В 1939 году США потрясла ужасающая новость: Уэнделл Джонсон вместе со своей студенткой Мэри Тюдор провел «чудовищный эксперимент» («monster study») над воспитанниками детского дома в Айове, который привел к развитию нарушений речи у совершенно здоровых детей.
Что известно о Уэнделле Джонсоне?
Уэнделл Джонсон родился 16 апреля 1906 года в небольшом городке Роксбурри в штате Канзас. В 20 лет поступил в Университет Айовы, где специализировался на расстройствах речи (логопедии). В то время логопедия как отрасль науки только начинала развиваться, поэтому для исследователей оставалось широкое поле деятельности.
Как правило, люди, которые приходят к изучению психологии, психиатрии и иных смежных областей, хотят в первую очередь решить свои собственные проблемы, лежащие в плоскости изучаемой ими дисциплины. То же самое можно сказать о Джонсоне: известно, что американец страдал расстройством речи, проявлявшимся в моменты сильных переживаний. Именно это побудило его заниматься логопедией.
Предпосылки эксперимента
В то время среди психиатров бытовало мнение, что причины речевых расстройств, таких как, например, заикание, обусловлены генетическим сбоем или органическими причинами. Таким образом, считалось, что заикание было буквально приговором: если ребенок заикается в детстве, он будет заикаться всю жизнь. Однако Джонсон был не согласен с данной гипотезой и проводил многочисленные исследования с целью доказать экзогенную природу данного отклонения. Он полагал, что расстройства речи при отсутствии иных психических отклонений являются своего рода выученным поведением, привычкой, которую можно искоренить.
В своих предположениях Джонсон основывался на личном опыте: он сам начал заикаться после конкретного случая в его детстве, который он считал отправной точкой развития отклонения. Однажды он услышал, как школьный учитель сказал родителям мальчика, что тот, кажется, начинает заикаться, причем в действительности Джонсон не испытывал никаких затруднений в речи. После этого он начал болезненно фиксировать внимание на своей речи, что в конечном счете привело к реальному заиканию.
Сейчас сложно сказать, стал ли тот диалог причиной развития заикания или же учитель действительно заметил признаки зарождающегося отклонения. Но наверняка известно одно: Джонсон был уверен в том, что его заикание стало следствием его сверхсильной концентрации на работе речевого аппарата, которое в свою очередь было вызвано услышанными им словами учителя.
Все аспиранты Джонсона имели схожие проблемы и неустанно проводили эксперименты друг на друге: пугали своих коллег, проверяя теорию о том, что заикание может быть вызвано испугом, стучали друг друга по коленкам, фиксировали рабочую руку гипсом, стремясь «распутать запутавшиеся нейронные связи» и т.д.
Заикание: причины и лечение
На сегодняшний день достоверно не известны причины развития этого дефекта. История гласит, что от заикания страдали как простые люди, так и коронованные особы, а лечить их пытались всеми методами, какие только возможны: начиная от употребления лекарств и заканчивая заговорами и молитвами. Современная логопедия предлагает множество психокорректирующих упражнений для устранения проблем с речью.
Среди косвенных причин, которые могут повлиять на возникновение заикания отмечаются: наследственность, неврологические заболевания у родителей, перенесенные в детстве тяжелые инфекционные заболевания, ранние психологические травмы и т.п.
Чудовищный эксперимент
Джонсон отдавал себе отчет в том, что задуманное им исследование нарушает все мыслимые этические нормы, и боялся, что его будут ассоциировать с экспериментами, которые проводили нацисты. Именно поэтому он никогда не предавал огласке результаты своего опыта, а в качестве испытуемых использовал детей, оставшихся без попечения родителей.
Чтобы получить разрешение на проведение исследования, Джонсон солгал, что подвергнет детей речевой терапии — и не более. В его выборку вошли десять детей с реальными отклонениями в речи, остальные испытуемые были совершенно здоровы. А задачи экспериментатор ставил перед собой максимально простые: вызвать отклонения у здоровых детей и добиться улучшений у больных.
В ходе первого этапа чудовищного эксперимента у детей проверили уровень IQ, который Джонсон счел удовлетворительным, и выявили ведущую руку. Большинство детей были правшами, но встречались и левши. С этим связано первое открытие, полученное в результате эксперимента – Мэри Тюдор опровергла теорию о влиянии использования неведущей руки на развитие заикания в детстве.
После этого 22 ребенка были разделены на четыре группы по следующему принципу:
- Дети с нарушениями речи, которым в ходе эксперимента внушали, что они разговаривают отлично.
- Дети с нарушениями, которым говорили, что они разговаривают плохо и это нужно исправлять.
- Дети с нормальной речью, которым внушали, что они разговаривают плохо.
- Дети с нормальной речью, которым говорили, что они разговаривают отлично.
Опыт продолжался с января по май 1939 года. За это время было проведено множество встреч с детьми, в ходе которых они получали указанные выше установки. Например, детям из третьей группы девушка говорила следующее: мы обнаружили, что у вас все признаки заикания и имеются отклонения от норм речи, вы должны приложить усилия, чтобы искоренить эти дефекты. А если вы не уверены, что можете говорить хорошо, лучше не делайте этого вовсе.
В результате данного исследования, вошедшего в историю под названием «чудовищный эксперимент», дети из третьей группы действительно стали больше молчать и проявляли признаки нервных расстройств. Так, одна из девочек стала нервно щелкать пальцами, что является одним из проявлений навязчивых движений. Все подопытные из этой группы стали бояться говорить.
В конечном итоге гипотеза Джонсона о том, что болезнь является следствием поставленного диагноза, а не наоборот, потерпела фиаско: двое детей из третьей группы стали говорить еще лучше, чем до эксперимента, у двоих беглость речи осталась на том же уровне, и лишь у оставшихся двух ребят показатели беглости снизились — и то незначительно.
При этом психоэмоциональное состояние всех подопытных из третьей группы значительно ухудшилось. Они стали бояться говорить и стремились избегать социальных контактов, хотя их речь ничем не отличалась от речи нормальных детей. Значительных улучшений у подопытных с дефектами речи также выявлено не было: их речь оставалась примерно на том же уровне, что и до эксперимента, хотя значительно повысилась уверенность в себе.
Последствия
Джонсон продолжал продвигать свою гипотезу. Хотя он и не опубликовал результаты проведенного им в 1939 году опыта, но продолжал ссылаться на них, и в последующем его теория была положена в основу всей логопедической науки. С 50-х по 80-е годы прошлого столетия помощь людям с дефектами речи строилась именно на бездоказательных утверждениях чудовищного экспериментатора.
В этот период специалисты стремились работать не с детьми, у которых было выявлено заикание, а с их родителями, утверждая, что наиболее действенная коррекция возможна лишь за счет формирования правильных психологических установок значимыми в жизни ребенка взрослыми. В ряде случаев такая методика давала положительные результаты, но далеко не во всех. Джонсон отвергал органическую природу заболевания, чем подрывал основы логопедии и создавал полностью антинаучное убеждение об экзогенной природе заболевания.
Если же говорить о подопытных, то для них последствия оказались весьма плачевными. Всего за несколько месяцев, на протяжении которых проводился эксперимент, Мэри Тюдор и Джонсону удалось сформировать в психике совершенно здоровых детей страх перед всякой коммуникацией, что повлекло развитие глубокой психологической травмы, оставшейся с этими людьми на всю жизнь.
Комментарии