search
main
0

Чужих детей не бывает . Эту истину каждый день доказывают педагоги детского дома-школы нанайского села

Дома хорошо. В родных стенах чувствуешь себя защищенным от всех невзгод и сюрпризов жизни. У 130 мальчишек и девчонок, проживающих в селе Найхин Нанайского района Хабаровского края, тоже есть дом. Правда, называется он длинно – муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа села Найхин. Для многих воспитанников интернат навсегда останется самым что ни на есть родным домом.

Рассвет по-нанайски

В этом году детский дом-школа села Найхин отметит свой сороковой юбилей: интернат был создан в 1964 году. За это время многое изменилось, однако детей, брошенных родителями, меньше не стало. Более того, раньше в детском доме не было сирот из числа коренных народов Cевера, потому как у этносов очень сильны семейные отношения. Увы, водка эти узы разорвала. Более того, в последнее время наметилась еще одна печальная тенденция: в интернат стали попадать дети выпускников. Это можно считать исключением из правил, но таких детей в доме-школе уже 10.

– Мне кажется, что некоторые наши воспитанники идут по пути наименьшего сопротивления, – поделилась заместитель директора по административно-хозяйственной части Светлана КНИГА. – Сейчас столько возможностей получить образование, устроиться в жизни, однако… Показателен пример: у нас воспитывались замечательные ребятишки, хорошо учились, занимались спортом, постоянно ездили на соревнования. Когда же закончили интернат, стали жить с матерью и вместо того, чтобы учиться и работать, вместе с ней выпивают.

Причин, почему дети из неблагополучных семей выбирают путь родителей, можно придумать массу. Это и гены, и то, что плохой пример заразителен, и что куда проще наскрести денег на плохую водку, нежели каждый день ходить на работу. На самом же деле ответ лежит на поверхности: в интернате нет самых важных людей – психолога, социального педагога, логопеда. Только эти специалисты могут реально помочь детям выбиться в люди. Конечно, воспитатели оказывают поддержку и пытаются справиться с ситуацией, но все это не то.

– Вакансии психолога, логопеда и социального работника у нас постоянные, но к нам в глушь ехать никто не хочет, – говорит Татьяна КОТОВА, заместитель директора детского дома-школы по учебно-воспитательной работе. – К тому же нагрузка у нас намного выше, чем в обычных образовательных учреждениях, и зарплате не соответствует.

Сейчас в интернате 130 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Дети поделены на 6 групп. Самые младшие ходят в «Крепыш», чуть постарше – в «Горох», дальше – «Гевана» (по-нанайски это означает рассвет), «Россиянка», «Лукоморье» и «Фриволите». У каждой группы по два воспитателя, всего же в детском доме-школе их 14. Рабочий день «мам» начинается в 7 утра, а заканчивается в девять – половине десятого вечера зимой, летом – в половине одиннадцатого. За то, что воспитатели большую часть времени проводят в интернате, а не дома, они получают от трех до пяти тысяч рублей. Что самое интересное, несмотря на нищенскую зарплату, продолжают ходить на работу и отдавать всю душу и сердце неродным детям. Хотя для них все воспитанники что свои дети.

– А как местное население относится к ребятам?

– С сельскими проблем нет. Мы постоянно проводим дружественные встречи, спортивные состязания. У нас очень сильный физрук – Наталья Владимировна Бельды. Она ведет легкую атлетику, теннис, многоборье, бег, постоянно с группой спортсменов выезжает на соревнования в разные точки страны, – рассказала Татьяна Николаевна.

– Учителей хватает?

– На это пожаловаться не можем: у нас 15 педагогов и все вакансии закрыты.

Школа-интернат дает неполное среднее образование. Желающие продолжить образование в старших классах ходят в сельскую школу, а живут «дома». В основном же воспитанники предпочитают поступать в профессиональные училища и техникумы. С последними детский дом-школа заключает договоры, где прописано, что учебное заведение предоставляет воспитаннику жилье и берет на себя его оплату. Так что студенты находятся на полном государственном обеспечении. Но, даже выпустив своих питомцев во взрослую жизнь, преподаватели интерната не теряют их из виду: следят за учебой, приезжают в гости, общаются с преподавателями.

Новая баня и пара поросят

– Мы же похвастаться забыли: недавно построили свои баню и сарай. Теперь в придачу к двум огородам и плодовому саду будем еще хозяйство разводить – кур, коров, свиней, – поделилась Татьяна Котова.

Есть и еще одна радость: в этом году Министерство образования края выделило средства на капитальный ремонт электропроводки. Помимо этого, ведомство выделяет деньги на покупку одежды, оплачивает летний отдых. Дети ежегодно выезжают в лагеря в Комсомольск-на-Амуре и Находку. А когда интернат посещал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, воспитатели показали ему, на чем спят дети: мало того, что кровати-сетки неудобные, так еще и осанку портят. После визита губернатора детский дом-школа получил 130 новых хороших кроватей.

Иногда помощь детскому дому-школе оказывают спонсоры. На 35-летний юбилей гости подарили караоке, радиотехнику, а каждой группе – по телевизору. Однако весь досуг не сводится к просмотру телепередач. Воспитатели с ребятами постоянно устраивают конкурсы, тематические вечера, а летом вместе с руководителем этнографического школьного музея Максимом Бельды занимаются раскопками. Есть в музее и действительно уникальные находки. Например, штоф XIX века, изделия народного промысла или древний шаманский бубен. Правда, последний экспонат пришлось передать в музей села Троицкого. Своего музея воспитанники интерната боялись и старались обходить его стороной. Дело в том, что по вечерам и малыши, и девятиклассники слышали за дверью шум, грохот, как будто кто-то стучал в бубен. А некоторые видели силуэт женщины. Ради спокойного детского сна от бубна пришлось отказаться. Вот такая мистика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте