Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Чувствовать себя нужным в этой жизни – вот что главное!

Разговор с директором школы №2104 Вячеславом Гусевым
УГ - Москва, №14 от 6 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Всего за час нам удалось поговорить об истории и перспективах развития, а значит, о прошлом, будущем и удивительном сегодняшнем дне знаменитой школы №2104 на Таганке. Мы узнали о ее фирменном языковом направлении, о том, как она меняется и развивается вместе с Москвой, поговорили о спортивных достижениях ребят и о том, как выбранная в юности профессия становится делом всей жизни. А самое главное – мы еще раз убедились, что школа – это действительно здорово!

– Вячеслав Борисович, представьте, что нужно кратко рассказать о школе №2104 самое главное и интересное. Не сомневаюсь, что вам приходилось это делать не раз!

– Попробую! Прежде всего наша школа хорошо известна жителям Москвы как образовательная организация с многолетними традициями гуманитарного и языкового образования. У нас накоплен серьезный опыт участия в международных образовательных проектах, а наши ученики ежегодно подтверждают высокие баллы по итогам сдачи международных языковых экзаменов и получают сертификаты «Немецкий языковой диплом» и «Кембриджский сертификат».

Однако за последние пять лет была проделана большая работа по преобразованию школы в многопрофильное учреждение с современными техническими возможностями. Мы гордимся профессиональным и стабильным педагогическим коллективом, качеством образования и высокими результатами наших учеников. Ребята ежегодно становятся призерами и победителями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников и подтверждают высокое качество образования во время государственной итоговой аттестации.

За долгую историю в школе сложились свои традиции образования и воспитания, благодаря которым у нас учатся поколениями. Наша цель – развитие единой системы, в центре которой находится формирование нравственного, инициативного, творческого человека с четко выраженной позитивной гражданской позицией. Мы стараемся создать для каждого ребенка такие условия, в которых он может обрести уверенность, самостоятельность и найти свое место не только в образовательном пространстве, но и в будущей взрослой жизни. Ключевым направлением в работе с детьми мы считаем воспитание патриотизма и милосердия. Большое внимание уделяем любительскому и профессиональному спорту как основной идее пропаганды здорового образа жизни, а также детскому творчеству. Безусловно, полноценная работа школы сегодня не может обходиться без использования уникальных образовательных ресурсов столицы. Поэтому наши дети успешно участвуют в различных городских проектах, конкурсах профессионального мастерства и делают первые шаги в выборе будущей области деятельности.

– Вы бессменно руководите этой школой с 1 сентября 1987‑го, то есть уже 34 года! Помните, как все начиналось?

– Конечно, помню! Я окончил Ленинский педагогический институт, факультет географии и биологии, и все время мечтал работать в школе. Знаете, в детстве ребята в основном играли в войну, в космонавтов, в индейцев… А я точно помню, что мы с братом всегда любили играть в школу! Александр Борисович Гусев более 30 лет преподавал историю в нашей школе.

В 1980 году, после института, я пришел работать учителем географии и организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе в школу №469 на Пролетарке. А 1 сентября 1987 года, за 15 минут до начала линейки, посвященной очередному учебному году, меня представили как нового руководителя вот этой самой образовательной организации. На тот момент мне было 33 года. Вот так началась моя педагогическая и управленческая карьера.

По московским меркам школа в то время была относительно небольшая: здесь учились всего 310 ребят. Все было очень по-домашнему, не только пространство и интерьер, но и – что гораздо важнее – сама атмосфера и отношение к детям. Такая удивительная аура была создана не мной, к моменту моего прихода в школе уже существовали прекрасные традиции воспитания и обучения детей. Я постарался приложить максимальные усилия, чтобы сохранить традиции и все, что было заложено прежними руководителями. Детей знал практически всех поименно. Сегодня звучит удивительно, но это так!

Судите сами: в начальной школе было около ста человек, да еще двести учеников в среднем отделении. В старшей школе по одному классу. Конечно, именно они как раз и требовали самого серьезного внимания! Могу сказать, что знал не только всех учащихся, но даже был знаком с их родителями. Сейчас в школе работает очень много наших выпускников, наверное, около 20 человек занимают различные преподавательские и административные должности – это тоже хороший показатель.

– Вам, когда стали директором, пришлось постепенно оставить преподавательскую деятельность. Не жалеете?

– Знаете, я оставил педагогическую работу значительно позже. Пока это было возможно, старался совмещать обязанности учителя и руководителя школы. Но, к сожалению, обязанности директора вынудили меня оставить преподавательскую деятельность. Я очень скучаю по урокам географии и стараюсь как можно чаще посещать занятия своих коллег-учителей. Конечно, в основном, это уроки географии и биологии.

А с детьми все равно много работы, знаете, к директору ведь редко вызывают за поощрением! В основном зовут «на ковер», когда появляется проблема. Приходится разговаривать, обращаться к личному опыту, убеждать, доказывать. Я ведь не только работаю, но и живу на Таганке, так что с ребятами все равно встречаемся. Отличник иногда пройдет и не заметит, что мимо него идет директор, бывает и такое. А вот те ребята, с которыми пришлось много повозиться, – классические «потенциальные троечники» – метров за сто начинают кричать: «Вячеслав Борисович, здравствуйте! Вы меня помните?» А это уже давно не школьник, а совершенно взрослый детина с бородой! Очень приятно чувствовать себя нужным в этой жизни – вот что главное!

– Сегодня мы уже можем говорить о том, что ситуация постепенно стабилизируется: в школу вернулись дети и учителя, начался образовательный процесс в классическом очном варианте. Расскажите, пожалуйста, насколько комфортно прошел период дистанционного обучения в вашей образовательной организации.

– Действительно, справедливо высказывание, что испытания и трудности несут в себе одновременно и массу возможностей. Длительный период дистанционного обучения дал школе большой опыт по организации учебно-воспитательного процесса в новом формате. Конечно, в самом начале было трудно и учителям, и детям, и родителям. Но мы быстро научились, перестроились и заработали в полном объеме. 100% учителей школы овладели новыми образовательными технологиями. Мы не только не остановили учебный процесс и не потеряли ни одного урока, но и провели множество творческих и познавательных мероприятий с привлечением детей и родителей. В дистанционном режиме организовали масштабное празднование Дня Победы, прозвенел наш традиционный Последний звонок, была представлена обширная программа зимних каникул. Фактически мы значительно увеличили как количество проектных и творческих мероприятий, так и число их непосредственных участников.

– Сейчас ребята и учителя очень рады наконец-то встретиться в школе, обсудить все события, новости и вопросы. Да и просто посмотреть друг на друга не через экран монитора! Уверена, что мы все за период дистанта научились многому, например заниматься, работать и даже готовиться к экзаменам удаленно. Как вы думаете, что современная московская школа возьмет с собой из опыта дистанционного обучения?

– Абсолютно уверен, что школа возьмет с собой приобретенный опыт, пользу которого не нужно недооценивать. Мы продолжаем использовать удаленный доступ для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Мы применяем в старшей школе технологию гибридного обучения, совмещая очное и дистанционное преподавание для рационального планирования учебного процесса старшеклассников. Благодаря технологиям дистанционного обучения возможность непрерывного образования получают классы, находящиеся на карантине. Мы не будем отказываться и от опыта проектной и творческой деятельности, который благодаря технологиям дистанта помог нам значительно увеличить охват детей.

Вы правильно заметили, что даже к экзаменам мы смогли подготовить школьников в удаленном доступе. Цифры говорят сами за себя. По итогам 2019‑2020 учебного года:
– 44% учащихся 11‑х классов получили 220 и более баллов по трем предметам;
– 24 выпускника награждены московской медалью «За особые успехи в обучении»;
– 21 выпускник награжден российской медалью «За особые успехи в учении»;
– 7 выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию.

– Не секрет, что школу №2104 на Таганке традиционно отличает сильное языковое направление. Если не ошибаюсь, это немецкий и английский языки. Расскажите немного подробнее, пожалуйста.

– Школа имеет многолетний опыт работы в международных образовательных проектах «Школьный обмен», «Молодежь дебатирует», «Немецкий языковой диплом», «Кембриджский экзамен». Мы сотрудничаем с Гете-Институтом, образовательными учреждениями Германии и Китайской Народной Республики, организуем на базе школы работу программных учителей немецкого и английского языков, помогающих в реализации международных языковых проектов. Наши ученики ежегодно становятся призерами заключительного этапа международного проекта на немецком языке «Молодежь дебатирует», подтверждают высокие баллы по итогам сдачи международных языковых экзаменов и получают сертификаты «Немецкий языковой диплом» и «Кембриджский сертификат».

Третий год мы занимаемся подготовкой к кембриджским экзаменам. Совсем недавно школа подтвердила статус лидера как центр подготовки обучающихся к сдаче международных экзаменов по английскому языку. Мы организуем процедуру проведения экзамена для наших ребят и повышение квалификации педагогов английского языка в соответствии с международными требованиями. А если говорить о немецком языке, то уже 20 лет мы входим в число школ – площадок международного экзамена «Немецкий языковой диплом».

– В школе есть интересное направление – «Классы при колледже МИД». Расскажите, пожалуйста, что нужно для поступления и какие возможности открывают занятия в этих классах перед московскими учащимися?

– Ежегодно наши выпускницы поступают в Колледж МИД, с которым мы сотрудничаем с 1998 года. Учебное заведение готовит высокопрофессиональных специалистов по одной из самых востребованных специальностей – «документационное обеспечение управления и архивоведение». Учащиеся классов при Колледже МИД помимо всех общеобразовательных предметов изучают дополнительно русский язык, деловой английский, машинопись на компьютере и стенографию. Знания, полученные в этом профильном классе, позволяют поступить в колледж, по окончании которого студенты трудоустраиваются на должности секретарей-администраторов, делопроизводителей и архивистов, а в перспективе становятся помощниками и персональными ассистентами руководителей. Кроме того, ребята могут поступить в Российский университет дружбы народов, Дипломатическую академию МИД России, в Университет Правительства Москвы и другие высшие учебные заведения. Мы очень гордимся тем, что наши выпускницы служат сейчас во всех уголках земного шара! А поступить к нам очень просто: достаточно позвонить по телефону и прийти на собеседование.

– Школа №2104 на Таганке – консультант проекта «Математическая вертикаль». Расскажите, пожалуйста, об основных его задачах.

– Мы вошли в «Математическую вертикаль» в 2018 году. В настоящее время у нас функционируют четыре класса проекта.
Благодаря высокой квалификации учителей математики уже через год после старта проекта школа стала консультантом для других образовательных организаций, реализующих классы «Математической вертикали». В рамках этой деятельности педагоги участвовали в создании типового положения о работе классов проекта, регламентов проведения диагностических работ, организовывали консультации и мастер-классы для обучающихся, родителей и учителей. Основное направление работы – это популяризация математического образования и развитие таланта обучающихся. Для поддержания интереса ребят в феврале 2020 года школа стала одной из городских площадок проведения «Математического праздника», являющегося, по сути, городской олимпиадой по математике для школьников 6‑7‑х классов. Несомненно, три года реализации городского проекта позволили нам сформировать устойчивый интерес детей к математике и другим техническим наукам. Поэтому мы будем развивать это направление. В рамках реализации проекта школа активно взаимодействует с высшими учебными заведениями – Московским авиационным институтом и Высшей школой экономики.

– Пожалуйста, скажите несколько слов о школьном спортивном клубе: давно ли он существует, какими видами спорта в основном занимаются ребята, какие спортивные соревнования и мероприятия проходят в школе?

– Мы уделяем большое внимание любительскому и профессиональному спорту как в рамках учебного процесса, так и в системе дополнительного образования. В школе представлен широкий спектр объединений спортивной направленности: волейбол, баскетбол, футбол, теннис, спортивные танцы. Более 20 лет для наших детей в школе работает секция восточного боевого единоборства карате-сетокан, воспитанники которой являются чемпионами России, Европы и мира и входят в сборную страны на всех международных соревнованиях. Большое количество учеников школы имеют высокие личные спортивные результаты. Конечно, это очень поддерживается педагогическим коллективом. В настоящее время наш ученик является олимпийским чемпионом в составе юношеской сборной страны по хоккею.

– Совсем недавно узнала, что съемки легендарного советского сериала «Большая перемена» проходили в том числе на территории школы №2104. Расскажите, пожалуйста, как это было?

– Художественный фильм «Большая перемена» снимался в 1972‑1973 годах. Тогда в 1‑м Котельническом переулке стояло старое здание школы №497, именно оно несколько раз встречается в кадрах, где мы видим и Нестора Петровича, и Ганжу. Надо сказать, что это не единственный фильм, где увековечено старое здание нашей школы. На его ступенях, ведущих к Москве-реке, Ролан Быков снимал фильм «Телеграмма». Также есть много сюжетов «Ералаша», которые снимались в том здании с участием наших учеников.

– Вячеслав Борисович, в вашем обращении руководителя есть замечательные слова, которые касаются ребят и их родителей, учителей, членов управленческой команды, словом, всех. Вы сказали о том, как важно убедить ребенка, что на самом деле школа – это здорово!

– Школа – это удивительный мир детства, который будет существовать всегда независимо от условий жизни. Школа – это важнейший ресурс страны, потому что именно здесь формируется будущее.

Елена РИПС


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt