на обиду обидой, давать сдачи. Тогда виноватыми становятся обе стороны и судить будут обоих. И ни в коем случае нельзя молчать. Сейчас следует обратиться в администрацию школы. Если обидчики не уймутся, их родителей оштрафуют. Не поможет – дело передадут в суд. Так и случилось. Старшеклассникам пришлось извиняться. Больше они русского не трогали. И это тоже был опыт. И наука. Нового гражданина учили, что самосуд, как и безнаказанность, недопустимы. Что люди грамотные пользуются помощью органов, специально для этого созданных в государстве – будь то администрация школы, района или суд…

Нам такое даже в голову не приходит.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте