search
main
0

Чувство голода

Парадоксальная ситуация сложилась сегодня на книжном рынке – море пишущих: от тех, кто совсем не владеет пером, до тех, кто недурно овладел этим ремеслом. Читателя с головой накрывает волной дурно пахнущей, на скорую руку состряпанной литературы, вернее, чтива. Кто просто копирует жизнь, как плохой фотограф, кто так сильно увлекается формой, что забывает о смыслах и героях. И очень редко встречается хорошее слово вкупе с умным, тонко чувствующим автором, который не просто «поет, что видит», а творит новую реальность – реальность художественного вымысла.

Таким умением обладает прозаик Елена Перминова, книга которой «Бестолковый роман: мужчина не моей мечты» в этом году вышла в издательстве «Астрель».

Елена – мастер короткого динамичного рассказа, в котором нет ничего лишнего. Рассказы Перминовой различны по тональности и настроению – и в этом их прелесть и оригинальность. Зачастую она пишет свои произведения от первого лица, причем лицо это – женщина, сильная, волевая, яркая и, как правило, одинокая. У рассказов Перминовой помимо психологизма есть еще одна примечательная особенность – они цветные. Так, в «Оранжевой комнате» перед нами целая гамма красок – от цвета апельсинов, холодного синего до коричневого, кирпичного. Подкупают юмор писателя, умение видеть детали и самое главное – счастливый талант не раскрашивать действительность лишь в черные и серые тона. Желание видеть в ней «лучи солнца», способность смеяться над собой и находить выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. Так, героиня рассказа «Оранжевая комната» пытается вырваться из серости повседневной жизни, скучности бытия не совсем обычным способом – она красит стены своей комнаты в оранжевый цвет, вместе с ними закрашивая неудавшуюся личную жизнь, подлеца-шефа, укравшего ее идеи, вероломную подругу… Вообще рассказы Перминовой – очень верное художественное отображение современной жизни женщины, сильной, умеющей зарабатывать деньги и до отчаяния одинокой, нуждающейся в любви, ищущей ее и очень редко обретающей. Герои Елены – символ времени, когда люди, общаясь друг с другом, тем не менее остаются одинокими и непонятыми, замыкаются в себе. Когда женщины вынуждены быть сильными. Они – с развитым мужским началом и аналитическим умом, ведь мужчины вокруг – сплошь маменькины сынки, потерявшиеся в ритме сумасшедшего времени, нуждающиеся в защите и женской опеке.

Рассказ «Маменькин сынок» помимо психологической достоверности привлекает еще и почти что зощенковским юмором. Комизм ситуации и комизм характеров налицо… Беззащитен и слаб и психотерапевт Сергей Дранов, в которого влюбилась героиня рассказа «Бестолковый роман». Его «хочется согреть, закутать в теплое одеяло, накормить, успокоить. Рассказать сказку и отогнать страшный сон». Он беспомощен и рассеян, может быть, за это и полюбила его героиня, сильная, с пресловутым мужским началом. Елена Перминова пишет все о том же – о любви, о ее поисках, о смысле жизни и ее драматизме, когда подчас все превращается в трагифарс. Иногда кажется – весь секрет мастерства кроется в том, что жизнь эту так тонко и глубоко описывает писатель-женщина, облагораживая ее и наполняя новым смыслом. Хотя, конечно, дело не в половой принадлежности, а в самой личности писателя, причем не только в литературном мастерстве, но и в человеческой одаренности.

Особенно отметим рассказ-ностальгию «Чувство голода». На нескольких страницах Елене удалось описать и канувшую в Лету эпоху: «мои школьные годы пришлись на эпоху развитого социализма со знаменитой колбасой по 2.20, хлебом по 13 копеек и мороженым по 15…», и героиню, которая постоянно испытывала чувство голода во вполне благополучной по советским меркам семье (папа инженер, мама учительница). И потому профессией своей избрала кулинарию. И первое, что наконец сделала – досыта накормила свою собственную семью, где верхом совершенства был «суп из семи круп», яичница-глазунья да манная каша. А самыми главными воспоминаниями ее детства, главным детским счастьем были жареные лепешки соседки – тети Клавы. Только там бедная девочка наедалась до отвала. Впрочем, главное в рассказе не еда и не лепешки, а то чувство детской любви и дружбы, которое благодаря тете Клаве и ее детям испытала наша героиня. Лепешки эти – символ счастья, символ любви и человеческой теплоты, которой нам всем так не хватает.

Этой теплоты и душевности не хватает и нашей нынешней литературе. Ведь задача писателя – дать глоток воздуха, хотя бы чуточку надежды, ведь он сегодня не только художник, но и психотерапевт в первую очередь, не только инженер человеческих душ, но и их врачеватель, целитель.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте