Хоровое пение – “божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке”.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Этот факт отмечался деятелями культуры, философами, мыслителями. Ведь это вокальная культура, которая поддерживает традиции хорового исполнительства и одновременно благоприятно влияет на музыкально-эстетическое развитие человека.
Так как же с помощью данного искусства возможно воспитать чувства человека, сделать благоприятными его помыслы и деяния?
Ответ на этот вопрос следует искать в истории развития человеческого общества.
Еще в античные времена был определен идеал человека, в котором сочетались прекрасные чувства и добрые намерения. “Двоякий ритм” – именно так звучало определение философа: ритм тела – воспитанный атлетикой и ритм души – подвластный музыке.
А великие мудрецы Греции вещали об исцелении, очищении души посредством музыки как искусства пения со словами.
Хоровое пение у наших предков занимало главенствующее место на праздниках, в богослужениях, в театральных зрелищах. Участие в хоре считалось священным долгом. Именно хоровое искусство укрепляло самые лучшие качества в человеке, воспитывало нравственную красоту и очищало душу.
В средние века отношение к искусству определялось влиянием церкви, но даже на этом переломном этапе церковь не отвергала, а, наоборот, преклонялась перед чудотворным воздействием хорового пения. Люди видели в этом искусстве удивительную силу – сплачивать людей, объединяя их через унисонное пение, примиряя враждующих и соединяя их в дружбу. Хор действительно являлся “формой единения единств”. Певцы в хор набирались по велению души и сердца.
“И не появится никакого неудовольствия относительно этого пения, даже если кто-то из хористов стар или еще дитя или совершенно незнаком с ритмом. Так происходит потому, что то, к чему здесь стремятся – спокойная душа, деятельный разум, кающееся сердце, здравый рассудок и чистая совесть, – они находят” – так о хоровом коллективе писал Иоанн Златоуст.
Хоровое воспитание укрепилось в жизни человека, оно являлось единственной отрадой и отдушиной для раскрытия глубоких душевных чувств. Каждая эпоха принимала данную эстафету как реликвию времени, насыщая ее лучшим.
Эпоха Возрождения укрепляет хоровое пение, усложняя его многоголосием (4 основные партии: сопрано, альты, тенора, басы). Постепенно хоры обосновывались в светской жизни; они стали звучать на приемах и балах. Эпоха Просвещения, воспитывающая благородного, эстетически грамотного человека, вновь прикоснулась к истокам песенного мастерства. Лишь только пение способно пробудить творца собственной судьбы, пробудить яркие и сильные ощущения красоты, доброты, нежности.
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, и до XVIII века развивался хоровой жанр. Благодаря такому развитию процесса появляются потребности в организации певческих школ, придворных певческих капелл, частных и музыкальных школ…
Так гласит история. Но посмотрим на реальную жизнь, заглянем в наши школы: как сегодня развивается хоровое искусство? И развивается ли?
Кризис девяностых годов поразил всю страну в целом и культуру в частности. В плачевном состоянии оказались культурные ценности, мораль, принципы и нравы. Искусство хорового пения отошло в прошлое, как лишний элемент, отдающий запахом старины.
Мы, учителя музыки – хормейстеры, живущие на рубеже веков, пытаемся удержать корабль на плаву, не дать ему разбиться о рифы суровой действительности.
Мы, воспитывающие поколение 80-х годов, стараемся поднять в нем культурный уровень, моральные ценности, эстетические нормы, посеять любовь и нежность, создать божественный храм в душе каждого человека. Приблизиться к личности, раскрыть, раскрепостить его душу доверено нам, хоровикам. Почему?
Ведь анализируя развитие хорового искусства с античных времен, мы видим, что коллективное пение сближает, смиряет, сдерживает, соразмеряет, воплощает и созидает. Ведь хор – это собратство единомышленников, объединенных общими принципами.
Что может дать хоровое пение современному школьнику?
На этот вопрос можно ответить однозначно: практически все. Начиная со здоровья (развитие дыхания, увеличение объема легких, формирование голосового аппарата) и заканчивая базовыми знаниями в области культуры, искусства, истории, этикета.
Хор – это прежде всего искусство, где ребенок почувствует себя настоящим мастером, творившим чудеса. Он раскроет потенциал своего природного инструмента – голоса и звукообразования. В процессе занятий в хоровом коллективе ребенок учится чувствовать себя личностью и одновременно неотъемлемой частью всего коллектива. Он открывает для себя “чувство локтя”, ведь здесь все равны – малыши и выпускники, художники и солисты, поющие и сипящие. Благодаря хоровому искусству ребенок может постигнуть моральные ценности и удовлетворить высокие духовные потребности.
Нам, педагогам-хоровикам, следует привлечь учащихся к хоровому пению, воспитать в них культуру общения через общение с музыкой, сделать их гармонично развитыми благодаря песне.
Я призываю всех учителей страны помочь нашим детям окунуться в мир прекрасного, сделать их жизнь насыщенной, красочной, духовной; воспитать в них достойные качества человека, способного творить чудеса на заре третьего тысячелетия.
Если мы объединимся вместе и выполним эту задачу, наша Россия воспрянет из руин грубости, насилия, растления и нищеты культурных ценностей.
Ирина КАРТАВЦЕВА,
учитель музыки, хормейстер Большевяземской гимназии
Московская область
Комментарии