Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе играет особую роль. Педагог-психолог – это ангел-хранитель для вчерашнего дошкольника, незаменимый помощник учителя. В его задачи входят гармонизация взаимоотношений в классе, работа с родителями, помощь ребятам в адаптации к условиям учебной нагрузки. Специальная номинация Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель» и в этом году собрала уникальных специалистов, владеющих мастерством психолого-педагогического сопровождения. География участников – от Калининграда до Сахалина. 11 звезд отечественной системы образования, защитивших на заочных турах свои уникальные проекты лучше остальных.
На 3‑м, очном, туре конкурсанты «живьем» презентовали свои проекты перед экспертным жюри. Представляли задумку, объясняли ее актуальность, а главное – обозначали ожидаемые и достигнутые результаты. Все проекты реализованы авторами на практике, каждый имел свою специфику.
Проект учителя начальных классов из Московской области Светланы Кузьменкиной посвящен изучению воздействия арт-терапевтических занятий на дисциплину в классе. Здесь и составление тематических коллажей, и пластелинотерапия, и комплексные занятия. Арт-терапия развивает творческое мышление, а также позволяет гармонизировать взаимоотношения в классе, облегчает процесс адаптации, помогает детям понять себя. Светлана Геннадьевна не только обучает ребят, но и сама постоянно совершенствуется, осваивая новые методики.
Педагог-психолог Екатерина Зорина из Москвы рассказала о работе своей команды в госпитальной школе. Появление школ в больницах, где лежат дети с тяжелыми соматическими заболеваниями, повышает у ребят мотивацию не только к учебе, но и к жизни. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения «Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно, я существую» позволяет сформировать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, способствующий стимулированию и поддержке познавательной активности у маленьких пациентов. В основе методик, применяемых Екатериной Сергеевной, – инициация процессов смыслообразования у школьников, она использует смыслотехники.
Учитель-логопед из Ленинградской области Алла Манчук представила комплекс занятий и упражнений для исправления речевых нарушений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Проект «Путь к успеху» предполагает выстраивание среды стимулирующего воздействия на школьников. В работе участвуют и школьные учителя, и, конечно, родители. Использование разнообразных методик, в том числе современных информационных технологий, построение индивидуальной карты успеха и включение в работу элементов арт-терапии и народного творчества дают ощутимые результаты, у ребят формируется мотивация к учебе и самосовершенствованию.
Валентина Коновалова, педагог-психолог из Калининграда, представила на суд жюри проект «Мы сами открываем чудеса» – это школа исследовательской деятельности для учеников начальной школы. Особенность реализации проекта – разновозрастный коллектив, это совместная работа ребят с 1‑го по 4‑й классы. Немаловажный фактор успеха – активное участие родителей учеников и привлечение учителей старшей школы. Результативность проекта Валентины Михайловны в первую очередь проявляется в успехах детей на научно-исследовательских конкурсах, а также в том, что школьники хотят участвовать в проекте снова и снова.
Учитель из города Искитима Новосибирской области Наталья Плотникова собрала разнообразные приемы для активизации познавательной деятельности ребят с интеллектуальными нарушениями. Наталья Юрьевна в своей работе применяет не только привычные игровые методики, но предлагает своим ученикам заняться проектно-исследовательской деятельностью. Ребята осваивают даже сложные формы работы, которые не всегда доступны школьникам без интеллектуальных нарушений. У них повышается мотивация к учебе и, главное, возникает желание ходить в школу.
Лидия Иванова из Южно-Сахалинска рассказала о программе занятий по созданию творческих продуктов – проекте «Эвристический класс». Эвристические занятия позволяют сформировать у ребенка способность решать любые задачи в повседневной урочной деятельности. Всего 2 часа в неделю – и у ребят рождается огромный заряд творчества, раскрывается их потенциал. Проект Лидии Владимировны предполагает серьезную творческую вовлеченность в процесс и самого педагога. Работа ведется по методике Андрея Хуторского, когда каждый ребенок сам выделяет для себя цель обучения и сам диагностирует результаты ее достижения. Это немаловажное условие успеха.
Молодой педагог из солнечного Крыма Александр Балуца во время своего выступления раскрыл секреты оптимизации учебного процесса для учащихся с ОВЗ. Как помочь ребенку пережить напряженную рабочую неделю, нужно ли для этого дорогостоящее оборудование? Как сделать учебу радостной? Проект Александра Сергеевича направлен на запуск у обучающихся коррекционной школы процесса саморегуляции и оптимизации психоэмоционального состояния за счет релаксации и снижения сенсорной нагрузки. Успех проявляется в индивидуальных достижениях школьников в учебном процессе.
Учитель начальных классов из Орла Елена Гурова представила комплекс занятий по формированию у школьников умений сотрудничать, оказывать и принимать помощь. Елена Юрьевна активно использует технологии проблемного обучения, создавая ситуации, требующие совместного решения. Необходимость договариваться в команде формирует у ребят коммуникативные навыки, развивает навыки самооценки и саморегуляции, дети учатся принимать чужое мнение. Ученики Елены Юрьевны не только успешно справляются с учебной нагрузкой, но и достигают успеха на олимпиадах и конкурсах. Тройственный союз «ученик – учитель – родитель» повышает успешность ребенка, и не только в классе, но и в повседневной жизни.
Елена Ковшова из Балтийска (Калининградская область) презентовала проект, посвященный созданию условий для развития речи первоклассников посредством обогащения их словарного запаса. Современный первоклассник зачастую приходит в школу с бедной лексикой. Программа комплексного воздействия, разработанная Еленой Анатольевной, включает разнообразные игры со словами, разноуровневые задания, в том числе творческие и системные, все это приводит к значительным успехам уже в первые месяцы занятий. Эти занятия оказывают благотворное влияние не только непосредственно на развитие речи, но и на освоение всей образовательной программы начальной школы.
Еще одна уникальная находка была представлена крымским педагогом-дефектологом Ольгой Дорошевой – проект «Мультстудия для детей с ОВЗ». Цель проекта – развитие внимания как интегратора всей познавательной деятельности учеников в процессе создания собственного мультфильма. Воспитанники Ольги Вячеславовны – ребята со средними и тяжелыми ментальными нарушениями. Во время занятий ребята не просто создают мультипликационные фильмы, проходя весь цикл – от замысла до реализации. Творческие продукты детей используются в дальнейшем как дидактические пособия на занятиях по развитию внимания. Их по достоинству оценивают на различных конкурсах. А педагог участвует в работе экспертных сообществ по мультипликации и планирует в дальнейшем достичь с ребятами такого уровня, чтобы ученики смогли поехать на медиасмены в МДЦ «Артек».
Завершился третий тур в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся» защитой молодого и увлеченного педагога Марии Писарек из Ярославской области, которая рассказала о своей работе в условиях сельской школы. Мария Алексеевна использует приемы театральной педагогики для социализации младших школьников. Ребята на занятиях работают над своими эмоциями, создают спектакли, выступают перед различными аудиториями. Результат – личные успехи детей, в том числе снижение у них тревожности и повышение мотивации к учебе. А еще ученики Марии Писарек занимают призовые места на разнообразных конкурсах и фестивалях.
Александра ПОДЛЕВСКИХ, педагог дополнительного образования, методист Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга. Фото автора
О том, какие идеи были представлены в других номинациях олимпиады «Мой первый учитель», читайте в «МП» №45 за 2023 год
Комментарии