search
main
0

Чужая речь. Чтобы выучить иностранный, в нем нужно «утонуть»

Однажды в Лондоне, где учитель английского языка гимназии № 15 города Костромы Татьяна АНТАКОВА проходила двухнедельную стажировку, к ней на скамейку подсела милая старушка. Разговорились. Англичанка спросила Татьяну Валентиновну: «Из какого графства вы приехали?» – «Я из России». Старушка чуть в обморок не упала. Наша страна прочно ассоциировалась у нее с событиями в Чечне и казалась чуть ли не рассадником терроризма. А тут вдруг симпатичная русская учительница говорит с ней о жизни на безупречном английском, едва ли не с лондонским акцентом. На стажировке в Англии Антакова была дважды. Видела, как в учебном центре обучают детей из России и других стран мира. И пришла к выводу: наша отечественная методика преподавания иностранных языков нисколько не хуже той, что применяется на Западе.

В 1984 году Татьяна Антакова окончила романо-германское отделение факультета иностранных языков Латвийского государственного университета. Выйдя замуж за военного, уехала в Саратовскую область, преподавала в гарнизонной школе. В гимназии № 15 города Костромы, где сейчас работает Антакова, собрались лучшие учителя иностранных языков.

Ребенок должен чувствовать себя окрыленным

В центре класса – экзотический филодендрон. Столы в аудитории стоят подковкой, чтобы дети не сидели друг другу в затылок, а могли общаться, видя глаза собеседника.

– Татьяна Валентиновна, какую роль сыграл английский язык в вашей судьбе»

– Трудно ответить однозначно, когда это стало частью моей жизни, частью моей души. Я помню то время, когда сама изучала английский язык в школе. Это было неинтересно и, как мне тогда казалось, скучно, примитивно, однообразно. Тогда не только я, но и многие, окончив школу, не смогли понять, зачем изучали иностранный язык. Именно поэтому я решила, что если стану учителем, то мои уроки будут не только полезными, но и увлекательными. Еще учась в школе, я думала, что смогу быть педагогом. Оглядываясь назад, вижу все свои промахи и ошибки. В молодости кажется, что тебе все по плечу, кажется, что нет никаких барьеров и ты все можешь легко освоить, повести за собой детей. Не было страха, что ученики тебя не поймут.

Возможно, это и дало импульс к постоянному поиску, желанию оттачивать свое мастерство. Опыт, помноженный на знания, это действительно сила. К сорока годам подходишь к мысли, что ты действительно можешь научить ребят чему-то очень важному. Становишься мудрее, добрее, внимательнее к ним. Ничто не проходит мимо тебя. В предмете главное не только язык, выучил ли ребенок те или иные слова. Не менее важно то, какое у него настроение, что он хочет тебе рассказать, чем поделиться. Научить детей адаптироваться к жизни – цель любого предмета, не только иностранного языка.

– Что вы берете за основу, ставите во главу угла преподавания»

– Конечно же, коммуникативную направленность урока. Вспомните, как он раньше, в советское время, выстраивался. Тогда просто учили грамматику ради грамматики. Учитель задавал детям на дом слова, прочитать текст и пересказать его на уроке, ответить на вопросы. Тексты были сухие, абсолютно не интересные детям. Ребенок должен понимать, что знания не могут быть грузом, даже если на данном этапе жизни они кажутся ненужными. Это запас прочности на будущее. Сегодня дети мотивированны, они знают, что свободное владение английским языком дает прежде всего мобильность и социальную защищенность. Ученик 2005 года уже не такой, каким был в 2000 году. Открываются новые горизонты, повышаются требования. Ребенок начинает понимать, что, получив сертификат об образовании, он будет социально свободным, востребованным на рынке труда. Это очень важно. Таким образом, дети стимулируют меня к тому, чтобы я подбирала самобытный материал и продумывала, как лучше его подать.

– Что, по-вашему, необходимо для того, чтобы школьники достигли определенного успеха в изучении английского языка»

– На мой взгляд, главное, чтобы ребенок преодолел страх и не чувствовал себя в чем-то виновным. И если учитель его одобряет, он становится уверенным в своих силах. Именно эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество с ними – смысл школьного обучения. На уроке я стараюсь создать такой мир, в котором каждому ребенку легко и он получает истинное удовольствие от общения со сверстниками на английском языке, чувствует себя в безопасности от излишней критики, от преследования за ошибки. Ученик произносит фразу, другую, третью. «Молодец! Умница!» – говорю я и вижу, как ребенок светится от счастья. Вроде бы пустяк, мелочь, а он чувствует себя окрыленным. Нельзя забывать, что все дети очень разные: одни – яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это необычайно важно!

– Почему в начальной школе дети изучают иностранный язык с таким желанием и восторгом, а уже в среднем звене интерес к предмету значительно угасает»

– Этот вопрос мучает многих учителей. Я же глубоко убеждена в том, что это связано не только с перегрузками, но и во многом с несовершенством школьной программы, нарушением связи учебного материала с опытом ребенка. Я давно поняла, что, когда работаешь над устной речью, следует обучать разговорной, то есть упрощенной грамматике. Тогда урок становится более естественным. При этом ребенок имеет возможность выразить свои собственные мысли, идеи, а не загромождать память и речь сложными конструкциями классической грамматики. Ученик должен окунуться в живой мир языка. Только так чужая речь станет свободной, а устрашающие шокирующие названия и термины «очеловечатся», окажутся простыми и понятными.

Путешествие в сказку

По словам девятиклассников, с которыми мне довелось общаться, уроки Татьяны Валентиновны проходят в игровой форме, время летит незаметно. После активной работы – небольшой отдых. Чем, по мнению школьников, отличается ее метод преподавания от методов других учителей» Уроки Антаковой интересные, все разложено по полочкам. Кроме запланированных тем, затрагиваются актуальные общественные проблемы, обсуждаются мировые новости. Конечно же, ученикам не до вникания в педагогические методики. Их больше волнует другое. Татьяна Валентиновна очень общительна, с ней легко. Она учит детей, как правильно вести себя в окружающей обстановке, общаться с людьми, настраивает на то, что у каждого ребенка обязательно должна быть цель в жизни.

Учитель английского языка, педагог с 20-летним стажем, заслуженный учитель России Галина Требухова знакома с Татьяной Антаковой более 10 лет.

– Татьяна Валентиновна – в высшей степени профессионал и человек творческий, – говорит Галина Львовна. – Дело в том, что школьная работа без творчества не возможна. Обычный академический урок Антакова легко может превратить в настоящую сказку. Она всегда готова поделиться с коллегами целым морем идей, помогает им уходить от сухих структур педагогики. Ведь язык – существо живое, постоянно меняющееся. И если бы мы преподавали детям только то, чему нас учили в педагогических вузах, на уроках можно было бы умереть от скуки.

Русский интеллигент

Заходит разговор о наболевшем – о том, что родной язык подвергается небывалому натиску со стороны многих иностранных языков, особенно английского.

По мнению Антаковой, русский язык действительно насыщен чужеземными словами, и детям необходимо объяснять префиксы, суффиксы, словообразование, чтобы они чувствовали, где русское слово, где английское, где латынь. В интернете Татьяна Валентиновна недавно прочла информацию, что к 2015 году половина населения земного шара будет говорить на английском. Учитель понимает, что это происходит во многом против нашей воли. Людей что-то должно объединять, что в данное время может сделать английский язык. И отказаться, отмежеваться от этого невозможно.

– Но ни в коем случае нельзя забывать, кто мы, – убеждена Антакова. – Нужно хранить, оберегать русский язык. У нас есть предмет – техника перевода. Например, мы разбирали текст, где рассказывается о шопинге. Дети говорят – «заниматься шопингом», то есть ходить по магазинам, делать покупки. Для большинства подростков слово «шопинг» – это норма, то же самое – «бренд» (торговая марка) и многие другие слова. Я им говорю, что это плохой перевод. Ведь многим людям эти слова непонятны. Я требую от учеников правильного лексического выбора.

Татьяна Валентиновна объясняет школьникам, что наша страна богата во всех отношениях, в том числе и интеллектуально. Вот в энциклопедии Британии есть слово «интеллигент». Там есть сноска – «русский интеллигент». Нет интеллигента итальянского или американского. Есть только русский – человек, обладающий особой культурой, тактом, честью, достоинством. Через такие факты детям ненавязчиво показывается богатство нашей истории. Английский невозможен без интеграции с русской литературой. Ведь культура иностранной речи связана с родным языком. Плохо мыслишь на русском – не сможешь объясниться на английском. Поэтому с учителями литературы и русского языка Татьяна Валентиновна постоянно контактирует.

Антакова – первый учитель из Костромской области, вошедший в число пятнадцати лучших в истории проведения Всероссийского конкурса «Учитель года». В прошлом году она участвовала в телевизионном конкурсе «Человек года» Костромской области, где победила в номинации «Призвание» и получила приз зрительских симпатий. Следует заметить, что конкуренция у нее была более чем серьезная – представитель прокуратуры, работник внутренних дел, предприниматель. Педагог доказала, что не только на «силовиках» стоять нашему государству. Так держать, Татьяна Валентиновна!

Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте