search
main
0

Чувство взрослости. Диагностика процесса воспитания

В современном обществе все больше внимания уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В составе новых образовательных стандартов вычленяются личностные результаты, к которым относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, личностные качества, а также социальные чувства. Значит, школа начинает нести ответственность за личность, которую воспитывает. Эта личность должна быть готова к взаимосвязи с окружающим миром, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Как оценить результат воспитания? Какие критерии будут оценивать чувства, мотивы, поступки, нравственные отношения растущего человека, чем можно измерить проявления качеств личности? Изучать изменения в процессе воспитания достаточно сложно, внешне одинаковые поступки могут вызываться различными мотивами. Поэтому педагог должен строить реальное педагогическое воздействие, опираясь на четко продуманные методики диагностирования качеств личности, их моральные проявления и нравственные отношения воспитанников к общепринятым нормам и ценностям в связи с окружающей действительностью.Используя диагностические методики в своей работе,  я  делаю  различие между психологической  и  педагогической диагностиками. Школьный психолог распознает, изучает качества и свойства личности, а также процессы становления человека, а педагоги смотрят, как эти качества проявляются по отношению к окружающим. Аспект моей исследовательской работы – педагогическая диагностика, но она во многом опирается на психологию. «Педагогика должна смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания», – сказал Антон Семенович Макаренко.Педагогическая диагностика – один из способов получения объективной обратной связи, позволяющей взаимодействовать с детьми в процессе воспитания (мнение Аллы Ивановны Шемшуриной), так как не всегда интуиция и опыт педагога могут отражать результаты формирования личности. Диагностика выявляет уровень проявления интересов, сформированности отношений к важным вопросам воспитания, дает возможность наблюдать картину индивидуального развития нравственных качеств ребенка.Воспитание мы рассматриваем как взаимосвязь воспитывающей деятельности по всем направлениям и процесса нравственного развития учащегося.  Очень важный для нас эксперимент по внедрению системы нравственно-этического воспитания под руководством Лаборатории аксиологических основ воспитания (ранее – Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры) ГосНИИ семьи и воспитания РАО не меняет, а развивает систему воспитания и очень актуален в современных условиях. Наши воспитанники осваивают нравственные категории, учатся выделять ценности и смыслы жизни.За основу воспитания была взята система отношений человека с миром, то есть все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет (семья, школа, различные коллективы, друзья, природа, наше село, район, родственники, учебные знания и т. д.). Научная школа доктора педагогических наук, профессора А.И.Шемшуриной создала систему нравственно-этического воспитания школьников. Программа нравственно-этического воспитания логически выстроена с 1-го по 11-й класс. В ходе этических занятий  дети знакомятся с основными нравственными общечеловеческими ценностями. Система включает в себя взаимосвязь урока этики и внеурочной деятельности, методику этического заряда. Система основана на методе диалогического взаимодействия. Она пронизывает все компоненты школьной жизни этическим содержанием. Моя задача – вычленить из содержания уроков этики разовые  диагностические методики, изучающие личность, и соотнести их со срезовой  диагностикой, проводимой два раза в год, где фиксируются результаты воспитания и нравственного развития личности.В ходе экспериментальной работы я интересовалась старшими  подростками (7-8-й классы), которые, осмысливая жизненный опыт, начинают осознавать себя как личность и индивидуальность. У детей этого возраста, по исследованиям В.И.Слободчикова, В.Э.Чудновской, В.Г.Максимова,  возникает «чувство взрослости», расширяется сфера общения. Подросток пытается разобраться  во взаимоотношениях между людьми, он уже не только подражает, но и делает сознательный выбор. У него появляется нравственная потребность в самоутверждении. Чем шире и разнообразнее круг общения в подростковом возрасте, тем глубже понимание мира и себя в этом мире, тем адекватнее условия формирования у школьника системы ценностей, в основание которой поставлен человек. Процесс развития нравственных качеств может проходить спонтанно или целенаправленно. Задача педагога – помочь ребенку в поиске культурных средств познания и проявления себя, а диагностика – еще один функциональный способ организации взаимодействия учителя, воспитанника, родителей по выявлению  отношения подростка к смыслозначимым ценностям, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, по совместному проектированию линии нравственного роста.Положив в основу воспитания систему отношений ребенка к окружающему миру – к познанию, труду, природе, своей семье, людям, коллективу, к Родине и к самому себе, то есть все его реальные жизненные связи с окружающей средой, – мы подобрали и вычленили методики диагностирования,  изучающие проявления этих отношений. Опираясь на общечеловеческие ценности, выделенные В.А.Караковским, Л.П.Разбегаевой, Н.Е.Щурковой, Н.П.Капустиным, А.В.Кирьяковой, и личностный опыт подростков, мы определили ценности, которые проявляются в отношениях к окружающей  действительности и взаимоотношениях, а также являются системообразующими компонентами  в системе целевых ориентиров развития подростка.Методика оценки отношения к смыслозначимым ценностям в жизни человека такова: каждому воспитаннику предлагается диагностическая карта, в которой обозначены  показатели отношений к выделенным ценностям.1.Отношение к познанию: – мне интересно познавать все новое;- расширяю знания в сфере своих интересов;- выбираю те знания, которые позволяют развить мои способности;- использую знания по мере потребностей.     2. Отношение к труду:- получаю удовлетворение от участия в труде;- проявляю творчество в процессе участия в труде;- мне нравится видеть результат своего труда;- предпочитаю разнообразить свой труд.3. Отношение к природе: – бережно отношусь к земле (ее недрам);- бережно отношусь к растениям;- бережно отношусь к животным;- сохраняю природу в повседневной жизнедеятельности и в труде. 4. Отношение к семье:- я внимателен к членам своей семьи;- понимаю каждого из членов своей семьи;- проявляю ответственность в выполнении своих обязанностей;- радуюсь совместному времяпровождению с семьей.   5. Отношение к людям:- стараюсь быть ко всем доброжелательным;- стараюсь быть со всеми тактичным;  – стараюсь проявлять уважение к позиции и мнению другого человека;  – стараюсь не проявлять неудовольствие в общении с другими людьми. 6. Отношение к коллективу:- мне интересна жизнь коллектива;- я чувствую себя полезным;- мне нравится быть в коллективе;- у меня в коллективе есть близкие друзья. 7. Отношение к Родине:- для меня значимо чувство Родины;- мне дороги дом и окружающие меня люди;- я сохраняю культурные традиции;- я готов быть полезным своей Родине. 8. Я (отношение к себе):- я сохраняю чувство собственного достоинства;- слежу за своим здоровьем;- избавляюсь от вредных привычек;- сохраняю в себе доброжелательность.Диагностические карты с показателями отношения к смыслозначимым ценностям в жизни человека раздаются каждому подростку. В картах ребенок  отмечает, как проявляется показатель в его личном опыте: есть ли проявление всегда (В), проявляется часто (Ч), но не всегда; подросток стремится, но не всегда получается (С), проявляется редко (Р), никогда или у подростка отсутствует понятие того, о чем его спрашивают. Затем оценку выставляют родители и учитель. Используя технологию обработки результатов, разработанную д. п. н. Н.П.Капустиным, мы переводим буквенные показатели в числовые. Данные, полученные в результате комплексной диагностики, могут быть представлены в графическом виде. Данные вводятся с помощью специально созданной компьютерной программы, обрабатываются в Excel и позволяют результаты диагностики соотнести с результатами наблюдений педагога за каждым ребенком, за классом в целом, а также с данными, полученными с помощью ситуативных методик, включенных в курс этических занятий. Результаты срезовой диагностики оперативно используются в дальнейшей организации воспитательного процесса, что  позволяет повышать его эффективность. Исследование показывает, что в тех классах, где диагностика  проводится системно, где соотносятся результаты исследований, корректируется содержание курса этических занятий, подростки стремятся анализировать себя и самосовершенствуются в своем нравственном развитии.  Ребенок сам оценивает себя, сравнивает себя с другими, отвечая на вопросы «кто я?», «какой я?». Это подталкивает его стараться быть не хуже, а по возможности лучше других. Учителю результаты диагностики помогают анализировать организационную деятельность в процессе формирования искомых нравственных качеств. Таким образом, комплексная педагогическая диагностика актуализирует процесс этического воспитания, позволяет отслеживать процесс нравственного развития подростка поэтапно. Диагностика фиксирует результаты воспитания, корректирует и прогнозирует дальнейшее содержание занятий по нравственно-этическому воспитанию и динамику нравственного роста.​Наталья КЫТМАНОВА, преподаватель мировой художественной культуры и изобразительного искусства Липицкой средней школы Серпуховского района, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова», Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте