Урок-размышление в 11-м классе по автобиографическому очерку Михаила Пришвина «Город света»
Что за секрет? Если немцы вооружены страшным оружием, и страшнее – небывалой в истории организацией, то какая сила может этому противостоять? Эта сила – русский Но важно понять, что «дело не только в Гитлере, а в чьей-то идее, падающей на людей гораздо ужасней, чем фугасная бомба», – утверждает писатель. Вот уж истинны слова Николая Рериха: «Не рука, но мысль творит и убивает». Ужасная идея «большой войны» – плод спокойного вычисления «среднего»: кому жить, а кому – нет!
Ход урока
Учитель: Почему мы сегодня обращаемся к проблеме приоритета русского, национального? Нет, это не свидетельство формирования крайнего национализма – это проблема национального самосознания, этнокультуры, наконец, выживания нации.
Диву даешься, слушая американских школьников, сообщающих (по учебникам) о событиях Великой Отечественной войны! Двумя-тремя предложениями упоминаются Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, но главное – это… Перл-Харбор и открытие союзниками второго фронта в 1944 году. Вот, оказывается, центральные события Второй мировой! Мы не ставим задачу ерничать, но надо помнить слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Задача человека любой национальности – знать это «минувшее» родной земли и гордиться им. Об этом говорит воронежский поэт Евгений Поликутин (журнал «Подъем», №8, 1989).
Ученик читает наизусть:
Нет на земле прискорбней
ничего,
чем жить, стыдясь народа
своего.
А нам известно было
наперед:
не может не великим быть
народ.
Мы не дичали – просто
мы молчали
и постепенно вовсе
измельчали.
В столице ли, в провинции,
в глуши –
мельчанье есть молчание
души.
Мельчанье есть молчание
гражданства –
а это хуже барства, хуже
рабства.
Когда народ
безмолвствует в стране,
то подлость поднимается
в цене.
Обсуждение стихотворения с ребятами.
Учитель: Настал момент говорить «во весь голос» о любви к Родине, родной земле.
Ученик выступает с сообщением о Михаиле Михайловиче Пришвине. Очерк жизни.
Ученики выступают с обзором творчества М.М.Пришвина:
– «Фацелия» (фрагменты);
– «Повесть нашего времени» (фрагменты).
Первый ученик: «Чувство Родины…» Для Пришвина Родина – это не только место, где родился, но и «куда пришел», так как, по мнению писателя, «наше чувство Родины есть движение к свету». Вот таким светом для Пришвина стал Петербург (Ленинград).
Анализ очерка «Город света»
Вступление к очерку – своеобразная лермонтовская реминисценция (стихотворение «Родина»): «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» Доказательством от противного («Старая Россия славилась… гостеприимством») Пришвин подчеркивает «болезнь» провинциальной России: «стыдливость хозяев за неприбранность перед чужим глазом». Как много о «зверином русском быте» писал М.Горький! Так и Пришвин говорит о «чувстве стыда за свое, русское». Он пишет: «Нигде дым отечества не был мне сладок и приятен… особенно в Москве». Пришвин чуждался суетности, пустословия, самолюбования, «квасного патриотизма», о чем свидетельствуют дневники.
Антитеза иллюстрирует избранность Петербурга (Ленинграда) для Пришвина: только здесь он не испытывал «отталкивания от себя родного, слишком родного». Почему? Город Петра привлек еще юного Пришвина «движением к свету – в этом его духовная красота». Поэтому Северная столица стала его «духовной родиной»:
– там зародилось чувство природы;
– здесь посетило Пришвина чувство Родины: «лучшие образы, радость жизни, здоровье словесного дела – все появилось именно в Петербурге»;
– первое предчувствие весны («весна света») тоже из Петербурга. Что представляет собой «весна света» в городе Петра? Пришвин, восхищаясь петербургским пейзажем, дает описание малозаметной или даже не замеченной никем «весны света», «когда первый небесный свет преображает чудесные, еще обеленные зимним снежком здания».
Юный литератор Пришвин снимал деревянное жилище на Киновийском проспекте Малой Охты. Звучит громко – «проспект»! Этот проспект – крайняя улица между «вонючими свинарниками и пригородным болотом». Однако это не беспокоило литератора Пришвина, а Максим Горький назвал его жизнь «житием». Писатель возразил Горькому, так как «житие – это страдание», а Пришвин был счастлив, очарован открывшейся ему литературной свободой. Таким образом, именно Киновийский проспект определил дело жизни писателя.
Второй ученик: Родина, Отечество… Эти слова для Пришвина означают не его родной Елец, место рождения: «прямая физическая связь с природой» открыла ему север и юг, запад и восток – все необъятные дали великой страны – и наполнила чувством гордости и сопричастности к каждому уголку России. Так «желанная родная земля становится обетованной землей».
Демонстрируются видеослайды с высказываниями известных людей о любви к Родине. У ребят на столах копии. Школьники размышляют о патриотизме.
Третий ученик: Вторая часть очерка – антитеза к предыдущим размышлениям Пришвина. Здесь звучит отрицание чувства стыда и неловкости, какие испытывал начинающий литератор. При этом Пришвин отрицает «великорусский шовинизм»: «Самовозвеличивание национальности мне, русскому, было всегда непонятно…»
Ему, юным корреспондентом побывавшему на фронтах Первой мировой войны, претил «великогерманский шовинизм»: «Так содрогается душа моя от бесчеловечности воинствующего национализма».
Ребята читают высказывания великих о ксенофобии и делятся своими размышлениями.
Четвертый ученик: В 1914 -1915 годах Пришвин добровольно посетил передовые позиции в Галиции в качестве военкора, и, рассказывая в дневниках о сражениях русской армии с австро-венгерскими войсками, он восхищается нравственными качествами русских людей, стремившихся оказать страдающему населению помощь. «Из всего этого складывается, что в народе Галиции есть вера в Россию». А ведь перед войной там преследовался русский язык, запрещались Пушкин, Лермонтов, Толстой…
И вот теперь, через много лет, в очерке «Город света» звучит хвала русскому языку и русскому народу, который благодаря терпению, мужеству, доброй и отзывчивой душе вынес нечеловеческие испытания и победил фашизм.
Пятый ученик: Еще Ленинград не скован блокадой, еще только июль 1941 года, а в дневниках М.Пришвина появляется запись: «Но всякий знает, что Россия останется неразбитой страной… Мы должны победить… Мы уже победили: лучшие дивизии немцев разбиты». Думается, правдивы слова Уинстона Черчилля о Советской России: «Россия – это загадка, внутри которой – тайна, а что в ней – секрет!»
Что за секрет? Если немцы вооружены страшным оружием, и страшнее – небывалой в истории организацией, то какая сила может этому противостоять? Эта сила – русский народ. Но важно понять, что «дело не только в Гитлере, а в чьей-то идее, падающей на людей гораздо ужасней, чем фугасная бомба», – утверждает писатель. Вот уж истинны слова Николая Рериха: «Не рука, но мысль творит и убивает». Ужасная идея «большой войны» – плод спокойного вычисления «среднего»: кому жить, а кому – нет!
Пришвин восхищается тем, сколько вынес в своей истории русский народ, сколько претерпел – и как ему теперь хочется жить!
Что же спасает от безумия, отчаяния, неверия, когда кругом «реки слез и крови»? Только сила любви к человеку. Не случайно в очерке «Город света» Пришвин развивает сокровенную мысль о всеобщем человеческом братстве, об интернациональном чувстве русского человека, о его умении восхищаться чужим народом.
Страшная весть о войне застала писателя в Подмосковье, под Старой Рузой. Здесь Пришвин написал свой первый рассказ военного времени «Моему другу на фронт», который заканчивался такими словами: «…наше чувство природы есть не что иное как чувство родины, как тайная сердечная уверенность в том, что… мы, русские, не только за самих себя воюем с фашистами, мы за человека воюем».
Какого человека? Человека всего мира!
Писатель утверждает в очерке, оглядывая великий путь русского воина-освободителя: «И вот этот город света… в своей трагической славе встает передо мной и поднимает меня. Наконец-то я чувствую себя, как русского, в превосходстве».
Учитель: Каков, по-вашему, смысл слова «превосходство»?
Шестой ученик: Превосходство:
– в стратегии и тактике ведения военных действий;
– в вооружении и новой, никому еще не известной технике;
– силы, демонстрируемой напоказ;
– в непередаваемой жестокости, когда, не щадя женщин, стариков и детей, пропагандируется расовая избранность;
– идеологии, ставящей одну нацию выше всех…
У Пришвина превосходство русского человека – в мужестве, отваге, любви к Родине и простоте. В неоконченной первой редакции рассказа «О простом человеке» писатель анализирует смысл этого эпитета: «Что это значит по-русски, простой человек?»
1. «Это хороший человек».
2. «Иван-дурак простой, но он побеждает в деле достижения счастья богатых и умных».
3. «Нашу победу иностранцы одно время понимали как «чудо».
4. Это человек «душевный, сердечный, умный…».
5. «И всегда мне казалось, что эта простота и этот простой человек родились в русской культуре».
Восхищаясь душевными качествами русского человека, Пришвин с болью и тревогой пишет об ответственности народов за общее дело мира: «…если бы все народы имели стыд перед другими… не было бы этой страшной войны».
Таким образом, возможность всеобщего человеческого братства, по мнению писателя, заключается не в отказе от Родины («гражданин мира»), а в чувстве Родины, соединенном с ответственностью каждого народа за общее дело мира. «Русский ключ правды», о котором говорил еще Василий Ключевский, «после мучительной борьбы вышел в океан». И вот теперь, в результате Великой Победы России над фашизмом, «город света» (Ленинград) в трагической славе наполнил Пришвина гордостью и убеждением в том, «что моя правда русского бессмертна и рано или поздно свет моего города победит сокровенные источники зла».
Домашнее задание. Эссе на выбор
1. «Я русский бы выучил только за то…» (В.В.Маяковский).
2. «Гордиться славою предков…»
(А.С. Пушкин).
3. «Такая почва добрая – душа народа русского» (Н.А.Некрасов).
Лариса КОРЧАГИНА, учитель русского языка и литературы гимназии им. академика Н.Г.Басова при Воронежском государственном университете, Воронеж
Комментарии