search
main
0

Чувство хозяина, социальная активность

Они казались посланцами из другого времени, мальчишки и девчонки, заполнившие Воронежский городской Дворец детей и юношества. Они съехались из 34 районов на областной конкурс проектов акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России». Деловитые, организованные, исполненные внутреннего достоинства и самоуважения. Они так не походили на тот собирательный образ нынешних подростков, который порой «рисуют» нам СМИ. Зачастую они, «выбирающие пепси», представляются потерявшими ориентиры, разочарованными в жизни негативистами, агрессивными, подчеркнуто равнодушными к происходящему вокруг, тяготеющими к пресловутому западному стандарту молодежного поведения.

Воронежские журналисты оживленно сновали в ребячьем муравейнике в перерывах конкурса, удивленно интересовались у нас, взрослых, что это за дети, почему они столь нетрадиционны в их непринужденности, естественности, открытости, в их желании и умении общаться на равных с незнакомыми взрослыми, так хорошо и увлеченно рассказывающие о своих селах, их проблемах, о своих делах, докладывать о которых они и приехали сегодня в Воронеж. Журналисты напишут потом, что поражены были ответами, которые давали подростки на вопросы: «А зачем тебе лично это? Как бы ты одной фразой выразил то, что дала тебе работа над проектом?» А ответы были такими: «Оказывается, мы, дети, способны решить любую проблему!», «Я поняла смысл крылатой фразы «Я отвечаю за все», «Даже маленькая победа делает человека большим и сильным», «Я стала другой в процессе работы над проектом, я зауважала себя, рассталась с комплексами, мешавшими мне жить», «Вместе мы – сила».

Чувство хозяина, самоуважения, внутренняя свобода, достоинство, умение договариваться, потребность в творчестве, социальная активность – эти качества можно долго перечислять, – качества, которые формирует в школьниках технология социального проектирования.

Педагоги, работающие по технологии социального, гражданского проектирования в рамках благотворительной акции американского фонда «Сивитас», часто проводят аналогии с макаренковскими идеями: только «труд – забота» (а не «труд – работа») способен сформировать социальную активность, социальную ответственность воспитанников. Говоря о бесплодности «словесного воспитания», классик отечественной педагогики настаивал на том, что «сознание должно прийти в результате опыта». И с технологией коллективных творческих дел аналогии очевидны: последовательность стадий социально полезного дела, работа в микрогруппах, значимость самостоятельности и творчества в ребячьих делах, педагог, подавивший в себе укоренившуюся потребность в доминировании, выступающий в совместной творческой деятельности в качестве консультанта, старшего друга, советчика и вдохновителя.

Американские коллеги, разработавшие технологию проекта «Гражданин», придают особое значение структурной стройности проекта, завершенности каждой стадии, обязательности значимого, реального, «осязаемого» результата.

Воронежские педагоги, работающие по технологии проекта «Гражданин», говорят, что она своевременна и даже спасительна сегодня для нас. Растеряв накопленный в советские времена опыт и методы работы, мы невольно свели воспитание в школе к пресловутым «мероприятиям» да беседам на классных часах, выливающимся зачастую в назидания, нравоучения, бесплодную педагогическую демагогию.

Мы все более проигрываем будоражащим подростковый адреналин боевикам, компьютерным схваткам, игровым автоматам и прочим «эталонам» молодежной «активности».

Областной конкурс проектов акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России» проходил в этом году в пятый раз. Из проектов, выполнявшихся в школах области, на областной конкурс было выдвинуто 55 работ из 34 районов области. К традиционным трем номинациям в этом году была предложена еще одна – «О прошлом память сохраним», оказавшаяся в этом году самой популярной. Ведь Воронеж в годы войны стал линией фронта, регионом смертельного противостояния. Даже сам город был передовой: правый берег его был захвачен фашистами и разрушен до основания, а левобережная часть города оказалась непобежденной. Проекты, выполненные в новой номинации, поражают смелостью замыслов детей, энергией поиска, масштабностью выполненной работы, осознанием своего долга перед дедами и прадедами. Потрясают проекты, в которых дети устанавливают имена воинов, захороненных в безымянных братских могилах на территории своих сел, разыскивают родственников этих солдат через Центральный государственный архив армии, через передачу «Жди меня», добиваются от представителей власти установки новых мемориальных плит (проекты «Этих дней не смолкнет слава» средней школы №84 г. Воронежа, «Обелиск» Заболотовской школы Ольховатского района, «Память потомков» Кантемировского лицея, «Живая память» Новохоперской гимназии и другие.

Ученики Новокурлакской школы Аннинского района проинтервьюировали всех пенсионеров своего села, подготовили к изданию сборник их воспоминаний о военном времени. Выяснив, что 13 из них одиноки и нуждаются в уходе, добились постановления администрации об открытии прямо в селе пансионата для земляков-ветеранов (проекта «Бабий хлеб»). Проект, выполненный в новохоперской школе №2. Проект «Дорога ветерану» посвящен изучению военной истории учителя-фронтовика И.А.Сиднивца, живущего в Новохоперске. Ребята решили заасфальтировать дорогу, ведущую к дому ветерана, добились решения об этом администрации поселка, составили смету расходов на это и нашли необходимую сумму. А вот лауреаты Всероссийского конкурса (2003 г.) проектов акции «Я – гражданин России», школьники села Шуриновка Богучарского района в этом году всерьез занялись проблемой спасения своей Шуриновки от вредных привычек, от всего, что угнетает здоровье земляков. Их социологическим опросам и реабилитационным программам позавидует любой НИИ валеологии (проект «Школа. RU – сайт реальной помощи»). Журиновские школьники так взбудоражили, активизировали взрослых села, что, когда небывалые зимние снегопады отрезали Шуриновку от «большой земли», а сроки представления проекта на областной конкурс истекали, за дело взялись взрослые села. По всем канонам социального проектирования они обсудили проблему и разработали план доставки портфолио в Воронеж.

На лыжах, по эстафете, от деревни к деревне мужчины везли папку до действующего шоссе, дождались там знакомых водителей, чтобы надежно отправить ее в Воронеж. Усталый, небритый водитель, вручая нам драгоценные документы, поинтересовался: «Да объясните ж хоть вы, что такое в этой папке, мне так упорно наказывали доставить ее по вашему адресу!».

А недавно в отдаленном Бутурлиновском районе проходил очередной семинар-тренинг по гражданскому проектированию. 85 учителей района изучили теорию проектирования, иллюстрируемую видеофильмом, любезно подаренным нам нашими шефами из Самарского регионального центра гражданского образования, а потом, с удовольствием перевоплотившись в учеников, спорили, выбирая проблему, горячились, доказывая преимущества своего варианта решения задачи, сочиняли стихи-экспромты, призванные украсить стенд и защиту проекта, совсем забыв и о контрольных работах в школе, и ожидающих их огородах дома, а потом писали в анкетах: «впервые в жизни узнала, что учиться можно вот так, живо и интересно», «хочется скорее в школу, к детям, скорее взглянуть вместе с ними по-новому на наше село, найти сферу приложения наших сил, нашей дремлющей энергии», «спасибо авторам такой простой, но такой действенной технологии, способной преодолеть затянувшуюся индифферентность нас, россиян». По дороге в Воронеж мы проезжали лес.

Толщу мертвой, безжизненно серой прошлогодней листвы с веселой дерзостью пронзали ослепительно яркие подснежники, посланцы весны, обновления, веры и надежды.

Светлана СЕЛЕЗНЕВА, заместитель директора Воронежского областного центра гражданского и патриотического воспитания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте