search
main
0

Чужая азбука

“Комендантский час” для детей

Из выступления Билла Клинтона на 75-м съезде Американской федерации учителей

Одной из важнейших проблем, с которой нам придется столкнуться в XXI веке, как мне кажется, будет необходимость обеспечить каждого ребенка возможностью получить образование мирового уровня. Я подчеркиваю, каждого ребенка. Ни у кого в мире не возникает сомнения в том, что наша страна предоставляет выпускникам школ наиболее справедливые и богатые возможности для продолжения образования в колледже. Мы сделали много для этого. Но никто не мог бы сказать, что у нас нет серьезных проблем, связанных с положением дел в начальной и средней школах. Существует большое количество мнений о том, что их вызвало и как их разрешить.

У вас и у меня совпадают мнения о путях решения этих проблем. Но основным вопросом, по которому нам надо прийти к одному мнению, является следующий: какие факторы будут определять будущее Америки, в которой предстоит жить нашим детям и внукам в XXI веке? Если вы не хотите, чтобы граждане нашей страны продолжали быть разделены на основании получаемого дохода, если вы не хотите, чтобы разрыв между богатыми и бедными продолжал увеличиваться, если вы не хотите, чтобы в Америке XXI века бок о бок жили сказочно богатые люди и потрясающе бедные, проводящие жизнь изолированно, лишенные всякой возможности улучшить свое положение, то мы должны понять, что если мы живем в век Информации и если новые идеи являются двигателем экономического прогресса, то сейчас более чем когда-либо необходимо, чтобы у нас было образование мирового уровня.

Я хочу сказать несколько слов о проблеме, которая может показаться надуманной тем людям, которые никогда не бывают в школах и поэтому не сталкиваются с ней. Но страна обеспокоена этой проблемой. Все трагедии, которые случились в различных школах страны за последнее время, требуют решения проблемы безопасности в школьных классах и школьных дворах. Положение дел, безусловно, отражается на работе учителей.

Ежедневно вы прилагаете много сил для того, чтобы расширить кругозор школьников, раскрыть их возможности, передать им навыки. Вы верите в возможности наших детей. Если бы вы не верили в них, вы не смогли бы работать в школах. Вы смогли бы получать больше денег, работая в другом месте. Если бы вы не были преданы детям, вы не смогли бы работать в школах. Это и дает вам силы стоять перед классной доской, сидеть перед клавиатурой, задерживаться допоздна в классе за проверкой тетрадей, за составлением плана будущего урока.

Я хочу поставить перед участниками съезда задачу. Необходимо модернизировать наши школы, уменьшить наполняемость классов, подключить каждый класс к сети “Интернет”, убрать социальный фактор из образования, найти средства для лучшего финансирования программ обучения после школы и летних программ обучения, которые дали бы нашим детям шанс в дальнейшей жизни. Необходимо предоставить дополнительное финансирование и оказать поддержку большему числу школ, работающих в неблагополучных районах. Мы должны обеспечить учащихся из неблагополучных районов преподавательским вниманием и внушить им уверенность еще при обучении в младшей и старшей средней школе в том, что они, при условии хорошей учебы и примерного поведения, смогут продолжать обучение в колледже. Мы должны найти деньги для того, чтобы направить в неблагополучные районы учителей. Я сделаю все для того, чтобы школа получила еще 100 тысяч старших учителей, которые помогут нам улучшить положение в школах страны и окажут поддержку вашим усилиям по улучшению качества преподавания.

…Должен еще сказать о том, что, помимо поддержки того, что учителя должны проходить испытательный срок перед получением сертификата, я считаю, что они должны получать соответствующую заработную плату сразу после сертификации.

…Мы достигли большого успеха в своем партнерском сотрудничестве с Конгрессом по вопросам образования. В бюджете мы увеличили расходы на образование, создали стипендионный фонд “Надежда”, создали новые рабочие места, увеличили финансирование грантов. Перед этим мы улучшили наши программы по кредитованию обучения в колледжах, что сделало обучение в них более доступным. Более 1 000 колледжей сейчас участвуют в программе “Америка читает”.

Позвольте вам напомнить то, что вы прекрасно и без меня знаете. Обучение может проходить успешно только тогда, когда наши школы станут тем безопасным местом, в котором учителя смогут спокойно преподавать, а дети – учиться. До тех пор пока там, где должен быть порядок и покой, царит беспорядок и хаос, не заблуждайтесь, существует не только угроза нашим школам и вашему делу, но и угроза мощи и жизнеспособности Америки. Последние исследования показали, что нарушители дисциплины в классе занимают больше времени учителя, чем старательно учащиеся школьники. 71% всех учащихся средних школ страны считают, что в их классах слишком много нарушителей дисциплины. Лишь 13% школьников сказали, что их одноклассники “с уважением” относятся к учителям.

Учителя не могут учить, если они заняты борьбой за уважение к себе, испытывают страх за свою безопасность. Ученики не могут учиться, если в классах царит беспорядок. Положение дел не изменится, если не будут введены ясные и четкие правила поведения в школе. Вы лучше других знаете о том, что либо в классе есть порядок, либо в нем царит хаос и зачастую опасность физического насилия. Это в последнее время было доказано несколькими трагическими случаями. Население страны должно понять, что дать вам возможность навести порядок в классах есть одна из центральных задач в деле обновления страны.

Мы получили еще один урок. В стране уменьшается уровень преступности. Но одна из жестоких ироний этих ужасных убийств, произошедших в школах за последний год с небольшим, в том, что они произошли на фоне резкого снижения общего уровня преступности, и в частности молодежной преступности за долгие, долгие годы. Уровень преступности падает, потому что мы стали серьезно относиться к проблемам полиции, эффективной системы наказания, эффективной системы профилактики правонарушений. Уровень преступности падает потому, что во многих городах, по примеру Бостона, жители взяли на себя ответственность за порядок на улицах и дворах, и потому, что правительство оказывает им всемерную поддержку.

Я упомянул Бостон, так как там уже два года не был убит из огнестрельного оружия ни один подросток в возрасте до 18 лет. Такое не может произойти по воле случая. Это достигается работой на самом нижнем уровне. Но граждане должны обладать возможностями выполнить эту работу. Это было одной из причин, по которой мы направили 100 000 полицейских патрулировать улицы городов. К тому времени, когда я вступил в должность президента, число серьезных преступлений утроилось за последние 30 лет, а число офицеров полиции увеличилось всего на 10% за это время. Не нужно быть Эйнштейном, чтобы на основании этих цифр составить уравнение катастрофы. Офицеры полиции говорили нам, что они могли бы предотвратить большинство преступлений, если бы было достаточно полицейских, которые патрулировали улицы, микрорайоны городов. Они лучше бы знали детей и родителей, владельцев магазинов на своем участке. Они бы контролировали ситуацию. И мы сделали то, что просила полиция.

Мы начали осуществлять кампанию по недопущению в школы огнестрельного оружия. В 1996-1997 школьном году в рамках этой кампании было отчислено из школ 6100 нарушителей. Это, безусловно, предотвратило множество актов насилия в школах. Но, как показали последние случаи, сделано было недостаточно.

Когда я находился в Спрингфильде, я был тронут тем, что говорили родители раненых детей, родители убитых детей. Находившиеся там учителя говорили о необходимости что-либо предпринять, разработать меры пресечения насилия. Все это очень важно. Одна из причин моего присутствия здесь – это желание вам сообщить, что этой осенью я впервые в истории буду принимать в Белом доме конференцию по насилию в школе. Я хотел бы, чтобы вы приняли в ней участие.

Мы хотим собрать на конференции педагогов, сотрудников правоохранительных органов, родителей детей, пострадавших от насилия в школах, для того чтобы они вместе попытались найти решение этой злободневной проблемы. Я обратился к Конгрессу с предложением принять участие в этой работе. Я предложил законопроект, запрещающий молодым людям с криминальным прошлым пожизненно приобретать огнестрельное оружие. Также я предпринял ряд важных шагов в деле оказания жителям городов так необходимой им помощи в решении этой проблемы. Из бюджета было выделено 95 миллионов долларов на меры по профилактике преступлений среди молодежи. Я убедил Конгресс в необходимости инвестировать средства в профилактику преступлений.

Вы знаете, что кандидаты на выборах любят говорить о необходимости наказания преступников. Это понятно всем, так как каждый избиратель знает кого-либо, кто пострадал от преступников. Нас переполняет возмущение, когда мы слышим о том, что прервалась жизнь какого-либо ребенка. Хочу напомнить вам, что мы в уголовном кодексе в 1994 году ужесточили систему наказания для преступлений, относящихся к федеральной юрисдикции. Но вы и я хорошо понимаем, что не в суде мы сможем решить наши проблемы. Мы в первую очередь должны предотвратить возможность попадания нашей молодежи в преступную среду.

Хочу повторить, это не инициатива демократической или республиканской партии. Мы должны вкладывать деньги в профилактику преступлений. Служащие полиции говорят нам: это действенная мера. Учителя говорят нам: это действенная мера. Социальные работники говорят нам: это действенная мера. Религиозные деятели говорят нам: это действенная мера. Сами дети говорят нам: это действенная мера. Мы должны вкладывать деньги в программы привлечения детей к труду в период летних каникул, в программы летнего обучения, внеклассного обучения, потому что это действенная мера.

Из своего опыта мы также знаем, что часто мелочи играют большое значение. В большинстве школ не серьезные акты насилия, а незаметное проявление агрессии, словесные угрозы, потасовки между учениками, постоянные разговоры в классе очень затрудняют процесс обучения, разлагающе действуют на учителей и школьников. Поэтому введение строгих правил поведения может привести к значительному улучшению положения дел в школе, как это происходит в других местах.

Позвольте привести несколько соображений на эту тему. Во-первых, мы должны не позволять детям покидать территорию школы в течение дня. Прогулы больше, чем простое нарушение распорядка, источник угрозы. Это, возможно, наркотики, алкоголь, насилие и молодежные банды. Дети будут либо сидеть в школе на занятиях, либо болтаться на улице. Они будут получать знания либо от учителя, либо от главаря уличной банды. Как правило, если к прогулам относятся строго, то местная полиция задерживает детей на улицах и приводит их назад в школу. К сожалению, уже давно во многих городах этого не происходит.

К счастью, во многих городах общественность снова обратилась к старым проверенным способам борьбы с прогулами занятий в школах. В Милуоки полицейские получили право задерживать школьников, находящихся на улице во время занятий. В Бостоне, где больше четверти учащихся государственных школ пропускают три и более недели занятий, в прошлом учебном году переход из класса в класс стал зависеть от посещаемости.

Позвольте остановиться еще на одном вопросе. Дети должны чувствовать себя в безопасности по пути в школу и обратно. Поэтому предложение ввести школьную форму и вызвало такой всплеск энтузиазма по всей стране. Когда я говорил об этом в своем обращении о положении в стране в 1994 году, кроме того, что я вызвал гнев половины детей Америки, многим это показалось несовременным.

Но спустя годы я с удовольствием узнавал о том, что во многих городах страны возрос интерес к этому предложению и многие учебные округа приняли решение о введении школьной формы. Им удалось сделать так, что сами дети, их родители и учителя смогли принять участие в решении этого вопроса. Удалось не задеть интересы детей из малообеспеченных семей, которые не могли позволить себе купить школьную форму ребенку. Школьники говорили мне, а я встречался с большим количеством учащихся из школ, где была введена школьная форма, что теперь, когда ученики не отвлекаются на то, в каких кроссовках и куртке пришел в школу одноклассник, больше внимания уделяется учебе. Уровень преступности и насилия уменьшается, успеваемость и посещаемость растут. Я горд тем, что мы оказали помощь школам, которые ввели формы для учащихся.

Хочу высказать еще одну мысль. Я знаю, что вы разделяете мою точку зрения, так как аплодировали мне, когда я коснулся этой проблемы в своем выступлении. Я говорю о той ответственности за детей, которая есть у нас, взрослых. Она не оканчивается с последним звонком в школе. Когда заканчиваются занятия в школе, подавляющее число родителей еще находится на работе и часто дома нет ни одного взрослого члена семьи, который мог бы проконтролировать, что ребята делают дома, куда пошли после школы. Многие наши дети попадают в беду, после того как покидают школьное здание, и пик молодежной преступности приходится как раз на период от трех до шести часов дня, когда наши дети находятся без присмотра. Вот почему я выступаю за то, чтобы школы оставались открытыми и после окончания занятий, чтобы они стали центром обучения в своем районе, в котором дети могли бы чувствовать себя в безопасности и продолжать учиться и развиваться. В позднее время, когда на улицах становится темно и опасно, я много раз предлагал городским властям ввести “комендантский час” для детей, так, как это сделали в Новом Орлеане. Этой мерой достигнуты впечатляющие результаты во многом потому, что таким образом можно выявить среди подростков, нарушающих “комендантский час”, тех, кто попал в беду, помочь им, поддержать их, направить на верный путь.

…Учителя – архитекторы новой Америки.

Перевод Елизаветы ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте