Современные информационные технологии, предназначенные для реализации инновационных образовательных проектов в области естественных наук, позволяют формировать инновационное поведение, созидательную деятельность учащихся, дают новые возможности для творчества.
Кинновационным инфор-мационно-коммуника-тивным средствам обучения на уроках окружающего мира в начальной школе относится цифровой микроскоп, использование которого нацелено на:
• повышение уровня мотивации и познавательной активности учащихся (эффект новизны поддерживает постоянный интерес ребенка);
• проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора;
• развитие научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
• изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
• возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер, микроскоп и другие технические средства как инструмент, который помогает ему учиться;
• создание творческой положительно-эмоциональной атмосферы на уроках.
Сегодня многие московские школы имеют в своем распоряжении современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование, цифровые микроскопы. Когда и каким образом можно использовать микроскоп, учитель решает самостоятельно в зависимости от изучаемых тем.
Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя позволяет продемонстрировать исследуемый предмет одновременно всем учащимся, выводя изображение на экран. Наличие нескольких приборов, подключенных к компьютерам MacBook, дает возможность принять участие в исследовательской работе всему классу. Работа может быть организована парами или в мини-группах. Такие уроки не только позволяют получить новые знания по предмету, но и развивают внимание, наблюдательность, умение делать выводы на основе практических исследований и жизненного опыта.
В первом классе мы используем цифровой микроскоп при изучении тем «Что у нас над головой?», «Что у нас под ногами?», «Что общего у разных растений?», «Что растет на подоконнике?», «Что растет на клумбе?», «Что это за листья?», «Кто такие насекомые?», « Кто такие птицы?». Во втором классе -«Как ученые изучают мир», «Приборы и инструменты», «Тела и вещества», «Что такое вещество?», «В мире камня», «Горные породы и минералы», «Живые цветы». В третьем классе – «Свойства тел и веществ», «О строении вещества», «Свойство воды в жидком состоянии», «Вода – растворитель», «Горные породы. Полезные ископаемые», «Строение растений. Разнообразие растений», «Кожа – наша первая одежда», «Питание». В четвертом классе – «Поверхность нашего края», «Водоемы нашего края», «Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых», «Виды почвы. Охрана почвы», «О лесной подстилке и микроорганизмах».
Что можно рассматривать? Для изучения под микроскопом годится все. Листочки собранных растений, многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп; красивые лепестки цветов и сами цветки, кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются? А как интересно изучать себя, товарища – волосы, кожу, царапину! Чем мы похожи и чем отличаемся? Что произойдет с языком, если съесть лимон или лизнуть соль? Не менее интересно посмотреть, как выглядят бумага, салфетка, вата, нитки, рыбьи чешуйки, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, камушки и ракушки, привезенные с моря, бумажные деньги.
Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото. Не менее познавательно использовать микроскоп для видеозаписи объектов, используя замедленную съемку. Фиксировать изображение мы можем в любом заданном интервале времени – от одного снимка в секунду до одного снимка в час. Используя возможности программного обеспечения микроскопа, можно создавать короткие фильмы. Например, фильм «Один день из жизни муравья» или любого другого насекомого. Можно экспортировать фото- и видеоизображения, сохраняя их на своем компьютере как рабочие материалы для последующего использования в других программах, в которых дети готовят мультимедийные альбомы или презентации по своей деятельности. Для наших учащихся результатом работы стал альбом в программе «ПервоЛого или Ло-гоМиры», фиксирующий и поясняющий результаты проводимых экспериментов. Если в результате получилось смонтировать и озвучить фильм, его нужно обязательно показать друзьям и родителям, выложить в Интернете.
Ребенок учится превращать самые обычные предметы окружающего мира в объекты исследования. Пройдет время, и он сделает свое маленькое открытие, превратит чудо в реальность!
Комментарии