search
main
0

Чувствую, рисую, говорю

Элементы дизайн-терапии в работе с дошкольниками

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Сухомлинский


Мы живем в эпоху гениальных открытий, передовых технологий и достижений в науке. Образование тоже не стоит на месте и развивается с невероятной скоростью, ведь современные дети – это новое поколение, которое уникально по своей сути. Воспитание и обучение таких детей требует новых и более совершенных подходов.

Не секрет, что в современном обществе дети находятся в постоянной обособленности от взрослых в связи с их постоянной занятостью и даже от сверстников. Непосредственное и живое общение все чаще заменяют гаджеты. Гораздо удобнее, сидя дома, знакомиться с окружающим миром через виртуальную реальность. К сожалению, такой стиль жизни начинает закладываться еще в дошкольном возрасте. Именно в этот период психика ребенка очень восприимчива и требует особого внимания со стороны родителей и педагогов.

В нашей школе №1222 все педагоги нацелены на максимальную помощь в гармоничном развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста, подбирают новые актуальные технологии для работы с воспитанниками. Именно поэтому уже на протяжении нескольких лет мы активно применяем различные методы и приемы дизайн-терапии в своей работе. Одним из интереснейших направлений, на наш взгляд, является терапия через искусство, а именно арт-терапия.

Методы арт-терапии в работе с детьми доступны, эффективны и гармонично вписываются в разнообразные виды деятельности дошкольников. Безусловно, это понятие очень широкое и включает в себя большое количество различных техник. Но на практике мы ориентируемся на те, которые являются особенно актуальными и продуктивными для работы с нашими детьми.

Музыкотерапия, ритмотерапия, куклотерапия, сказкотерапия… Сколько благозвучных слов, которые известны сейчас каждому специалисту в области образования и коррекционной педагогики! Но в каждом из терминов заложен огромный спектр вариаций, новых форм и приемов воздействия на те или иные аспекты личности ребенка.

Музыкотерапия является, на наш взгляд, одним из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье и личность ребенка. Еще в древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка оказывала огромное влияние на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.

Но самое важное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие. Не секрет, что бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского и других великих композиторов способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Вот и мы активно используем данную технику с детьми дошкольного возраста, особенно когда говорим о каких-либо нарушениях развития. Нами активно используются приемы ритмотерапии, которые прекрасно способствуют развитию чувства ритма, снижают общую скованность ребят, напряжение, формируют плавность движений, умение владеть своим телом.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию. С их помощью можно добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Конечно, нельзя забывать и о том, что благодаря ритму развиваются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, восприятие, внимание и речь, повышается самоконтроль.

Движение и танец прекрасно помогают устанавливать дружеские связи с другими детьми, что является одной из приоритетных задач в социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями. Ну а для развития творчества и фантазии нет предела! В совместной работе рождаются новые авторские стихотворные строки, которые в сочетании с ритмом классических произведений порождают новые маленькие музыкальные шедевры.

Ритмопластические этюды и упражнения с элементами творчества открывают новые возможности для развития личности. А виртуозные вариации в ритмодекламации позволяют снять коммуникативные барьеры, совершенствуют речевую функцию, обогащают мимико-интонационную выразительность речи детей.

Основа занятий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Данное направление активно реализуется в основной образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми, а также заложено в программу дополнительного образования по разделу «Логоритмика», которое пользуется большим успехом и популярностью у детей и родителей.

Помочь ребенку почувствовать этот мир через музыку, поэзию и живопись – что может быть более увлекательным для малыша? Применяя в изобразительной деятельности необычные сочетания материалов и инструментов (рисование кофейными красками, маслом, раскрашивание тестом, рисование на тряпочках, рисование палочками, зубочистками, мятой бумагой, рисование на мокрой поверхности), мы развиваем творческие способности воспитанников, воображение, моторику, фантазию.

Это способствует и проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности каждого ребенка. Малыш не только получает опыт знакомства с новым материалом, но и наблюдает, как ведут себя привычные краски (например, акварель, гуашь) в непривычных условиях, расслабляется через кинестетическое взаимодействие, ощущает на себе гармонизацию общего состояния благодаря работе с цветом.

Несомненно, достоинством таких техник является универсальность использования, они интересны и доступны детям и с ограниченными возможностями здоровья. Такие занятия совершенствуют органы чувств, развивают умения наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Кроме того, художественное творчество пробуждает у дошкольников интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира.

Использование таких простых техник изобразительной деятельности дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное – быстро достигать желаемого результата. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.

Чем ярче и насыщеннее впечатления, чем богаче опыт восприятия, тем качественнее развиваются сенсорные способности человека. Иногда важно «разбудить» сенсорную систему, заставить ее работать на сохранных функциях, замещающих, компенсирующих. Для того чтобы погрузить ребенка в смоделированную дополненную реальность, в меру насыщенную необходимыми стимулами и позволяющую ему сконцентрировать внимание на определенном, иногда весьма ограниченном пространстве, на помощь приходит прекрасное творение современной техники – интерактивная песочница, которая помогает нам решать всевозможные задачи развивающего обучения, повышает интерес к поиску разнообразных педагогических приемов.

Все это и создает безграничные возможности для укрепления здоровья и достижения образовательных результатов наших воспитанников.
Опыт работы показывает, что применение дизайн-терапии находит у воспитанников большой положительный отклик. Целенаправленное использование живописи, музыки и литературы в комплексе воздействует на мысли, чувства и представления детей. Творческая деятельность является самым сильным средством самовыражения детей, поэтому правильно организованная работа с применением арт-терапевтических методов и приемов позволяет им почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и, как итог, успешными.

Задача, поставленная государством перед воспитателями и учителями, – воспитать человека будущего, деятеля, а не исполнителя. Этот интересный и творческий путь прежде всего требует совершенствования и внедрения новых методов и подходов в работе с подрастающим поколением. Каждое занятие с применением арт-техник оставляет печать свободы творчества на ребенке и помогает ему гармонично развиваться во всех направлениях.

Ирина РОМАНОВА, Наталья ЩЕРБА, Юлия ЖАРКОВА, педагоги школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте