Мозг современного человека обрабатывает огромное количество данных, тысячи фактов. Это та информационная среда, в которой уже живет наш ученик и в которой ему развиваться как личности, как профессионалу. Есть стихотворение Самуила Маршака, которое очень хорошо отражает состояние немотивированного ученика:
Он взрослых изводил вопросом
«почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Новое поколение первоклассников – это не только активные почемучки, но и аналитики, которые все чаще задают вопрос «зачем?». Как замотивировать такого ученика, сделать его обучение продуктивным и качественным? Здесь простого плана или сценария урока будет мало. Готовясь к уроку, учитель должен заранее проиграть его, найти мотивационные точки роста, придумать реальные задачи (кейсы) и организовать работу так, чтобы направить поисковую деятельность учеников в нужном направлении.
Я, как и многие мои коллеги, нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных педагогических технологий, стараюсь предугадать, какие образовательные задачи можно решить из образовательных ситуаций. Реальные задачи помогают мне достичь качественных результатов. Они интересны для детей, так как при их решении можно порассуждать, рассмотреть несколько вариантов решений. Почему это так интересно для младших школьников? Да потому что в жизни мы не решаем типовые задачи, в которых все дано, задачи, где поезд, который выходит из пункта А, непременно прибывает в пункт Б. В жизни мы решаем жизненные задачи с мнимыми данными, избыточной или недостающей информацией. Именно поэтому ученики с удовольствием решают реальные задачи. Проблемно-поисковая деятельность делает их работу осмысленной и важной. Учитель, умеющий организовать работу в группах, не только эффективно распределяет роли учеников в группе, но и предугадывает возможные варианты поиска учеников. Само решение таких задач превращает человека в ученика, совершающего открытие.
В московской системе образования создана уникальная мотивирующая платформа. Технопарки и образовательные городские пространства помогают ребенку получить необходимую информацию о востребованных на рынке труда профессиях, о новых тенденциях в производстве и информационных технологиях. Юный москвич в парках, усадьбах и музеях города Москвы не только учит историю, но и самостоятельно ищет ответы на вопросы, познает в деятельности исторические закономерности. Семья мотивированного ученика не упустит возможность по субботам встретиться со светилами лучших российских университетов, даст ему попробовать силы в профессиональных навыках. Так формируется установка на создание своей собственной мотивации к познанию.
На встречах с родителями мы не только обсуждаем образовательную траекторию ребенка, но и разрабатываем практические действия.

Жизненный путь каждого из нас состоит из отклоненных и принятых нами выборов и альтернатив. У нас, учителей, нет выбора – меняться или нет. Мы уже сейчас, обучая, ведем диалог с человеком будущего, человеком, конструирующим вокруг себя реальность, в которой постоянные изменения воспринимаются как норма жизни. Каким он будет – этот диалог? Я выбираю обучение через формирование положительной мотивации. А вы?

Юлия ВЕРТЕЙ, учитель школы №2053