В Год кино мне захотелось рассказать, какую роль играет кино в моей педагогической судьбе. Еще учась в педучилище, потом в институте, с наслаждением читала книги о школе (и мне очень помогали в работе потом книги Ф.Вигдоровой, Л.Воронковой, В.Осеевой и других писателей). C нетерпением ждала (уже начав свой педагогический путь) фильмы о школе, и они, хоть и редко, появлялись. «Ключ без права передачи», «Это мы не проходили», «Вам и не снилось», «Чучело»… Запомнился директор из фильма «Ключ без права передачи», который тактично, деликатно преподал урок способной молодой учительнице. Если кто-то умнее, талантливее других, он не должен высокомерно относиться к тем, кто менее талантлив…
Когда вспоминаю фильм «Это мы не проходили», слышу голос неподражаемой Татьяны Пельтцер. Ее героиня выразила своей бывшей ученице, работавшей в школе, важное пожелание: «Не растеряйте чувство молодости». Эту фразу я запомнила навсегда и часто повторяла себе. Помню, как на пробный просмотр фильма «Чучело» были приглашены работники отделов народного образования, руководители школ, учителя города, среди которых оказалась и я. После было бурное обсуждение. «Такой фильм показывать всем нельзя», – говорили многие и приводили убедительные аргументы. А у меня была глубочайшая благодарность создателям фильма. Какие бы проблемы ни возникали в нашей личной жизни, мы должны чувствовать и понимать, что волнует наших учеников, помогать им. Как мы встречаем ребятишек, пришедших в школу? Не с той ли приклеенной улыбкой, как у руководителя школы из фильма? «Доживем до понедельника» смотрела много-много раз. Кстати, на страницах «Учительской газеты» сразу же после появления фильма разгорелась горячая дискуссия: «Где, в какой учительской нашли Ростоцкий и Полонский такую учительницу литературы?» Другим показался неправдоподобным образ главного героя. Но теперь, спустя годы, жизнь показала, что и «Чучело», и «Доживем до понедельника» актуальны и сегодня, так как помогают нам смотреть на себя со стороны. Недавно на экранах ТВ прошел фильм с многообещающим названием «Любимая учительница». После его просмотра (с трудом заставила себя досмотреть его до конца) мне стало очень грустно. Я работала и в дневной, и в вечерней школе. В вечерней школе ученики были либо моими ровесниками, либо немного постарше, но никто никогда не позволял себе обращения к учительнице, которое увидела в фильме. Мне скажут: «Время сейчас другое…» Согласна, другое. Но, общаясь с ребятами из колледжей, со студентами вузов, со старшеклассниками, не заметила в них большой разницы с прежними учениками. Я допускаю, что могла возникнуть любовь между учительницей и учеником (сама знаю немало подобных примеров), но… Все же в фильме не столько о любви к учительнице, сколько о страсти к женщине. И досадно было слышать от повзрослевшего Никиты, уже много испытавшего в жизни, обращение к «любимой» учительнице: «Спи со мной!» Наивная, я ждала, что он поблагодарит за присланные книги, за заботу о его маме… Фильмы о школе нужны, очень нужны, но, на мой взгляд, должны вызывать не низменные страсти, а чувства добрые… А пошлости на экране (и, к сожалению, в жизни) и без того хватает. Ульяна БЛЕДНОВА, учитель русского языка и литературы, Барнаул
Комментарии