search
main
0

Чувство Родины. Программа «Воспитание патриотизма»

В последние годы все острее чувствуется необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения. О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними словами и призывами, как показывает педагогический опыт, проблему не решить. Задача педагога – найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины. В познании Родины участвует, помимо сознания, и сердце. Оно-то и окрашивает понятие «патриотизм» живыми красками непосредственного, личного опыта.

А личный опыт приобретается прежде всего во время самостоятельной научно-поисковой деятельности.

Система дополнительного образования имеет больше возможностей для воспитания чувства Родины, так как позволяет сконцентрировать внимание на главной цели, сочетать различные виды деятельности (поисковые, экскурсионные, игровые), что часто невозможно в системе основного образования. Программа «Воспитание патриотизма» содержит такие разделы, как историческое родословие, история края и страны, выступление декабристов. По-прежнему большое место занимает история Великой Отечественной войны, также планируется уделить внимание изучению культурных, духовных ценностей России и, в частности, нашего города – архитектурных ансамблей, экспонатов музея. Программа рассчитана на учеников средних и старших классов.

«Воспитание патриотизма» – это образовательно-воспитательный курс, в процессе его реализации школьники должны получить глубокие знания по истории на основе самостоятельно собранного материала из разных источников, приобрести умения и навыки исследовательской работы.

Условно программу можно разделить на две части:

1. Теоретические занятия: беседы, лекции, доклады, конференции, уроки мужества, дни ветеранов.

2. Практические занятия.

Программа предусматривает следующие формы работы:

Массовые (конференции, викторины, игры).

Групповые (экскурсии, походы).

Индивидуальные (изучение литературы, работа с документами архива, музея, записи воспоминаний, подготовка докладов, рефератов).

Цель программы: создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей.

Программа курса приспособлена к местным условиям, интересам детей.

Задачи программы:

1. Формирование личности, обладающей чувствами национальной гордости и любви к Отечеству.

2. Повышение интереса учеников к истории своей семьи, малой и большой Родины.

3. Создание условий для выявления и развития одаренных детей.

4. Привлечение школьников к серьезным научным исследованиям.

Основные направления и сроки реализации программы

Вводное занятие:

1. Знакомство с учениками.

2. Выявление личных предпочтений.

3. Изложение программы занятий.

4. Выбор тем для самостоятельных работ.

I. Историческое родословие:

1. Теоретические занятия. Сентябрь, октябрь.

а) Начальные понятия родословия.

б) Предмет генеалогии.

в) Исторические источники по родословию.

г) Корни российских фамилий.

д) Виды родословий. Генеалогические таблицы, росписи.

е) Графическое оформление родословных.

ж) Нумерация в родословных.

з) Организация работы в архиве по поиску материала для составления родословной.

2. Практические занятия. Ноябрь – январь.

а) Составление генеалогического досье на себя и членов своей семьи.

б) Составление списка родственников с указанием родства или свойства.

в) Сбор устных рассказов родственников.

г) Сбор материалов из семейного архива.

д) Работа с архивными документами, исторической литературой.

е) Составление генеалогических таблиц, поколенных росписей.

3. Оформление и написание работ по родословию. Февраль-апрель.

а) Подготовка к защите работ.

б) Защита работ на конференциях разных уровней.

в) Подведение итогов.

II. Культурные ценности нашего города.

1. Теоретические занятия. Сентябрь – ноябрь.

а) Тобольск – город древний, славный.

б) Тобольский кремль. Строительство кремля. Кремлевские стены и башни. Гостиный двор. Рентерея. Покровский собор. Архиерейский дом. Соборная колокольня. Соборная ризница.

в) Панорама верхнего города: памятник Ермаку, Петропавловская церковь, Спасская церковь, Завальное кладбище.

г) Нижний город: Знаменский монастырь, Крестовоздвиженская церковь, Андреевская церковь, Пятницкая церковь, Рождественская церковь, почтамт, дом Корниловых, дом Володимировых, Захарьевская церковь, губернская гимназия, церковь Михаила Архангела.

2. Практические занятия. Декабрь – май.

а) Сбор материала о культурных памятниках города Тобольска.

б) Подготовка и создание сообщений, докладов.

в) Экскурсии по городу Тобольску.

III. Выступление декабристов и их пребывание в Сибири.

а) Зарождение организованного общественного движения.

б) Южное общество и Северное общество: их лидеры и программы.

в) Династический кризис 1825 г.

г) Следствие и суд над декабристами.

д) Ссылка декабристов и их пребывание в Сибири.

е) Деятельность декабристов в Сибири и Тобольске.

ж) Историческое значение и последствия восстания декабристов.

2. Практические занятия. Декабрь – апрель.

а) Сбор материала о пребывании декабристов в Сибири и Тобольске.

б) Экскурсия в Тобольский музей-заповедник.

в) Создание докладов, рефератов.

IV. Война в памяти народной.

Тема №1. Отечественная война 1812 г.

1. Теоретические занятия. Сентябрь – декабрь.

Нашествие Наполеона в Россию. Бородинское сражение и его значение в Отечественной войне 1812 года. Сибиряки против Наполеона.

Празднование столетнего юбилея Отечественной войны на Тобольской земле. Бородино – поле русской славы.

2. Практические занятия. Январь – май.

Сбор материала о героях Отечественной войны 1812 года. Подготовка и создание докладов и рефератов. Экскурсии в комнату Боевой славы на Станции юных туристов. Проведение уроков мужества, классных часов, викторины. Посещение видеосалона в Доме творчества – просмотр художественных фильмов об Отечественной войне 1812 года.

Тема №2. Великая Отечественная война.

Советский Союз накануне войны. Подготовка СССР к войне. Нападение фашистской Германии на СССР. Трагедия отступления. Битва за Москву и ее историческое значение. Сталинградская битва и ее историческое значение. Блокада Ленинграда. Курская битва. Восстановление границы СССР. Битва за Берлин. Парад Победы. Развитие советского военного искусства в годы войны. Советский тыл в годы войны. Советская культура в годы войны. Прославленные маршалы Великой Отечественной войны. Города-герои. Наш край в годы войны. Эвакуация предприятий в Сибирь. Трудовой подвиг в годы войны. Ратные подвиги сибиряков на фронтах войны. Село – фронту. Тобольская интеллигенция в годы войны. Эвакуация детей в Тобольск. Материальная помощь тоболяков фронту. Помощь тоболяков освобожденным районам. Сибирские дивизии на фронтах войны. Сибиряки – Герои Советского Союза.

Встречи и беседы учеников с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки Мужества. Встреча поколений в форме диалога ветеранов и детей. Проведение в школах один раз в месяц Дня ветерана. Экскурсии в музей. Составление летописи Великой Отечественной войны. Сбор материалов о войне и создание докладов, рефератов. Участие в городских, школьных, областных научно-практических конференциях.

Ожидаемые результаты

1) Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности.

2) Ведение учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

3) Освоение научных методов поиска, обработки и использования информации.

4) Формирование правильной устной и письменной речи.

5) Получение глубоких знаний по истории семьи, края, страны.

6) Развитие умений выступать с докладом, рефератом, защищать и аргументировать свою позицию.

Список используемой литературы

1. Ф.С.Кузнецова. История Сибири. Учебное пособие. Новосибирск. 2000.

2. В.Ю.Софронов. Откуда земля Сибирская пошла. Екатеринбург. 2001.

3. С.П.Заварихин. В древнем центре Сибири. Москва. 1987.

4. Родословие: программы, опыт, рекомендации. Москва. 1998.

5. А.В.Борикова, Н.А.Виноградова. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. Москва. 2000.

6. Программы туристско-краеведческой деятельности: «Отечество». Альманах. Выпуск 1-й. 1995.

7. Н.А.Черепанов. Уроки по теме «Поле русской славы – Бородино». Тобольск. 2003.

Надежда КРЮКОВА, педагог дополнительного образования, средняя школа №1, Тобольск, Тюменская область

Ноябрь – январь. Декабрь – май. Декабрь – апрель. Январь – май. Январь – май.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте