Базисный учебный план является концентрированным выражением государственной политики в области среднего общего (полного) образования;
реализует положения Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе);
ориентирован на эволюционный путь постепенного насыщения образовательных и учебных программ современными достижениями науки в сочетании с прочным усвоением устоявшихся основ классической науки и с широким ознакомлением и личностным осмыслением российского и мирового социокультурного опыта.
Оптимальный набор учебных предметов, включаемых в интегрированные образовательные области, призван обеспечить:
демократическое воспитание российского гражданина и гуманистическую ориентацию его на формирование системы ценностей;
формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал и готовой к решению проблем в динамических социально-экономических условиях;
культурологический подход, побуждающий к осмыслению национальных традиций и к глубокому ознакомлению с достижениями российской и мировой культуры;
формирование целостного научного мировоззрения и экологической культуры;
воспитание правовой культуры, достижения правового сознания, формирования гражданственности и уважения к правам и свободам человека, ответственного перед собой и обществом;
осознание необходимости здорового образа жизни, духовного и физического саморазвития и самосовершенствования;
создание условий для вхождения в информационно-образовательное пространство.
В соответствии с положениями статьи 2 Конституции РФ и Закона РФ “Об образовании”, определяющими приоритетное значение интересов человека как в политике государства в целом, так и в области образования, авторы предлагаемого проекта стремились обеспечить углубление процесса гуманизации образования в отечественной школе.
Были определены ориентиры результативности деятельности образовательного учреждения, исходя из интересов и образовательных потребностей учащихся. Это:
Наличие у выпускников школы системы научных практически ориентированных знаний о человеке и умения ими оперировать в целях самопознания, самообразования, самосовершенствования; одновременно эти знания должны стать основой взаимопонимания в отношениях с другими людьми.
Наличие у выпускников школы системы практически ориентированных знаний об окружающем мире и соответствующих умений, позволяющих им четко ориентироваться в жизни, создающих условия для их позитивной интеграции в этот мир, обеспечивающих их функциональную грамотность.
Усвоение школьниками системы гуманистических нравственных ценностей, восприятие ими этих ценностей как важнейших жизненных ориентиров и как следствие этого – гуманистическая направленность личности, гуманистическое мироощущение, гуманистические нравственные потребности.
Приобретение за годы обучения в школе опыта общения, основанного на гуманистических принципах, сформированность чувства собственного достоинства, миролюбия, терпимости, готовности прийти на помощь к другим людям.
Наличие у выпускников школы необходимого “запаса прочности” для адаптации к окружающей жизни, а также умения социального характера как “умения жить среди людей”, действовать в рамках правовых норм и др.
При разработке плана авторский коллектив ориентировался на:
традиции конструирования учебных планов в российском образовании с 1828 года по настоящее время, тенденцию соотношения предметов гуманитарного и естественно-научного циклов, общего объема часов, традиционно отводимых на изучение отдельных предметов, чтобы переход на 12-летнее образование не сопровождался коренной ломкой учебно-воспитательного процесса и не породил проблем, связанных с переподготовкой педагогических кадров;
существующие санитарные нормы недельной нагрузки для учащихся разных ступеней обучения;
работу в начальной школе в режиме 5-дневной учебной недели (целесообразность и возможность этого подтверждена на практике), а для 5-12-х классов сохранена 6-дневная учебная неделя, что, по мнению авторов, позволяет наиболее полно реализовать образовательные возможности школы, распределить равномерно учебную нагрузку на все дни;
принцип инновационности (учет инновационных процессов в школьном образовании в области конструирования образовательного пространства и создания новых учебных дисциплин);
увеличение гуманитарной составляющей в содержании образования в целях расширения возможностей школы в решении задач духовного развития личности, становления гуманистических нравственных ориентиров, интеграции личности в современную гуманитарную культуру, развития толерантности, гуманитарного стиля мышления;
воспитывающий характер: путем создания этико-правовой вертикали (система взаимодополняющих предметов), расширение возможностей для воспитания школьников непосредственно в учебном процессе;
системность и целостность содержания: создание у учащихся целостной картины мира при условии реализации межпредметных и внутрипредметных связей, сочетание автономных предметов с интегративными курсами на начальном и конечном этапах обучения;
разнообразие и гибкость: включение в вариативную часть значительного количества часов, позволяющих создавать образовательные программы с региональным и школьным компонентом;
соответствие современным информационным технологиям.
Особенностями предлагаемого плана являются:
1. Включение иностранного языка со 2-го класса в связи с расширением международных связей и вхождением России в мировое образовательное пространство.
2. Расширение объема образования в области обществознания, особенно в 11-12-х классах, с ориентацией на развитие правовой, экономической, методологической культуры российских граждан.
3. Перенос черчения в 11-12-х кл., учитывая потребности вузов и данные исследований по слабому усвоению чертежных умений в 8-9-х классах.
4. Совершенствование системы обучения информатике, исходя из необходимости активного и комфортного вхождения человека ХХI века в информационное пространство.
5. Интенсификация обучения технологии, учитывая расширительное понимание этой области знаний и практических умений как части мировоззренческой и предпрофессиональной подготовки, не сводимых только к элементарному трудовому обучению.
6. Ориентация начальной школы на 5-дневку.
7. Сохранение идеи вариативности и предоставление возможности региональным органам управления и педсоветам самим определять актуальность включения в национально-региональный и школьный компоненты учебных предметов, отвечающие их потребностям.
8. В образовательной области “Обществознание” образуется целостная “гражданско-правовая вертикаль” с первого по двенадцатый класс из ряда взаимосвязанных компонентов. “Обществоведение” (11-12-е классы) рассматривается нами как интегративный предмет, ориентированный на формирование не только теоретических знаний об обществе, но в первую очередь на осмысление учащимися своего места в гражданском обществе, их включение в рыночную экономику, на становление у них нравственных ценностных ориентиров, правовой культуры, активистской политической культуры, гражданственности.
Решение задач становления у учащихся гражданско-правовой культуры личности нельзя откладывать до 11-го класса. Поэтому, по замыслу авторов, в начальной и основной школе следует сосредоточить внимание на таких компонентах обществознания, как этика (ориентир на раскрытие моральных ценностей, свойственных гуманному демократическому обществу, нравственных национальных традиций). Такой курс предусматривается нами для начальной школы (курсы “Этическая грамматика”, “Я и мой мир” и др.); в 5-7-х классах целесообразно введение интегративного курса (варианты “Граждановедение”, “Социальная практика”), которые давали бы учащимся общее представление о положении человека в обществе. В 8-9-х классах целесообразно ведение систематического курса правоведения, обеспечивающего формирование когнитивного компонента правовой культуры личности. В 10-х классах возможно углубленное изучение права в интеграции с другими отраслями обществоведческих знаний, например, “Государство и право”, “Политика и право”, “Экономика и право” и др. В результате к 11-му классу у учащихся должны быть заложены элементы гражданско-правовой культуры, полученные ранее учащимися знания об этике и праве в 11-12-х классах органически включаются в обществоведение (современный мир), в философию (например компонент “история гуманистической мысли”), в культурологию (рассмотрение проблем культуры личности и ее компонентов – нравственной, правовой, политической и в целом гражданской культуры).
9. Дифференциация в старшей ступени осуществляется по нашему замыслу самими учащимися на основе выбора профильных предметов, предоставляемого школой.
Комментарии