search
main
0

Чтобы влиять на политический процесс “Избирательное право. Избирательный процесс”. Программа спецкурса для учащихся 10-11-х классов

Пояснительная записка

Цель гражданско-правового образования в средних общеобразовательных учреждениях – подготовка учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных, информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям демократии. Все это требует приобретения отдельных знаний, интеллектуальных и практических навыков, а также выработки либеральных установок и черт характера, которые увеличивают возможности индивида влиять на политический процесс, на становление гражданского общества.
Эту цель помогает решать ряд курсов, объединенных в интегрированном предмете “Граждановедение”. Один из них – “Избирательное право. Избирательный процесс” – представляет собой продолжение и углубление соответствующих модулей курса “Граждановедение” и может вводиться после разделов “Права и свободы человека и гражданина” и “Российская Конституция”. (Программа воспитательно-образовательного курса “Граждановедение”. Автор Я.Соколов).
По итогам изучения спецкурса “Избирательное право. Избирательный процесс” учащиеся должны знать:
наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства;
основные политические права и свободы человека и гражданина;
понятие и социальную функцию выборов;
главные принципы избирательного права;
положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий;
основные стадии избирательного процесса;
виды избирательных систем и их особенности.
Уметь:
описать развитие избирательной системы в России;
объяснить возможности участия граждан в деятельности политических партий, предвыборных кампаниях и выборах;
назвать и описать особенности различных видов выборов;
дать характеристику роли политических партий в избирательном процессе;
объяснить специфику российских политических партий, их идеологию и отличия от политических партий в других странах;
выделить основные обязанности, полномочия, привилегии и ограничения статуса политического лидера (президента ученической республики, мэра, губернатора, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации);
назвать личные и профессиональные качества лидера и аргументировать свое мнение;
оценить сильные и слабые стороны кандидатов на выборах, характеризуя уровень их подготовленности к роли лидера в конкретной сфере деятельности;
оценить сегодняшние критические замечания в адрес кампаний по выборам и предложения по их реформе;
собирать и анализировать документы и материалы, готовить сообщения, рефераты, публичные выступления по тематике спецкурса.
Иметь опыт реализации права граждан избирать и быть избранными, организовывать и проводить выборы.

Содержание спецкурса
“Избирательное право, избирательный процесс”. Политические права и свободы человека и гражданина (1 час).

Фундаментальные ценности демократии: права личности на жизнь, свободу, собственность, счастье; общее благо; справедливость; равенство возможностей; многообразие; истина; патриотизм. Принципы демократического государства: суверенитет народа; верховенство закона; представительные учреждения; разделение властей; соблюдение прав человека; отделение церкви от государства, федерализм и др.
Право на участие в управлении обществом и государством. Конкретные политические права. Избирательные права. Принципы избирательного права: всеобщее избирательное право; свободное участие в выборах и обязательный вотум; равное избирательное право; прямое и косвенное избирательное право; тайное голосование.
Выборы (1 час).
Почему в демократическом государстве необходимы выборы. Выборы как средство узаконивания власти, селекции политических деятелей, барометр политической жизни.
Выборы – центральный механизм демократического управления, включающий действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению итогов.
Понятие избирательного процесса. Стадии избирательного процесса:
назначение выборов;
установление избирательных округов;
установление избирательных участков;
создание избирательных органов (комиссий);
регистрация избирателей;
выдвижение кандидатов;
агитационная кампания;
голосование;
подсчет голосов и установление итогов голосования;
возможный второй тур голосования и новые выборы;
окончательное определение и опубликование результатов выборов.
Неучастие избирателей в выборах, его причины, следствия; отношение к нему законодателя.
Законодательство Российской Федерации о выборах (2 часа).
Конституция Российской Федерации о суверенитете народа и праве граждан участвовать в управлении делами государства.
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями 30 марта 1999 года): принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов; система и статус избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; статус зарегистрированных кандидатов; агитация при проведении выборов; организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование; ответственность за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации.
Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” от 31 декабря 1999 года.
Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации” от 24 июня 1999 года; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты; избирательные объединения; предвыборная агитация.
Избирательные системы (1 час).
Виды избирательных систем. Пропорциональная избирательная система. Мажоритарная избирательная система. Смешанная избирательная система. Зависимость избирательной системы от социокультурных, исторических, политических, психологических и других условий в стране. Преимущества и недостатки избирательных систем.
Избирательная система в России: история и современность (см.учебное пособие под редакцией Н.Воскресенской, П.Положевца. Выборы в демократическом обществе. М., 1996. С.17).
Политические партии в выборах (1 час).
Понятие и сущность политических партий. Роль политических партий в выборах. Политическая классификация партий. Деление партий по “классовой сущности”: партии монополистической буржуазии, мелкой буржуазии, рабочего класса, революционно-демократические и т.д. Консервативные, либеральные, социалистические партии. Коммунистические и фашистские партии. Политический спектр второй половины XX века: неоконсервативные, неолиберальные, социалистические партии, конфессиональные (объединяющие граждан на базе общности веры) и клерикальные (стремящиеся подчинить государство влиянию определенной церкви) партии; национально-реформистские партии. Деление партий на правые, левые, центристские, радикальные и экстремистские. Роль СМИ в освещении деятельности политических партий.
Выборы президента ученической республики (игра).
См. учебное пособие под редакцией Н.М.Воскресенской, П.Г.Положевца “Выборы в демократическом обществе”, М., 1996, стр.56-61.
Выборы президента (игра “Требуется президент 2010 года”. См.учебное пособие под редакцией Н.М.Воскресенской, П.Г.Положевца “Выборы в демократическом обществе”, М., 1996).
Твое мнение о выборах. Сочинение. Анкета. Гражданский форум. Дебаты.

Положение об областной олимпиаде школьников, изучающих спецкурс “Избирательное право. Избирательный процесс”

I. Общие положения
1.1. В соответствии с региональной Программой повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ростовской области, утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) Ростовской области N 277 от 13 августа 1997 года, в ряде образовательных учреждений для учащихся 9-11-х классов введен спецкурс “Избирательное право. Избирательный процесс” с целью:
изучения его эффективности в воспитании позитивного отношения учащихся, их родителей к выбором органов государственной власти и местного самоуправления, развития активности, заинтересованности в результатах выборов, участия будущих избирателей в избирательном процессе;
разработки рекомендаций, предложений учителям, руководителям образовательных учреждений по реализации Программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
Избирательная комиссия Ростовской области и Министерство общего и профессионального образования Ростовской области совместно с образовательными, научными, методическими учреждениями проводят олимпиаду учащихся, изучающих названный спецкурс.
II. Порядок организации и проведения олимпиады
2.1. Олимпиада проводится в два этапа: первый этап – на уровне образовательного учреждения. В нем принимают участие все учащиеся, изучающие спецкурс “Избирательное право. Избирательный процесс”. Второй этап – областной. В нем принимают участие победители 1-го этапа – 3 школьника от образовательного учреждения.
2.2. На первом этапе олимпиады предполагается индивидуальное соревнование школьников на знание программы “Избирательное право. Избирательный процесс”, а также соревнование по навыкам публичных выступлений, делового общения и др.
2.3. На втором этапе олимпиады:
День первый.
I. Тестирование участников олимпиады по избирательному праву.
II. Игра “Выборы”.
День второй.
1. Политические дебаты.
2. Подведение итогов выборов.
3. Награждение победителей.
III. Оргкомитет, жюри, финансовое обеспечение олимпиады (второй этап)
3.1. Оргкомитет олимпиады, утверждаемый Избирательной комиссией и Министерством общего и профессионального образования Ростовской области:
осуществляет общее руководство организацией и проведением олимпиады;
оказывает методическую помощь участникам олимпиады;
утверждает жюри олимпиады;
содействует освещению хода проведения и итогов олимпиады в СМИ Ростовской области.
3.2. Жюри олимпиады:
оценивает участие в олимпиаде;
знакомит участников с результатами олимпиады и рассматривает апелляции;
определяет победителей.
3.3. Финансовое обеспечение второго этапа олимпиады осуществляют Избирательная комиссия Ростовской области и Министерство общего и профессионального образования области.
IV. Критерии оценки деятельности участников игры
4.1. Понимание целей, задач, содержания и значения выборов в демократическом обществе.
4.2. Умение реализовать на практике полученные знания.
4.3. Нестандартность и оригинальность форм участия в игре “Выборы”.
4.4. Результативность участия в игре “Выборы”.
V. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей
5.1. Итоги олимпиады подводятся по окончании каждого этапа.
5.2. На всех этапах олимпиады по результатам заключения жюри среди участников объявляются победители.
5.3. Победители всех этапов олимпиады награждаются грамотами и призами.
5.4. По итогам областной олимпиады школьников по спецкурсу “Избирательное право. Избирательный процесс” оргкомитет представляет к награждению учителей, подготовивших победителей олимпиады.
5.5. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области издает приказ по итогам областной олимпиады школьников, изучавших спецкурс “Избирательное право. Избирательный процесс”.

Программы кандидатов в депутаты, разработанные участниками областной олимпиады по спецкурсу “Избирательное право. Избирательный процесс”.

Предвыборная программа Шкоринко Лидии, Веселовский район, Садковская средняя школа
Цель: мир, согласие и процветание народа.
Программа
Политическое направление (цель – мир, согласие):
– решение проблемы Чеченской республики: способ – любой, лучше политический, но если не будет найден компромисс, ввести войска и уничтожить террористов;
– предоставить больше свободы субъектам Федерации – заключить договора и заставить действовать существующие органы власти, повысить ответственность за проделанную работу. В свою очередь субъекты предоставляют больше свобод районам и повышают ответственность – для этого внести соответствующие поправки в Конституцию Российской Федерации;
– предоставить больше полномочий властям:
а) законодательной, при этом ограничить полномочия президента, например, в снимании с должности премьер-министра. Ввести (принять) законы о земле и собственности, которых нет; предоставить больше свобод администрациям, местным властям;
б) исполнительной – свобода действий в ожесточенной борьбе с коррупцией, воровством, переводом денег на зарубежные счета (незаконные), преступностью в целом;
в) судебной – предоставить больше свобод судье для вынесения такого наказания, чтобы больше неповадно было.
Социально-экономическое направление (цель – процветание народа, страны):
– обеспечить бесперебойное и полное выполнение бюджета, для этого принять такой бюджет, который бы полностью совпадал с возможностями;
– решить проблему внешнего долга: для этого не брать новые, просить предоставить отсрочку и выдавать деньги без ущерба для народа (большого);
– выплачивать зарплаты и пенсии вовремя;
– повышать зарплату в связи с ростом цен;
– привлечь иностранные инвестиции на выгодных для России условиях;
– пустить деньги из “чулков” на благо народа:
а) развитие малого и крупного производства;
б) развитие наукоемкой промышленности;
в) развитие добычи полезных ископаемых;
– обеспечить контроль за крупными компаниями, РоАЭС, Газпромом, нефтяными компаниями;
– повысить минимальную зарплату и пенсию до прожиточного минимума;
– реформа армии – сделать ее профессиональной, заставить действовать по закону, ввести службу по контракту;
– ввести бесплатный минимум образования и медицинского обслуживания;
– снизить налоги в 1,5-2 раза.
Многие представленные здесь обещания и проблемы можно решить за счет ресурсов страны, развития сельской местности и производства.
Представленные мной проблемы развития производства рассчитаны на процветание и мир народов, поэтому я считаю, что первой и моей главной задачей является установление мира, согласия и процветания. Для меня – это законность, государственность. Эти слова могли бы послужить девизом движения или партии, лидером которой я могла бы быть.

Предвыборная программа Овчинниковой Виктории, ученицы 10-го “Б” класса средней школы N 27 г.Ростова-на-Дону
Настает “горячее” время для избирателей. Каждый день в наших почтовых ящиках оказываются различные брошюры и листовки с призывом отдать свой голос какому-нибудь кандидату во власть. Как не ошибиться в своем выборе? Ведь именно власть во многом определяет будущее нашего государства. В наших силах сделать мир в третьем тысячелетии добрее, лучше, разумнее. Мы должны учесть ошибки, совершенные человечеством в XX веке, и постараться сделать наше общее будущее счастливым.
Сегодня Российское государство находится в нелегком положении, много больших проблем стоит перед ним. И я думаю, что моя программа поможет нам решить некоторые из них.
Основные положения программы:
1) экономические преобразования:
а) поддержка предпринимательства, промышленности и сельского хозяйства;
б) совершенство налоговой системы;
в) увеличение зарплаты и пенсии;
г) сокращение военно-промышленных расходов;
2) социальное развитие:
а) создание социальной системы, способной решать существующие проблемы;
б) совершенствование законов РФ;
в) развитие образования и науки;
г) прекращение боевых действий на Северном Кавказе.
Россия совсем недавно встала на демократический путь, но мы уже видим значительные изменения. Основной гарантией демократии в нашей стране является Конституция РФ. В ней закреплены основы демократического строя (разделение властей, свобода слова и т.д.), права и свободы граждан. В 1998 г. был принят закон о гарантии прав избирателей, согласно которому проводятся выборы.
Несмотря на все положительные моменты, наша Конституция далека от идеала. Многие законы нуждаются во внесении поправок.
Очень несовершенна и экономическая политика страны. Государство недостаточно помогает развитию образования и науки. Ведь на их основе будут быстрее создаваться новые технологии, которые могут внедряться в производство. Россия – богатая страна, только мы не всегда умеем использовать ее ресурсы.

Необходимо восстановить былое могущество страны, поставить ее на один уровень с ведущими державами. Моя программа не совсем совершенна, но, думаю, в ней есть здравый смысл. Поэтому, избиратель, я надеюсь, что мы вместе создадим великую Россию. Никто не может заставить голосовать за того или иного кандидата. Но я надеюсь, что получу твой голос, и нам удастся создать счастливое будущее.
О себе могу сказать только то, что я пока учусь и все у меня еще в будущем. А пока моя основная задача – получить образование, ведь образованные люди нужны в любые времена.

Предвыборная программа Баркова Федора Александровича, ученика 11-го класса средней школы N 10 г.Новочеркасска
Россия стоит сейчас не только на пороге двух веков, но и двух эпох развития всего человечества. И от того, каким станет выбор России, зависит ее будущее.
Для того чтобы Россия смогла выйти из экономического, социального и духовного кризиса, необходимо коренное изменение сознания людей, приход к власти прогрессивно-демократических политических сил.
Новые силы должны приходить к власти только конституционными и законными путями, показывая тем самым высокий уровень правовой и гражданской культуры.
В последнее время Россия, хотя и с большим трудом, стала выходить из кризиса, и это связано прежде всего со сменой исполнительной власти федерального уровня. Именно поэтому, имея возможность реализовывать свои конституционные избирательные права, мы должны выбрать руководство страны, которое было бы едино с народом и служило ему, работало для него. В Ростовской области, регионе с особой культурой и бытом, дела во многом обстоят лучше, чем в большинстве регионов РФ. Это связано прежде всего и с трудолюбием народа, и с продуманной и последовательной политикой руководства нашего региона.
Тем не менее я предлагаю свою предвыборную программу, которая, на мой взгляд, поможет стране достичь устойчивого социального, а значит и общественно-политического, международного положения; даст возможность пойти по пути интенсивного экономического, культурного роста.
1. Экономическая сфера является важнейшим показателем развитости и устойчивости любого государства и региона, и здесь необходимо предпринять следующие действия:
1.1. Искоренить коррупцию, создать условия для невозможности развития теневой экономики, которая является одним из основных тормозов экономического развития;
1.2. Обеспечить преимущество отечественному производителю (только с сильной промышленностью можно построить сильное государство) всех форм собственности, при этом создать условия, при которых производить будет выгоднее, чем перепродавать;
1.3. Скорректировать налоговую систему РФ (в пользу производителей и трудящихся);
1.4. Поддержать аграрный сектор страны;
1.5. Обеспечить рациональное и оптимально эффективное использование богатства и ресурсов страны.
2. Социальная сфера – один из важнейших стабилизирующих факторов общества, поэтому здесь необходимо:
2.1. Создать условия для становления и расширения реального среднего класса как стабилизирующего элемента общества;
2.2. Обеспечить людям право на труд и его справедливое вознаграждение; достойную старость; качественное и доступное медицинское обслуживание; социальную защиту нуждающихся;
2.3. Обеспечить возможность бесплатного образования;
2.4. Добиться коренного изменения к лучшему положения женщины в обществе и государстве (порою именно чуткого жизненного мышления не хватает государственным мужам для верного руководства);
2.5. Защитить семью как единицу социума; детство и материнство.
3. Общественная и государственная сфера – лицо страны, и здесь нужно:
3.1. С помощью конституционных мер усовершенствовать систему государственной власти (искоренение коррупции и бюрократии), наладить эффективное взаимодействие всех ветвей власти (конечно же, при их независимости друг от друга), органов государственной власти для наиболее эффективного руководства государством и наиболее оптимального использования имеющихся ресурсов (научных, культурных, природных);
3.2. Обеспечить соблюдение конституционных норм на всей территории страны (целостность государства – одно из важнейших условий его жизнеспособности и процветания);
3.3. Создать и развивать крепкую и действенную систему безопасности и обороны страны;
3.4. Принять меры по возрождению и развитию научно-технического, культурного и духовного потенциала страны;
3.5. Способствовать становлению России как действительно правового демократического государства с настоящим гражданским обществом.
4. Внешняя политика – одна из основ экономической, политической и военной защищенности государства и его граждан, поэтому здесь нужно:
4.1. Укреплять связи с дружественными государствами;
4.2. Проводить взвешенную и продуманную внешнюю политику в соответствии с международными обязательствами и национальными интересами РФ;
4.3. Укреплять авторитет России как демократического правового государства;
4.4. Способствовать становлению России как полноправного члена мирового сообщества.
4.5. Содействовать образованию многополярного мира как единого организма без агрессивных элементов.
Говоря о доказательствах и аргументированности, можно отметить, что в своей работе я попытался за максимально короткое время обосновать положения предвыборной программы, но о ее актуальности может сказать только рядовой избиратель.
Говоря о путях решения этих задач, можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на трудность и сложность, они могут быть реально решены при: доверии народа власти; понимании властью того, что она есть слуга народа, взявший на себя огромную ответственность; тесном и активном взаимодействии всех органов власти на конституционной основе с внесением при необходимости поправок в законодательную базу.

В.ПАНКЕЕВ,
методист Центра образования

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте