Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Чтобы занятия приносили радость

УГ - Москва, №01 от 7 января 2014. Читать номер
Автор:

​В Северном округе 13 учреждений дополнительного образования работают с детьми в сфере их свободного времени, реагируя на социальные потребности детей и их родителей. Среди них Детская музыкально-хоровая школа «Радость» – ведущее учреждение дополнительного образования детей музыкально-эстетического профиля.

Школа 30 лет занимается обучением детей с «невыявленными музыкальными способностями». Путь решения комплекса проблем эстетического воспитания школа нашла в создании образовательной среды, открытой для всех детей и, возможно, более привлекательной с точки зрения перспектив творческого развития, социальной адаптации и гармонизации внутреннего мира. Сама идея формирования общедоступной музыкально-эстетической образовательной среды, которой живет школа «Радость», напрямую обращена к педагогическим принципам преемственности. Создание образовательной среды предполагает как возможность живого творческого общения всех включенных в нее групп, так и ступенчатую структуру учебного процесса, объединяющего воспитанников разного возраста, уровня музыкальных способностей, различных приоритетов в музыкально-творческой деятельности (от которых зависит подразделение и коллектив, в котором занимается учащийся). Кроме того, школа распространила сферу своего влияния и на общеобразовательные учреждения, с которыми она сотрудничает, – классы с углубленным изучением музыкально-эстетических дисциплин. Таким образом, ДМХШ «Радость» подхватывает образовательную инициативу ребенка в отношении развития музыкально-эстетических и художественных способностей на любом этапе, вовлекая учащегося в свою творческую жизнь и определяя адекватную его способностям и возможностям ступень учебно-воспитательного комплекса.По отношению к практике школьного образования ДМХШ «Радость» компенсирует и восполняет недостаток общеразвивающих предметов художественно-эстетического цикла, работа творческих объединений «Радости», трех ее музеев (музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», музей истории музыкально-хоровой школы «Радость», музей народного творчества, быта и традиций), концертных абонементов, деятельность Детской филармонии продолжает многие темы, поднимаемые школьными педагогами – преподавателями литературы, истории, мировой художественной культуры. Например, один из ежегодных абонементов Детской филармонии «Памятные даты» посвящен творчеству выдающихся русских и европейских композиторов, знакомство с музыкой которых помогает понять особенности художественных направлений в мировой культуре: эпохи барокко, классицизма, романтизма, символизма и др.Разрабатывая дополнительные образовательные программы, педагоги ДМХШ «Радость» опираются на взаимосвязь и взаиморазвитие общих и специальных способностей, на межпредметные связи и интеграцию в обучении. Более того, развивая общие способности учащихся, необходимые для музыкально-эстетической деятельности (мышление, внимание, память, умение сосредоточиться, творческие способности), ДМХШ тем самым помогает детям успешно учиться в общеобразовательной школе. Достижению этой цели способствуют не только специально разработанные программы учебных дисциплин, но и целевые комплексные программы, реализуемые в «Радости»: «Чтение как основа культуры личности», «Познавательные возможности досуговой деятельности детей и подростков».ДМХШ работает над созданием устойчивой системы психолого-педагогического сопровождения учащихся на пути их социального и профессионального самоопределения, предполагая, что эта система будет объединять общее и дополнительное образование и максимально учитывать индивидуальные особенности и интересы учащегося. Естественно, что последовательная реализация принципов преемственности возможна лишь при детально продуманной структурной организации учебного процесса, в идеале выходящей на уровень индивидуальных «образовательных маршрутов». Школа «Радость» добивается положительных результатов на этом пути, разрабатывая и реализуя взаимосвязи (то есть создавая воспитательную систему) как по горизонтали (во взаимодействии своих творческих коллективов, пространств общего и дополнительного образования), так и по вертикали (в ступенчатой организации учебного процесса в ДМХШ в целом и в каждом из ее подразделений).В Детской музыкально-хоровой школе «Радость» восемь отделений. «Древо» преемственности всего учебно-воспитательного комплекса ветвится при переходе от начального этапа обучения к средним и старшим классам, отвечая на растущие запросы воспитанников и предоставляя им возможность выбора сферы музыкально-творческой деятельности, после окончания школы раннего развития «Малышок» учащиеся 1-9-х классов получают музыкальное образование на пяти отделениях (по выбору): вокально-хоровом, народно-оркестровом, фольклорном, хореографическом, общего музыкально-эстетического воспитания, имеют возможность обучаться на одном или двух из 16 музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, домра, балалайка, баян, аккордеон, флейта, кларнет, труба, саксофон, орган, ударные, рожки, жалейки, гитара, синтезатор). В школе были созданы условия для ранней профессиональной ориентации старших воспитанников в сфере музыкально-эстетического образования – специальные музыкально-педагогические классы (Музыкально-педагогический лицей), действующие при поддержке музыкально-педагогического факультета МПГУ. Задача лицея состоит в том, чтобы развить музыкально-педагогические способности потенциальных абитуриентов педагогических вузов и дать им первую в жизни профессию – «организатор внеклассной музыкальной работы в общеобразовательной школе».На всех этапах образовательного процесса ДМХШ «Радость» стремится обеспечить практику преемственности воспитательных задач, а также подходов к музыкально-исполнительской деятельности, которую педагоги школы рассматривают как главный стимул музыкального обучения. Она выступает организатором вокально-хоровых смотров фестиваля «Юные таланты Московии», Московского детско-юношеского хорового фестиваля-конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь» (в рамках Международного фестиваля православной музыки в России), Детско-юношеского вокального конкурса «Посвящается Шаляпину», Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва». В общей сложности от 25 до 30 тысяч воспитанников образовательных учреждений столицы ежегодно принимают участие в ее творческих акциях. Эти массовые встречи формируют тот широкий круг образовательного пространства, который становится позитивной социальной средой и для воспитанников школы.Уже многие годы «Радость» занимается формированием обширной социальной среды и стала одним из узловых центров сети взаимодействующих образовательных учреждений и просветительских организаций, сотрудничающих в деле музыкально-эстетического образования. Недаром школа получила статус ресурсного центра столичной системы образования, неудивительно, что ресурсный центр ДМХШ «Радость» станет своеобразным восприемником работы городской экспериментальной площадки «Профильные классы с углубленным музыкально-эстетическим обучением как одна из моделей организации образовательного процесса школы, работающей в режиме полного дня». Открытая в 2007 году, эта площадка показала возможности взаимодействия ДМХШ с общеобразовательными школами в преемственной поддержке гуманитарных и художественных дисциплин, а также экспериментально подтвердила благотворное воспитательное воздействие распространяющейся вширь музыкально-эстетической образовательной общности.Галина ДЁМИНА, руководитель структурного подразделения МЦ СОУО

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту