search
main
0

Чтобы узнать ребенка, его нужно любить: о формировании мышления рассказала Татьяна Черниговская

Самым сложным «устройством» для познания у человека является его мозг. О том, как формируется мозг и мышление ребенка, как разглядеть и развить его способности, рассказала член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская.

Фото: кадр из видео РАО/ ВК

В рамках проекта «ЛекторРАО» и инициативы «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации Татьяна Владимировна ответила на вопросы о развитии мышления у детей. По ее словам, человеческий мозг – это самое сложное из того, что мы знаем про Вселенную. У нас в мозгу 86 млрд нейронов и квадриллион связей, которые образуются в ходе обучения. Мозг не умеет не учиться, его задача – делать то, что получено по наследству, и адаптироваться к окружающему миру. Он должен понять, что это за мир, как в нем жить, чтобы не натыкаться на стены и предметы в прямом и переносном смыслах.

Как формируется мозг и мышление ребенка, как разглядеть и развить его способности

Обучаться – значит, образовывать синоптические соединения. Если мы ребенку говорим: «Вот это стол», то вид этого стола отобразится в одном отделе мозга, а слово стол – в другом. Когда образ и слово соединятся – это значит, прошел процесс обучения. Гены – это сильная вещь. Моцартом и Эйнштейном можно только родиться, ими стать нельзя. Но можно ими не стать: можно родиться с хорошими генами и задатками, но жизнь пойдет неправильно – ребенок воспитывается не в той семье, обучается в школе, где учителя не разглядели его задатки.

Нередко родители уверены, что раз они родили детей, то уж они-то про них все знают, и дети являются их частью (как рука или нога). На самом деле это не так, говорит Татьяна Черниговская. Дети «прилетают» к нам «из неведомых пространств». И задача ответственных родителей и наставников – узнать, кто это. Чтобы узнать ребенка, его нужно любить. Это значит внимательно присматриваться к нему, наблюдать, что он любит, а что не любит. Это не значит, что ему нужно подыгрывать, как и полностью менять. Из застенчивого человека нельзя сделать того, кто полюбит бывать на сцене или общаться в больших компаниях. Нужно учитывать психофизиологический тип ребенка.

Фото: pexels.com

Из того, что малыш развивается медленнее других, не следует, что с ним что-то не так. Если родители тревожатся, нужно искать профессионала: ведь когда болят наши зубы, мы идем к стоматологу. Татьяна Черниговская обращает внимание, что при поиске специалистов важна мера, не стоит «маньячить». С ребенком может быть все в порядке, просто скорость его развития отличается от остальных. Не стоит забывать, что она у всех разная. К сожалению, не все учителя принимают такой факт во внимание, не все получили для этого достаточную подготовку.

Любой мозг работает с невероятной эффективностью благодаря массе параллельных процессов. Для организма мозг обходится недешево: у взрослого человека он потребляет примерно 25% энергии тела. А мозг младенца потребляет 50% всей энергии тела. То, как формируется нейронная сеть, зависит от окружения: где и как растет ребенок, насколько его правильно настраивают, как воспитывают, насколько любя родители разглядели в нем, например, не только то, что он медленный, но что он напряженно думает в этот момент. Родителям должны быть важны не пятерки в дневнике, а чтобы ребенок использовал все свои возможности, которые ему даны генетически.

Задача взрослых – не воспитать гения, а воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив. Для этого необходимо постараться разглядеть, кто он такой, и помочь ему развиться. Не стоит загружать его всем подряд: теннисом, каллиграфией, пением. Однако если мы видим, что способный ребенок приносит часто двойки, то стоит задуматься над причиной. Это свидетельствует о том, что с ним происходит что-то, что заставляет протестовать. Поэтому родителям важно как можно быстрее разглядеть способности ребенка, которые даны ему генетически. Если не удается понять самим, стоит обратиться к специалисту. Например, если ребенку сложно научиться читать, то причиной может быть как плохое зрение, так и дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению. Мы не можем ждать от формирующегося мозга ребенка простых вещей. Это сложно – сформировать нейронную сеть у растущего мозга.

Как современный цифровой мир влияет на мозг ребенка

Отвечая на данный вопрос, ученый отмечает, что сегодня влияние цифрового мира на мозг ребенка – большая проблема. С одной стороны, деваться некуда, мы уже в этом мире живем – нам нужно это принять как факт. На мозг влияет все, и цифровизация не исключение. Жизнь с гаджетами в руках с детства отличается другим структурированием мира. Мир загоняет нас в ситуацию, в которой мы по-другому его воспринимаем. Цифровая жизнь вызывает мозговую лень. То, что человек бы делал медленно, долго (учил формулы и таблицы), теперь не делается вообще – в кармане есть Алиса, Сири и другие помощники. Пропадает мотивация учить стихи. Однако это важно делать для формирования нейронной сети. Чтобы быть разумным человеком с широким кругозором, понимающим музыку и искусство, который в состоянии жить в сложном социуме, его нейронную сеть нужно формировать, давая работу мозгу.

Фото: freepik.com

Мозг впитывает в себя все. И если желудок можно прочистить от некачественной пищи, то для мозга такой возможности нет. Весь мусор там остается, даже если человек про него забыл. Из здорового мозга ничто не пропадает – там хранится все. Поэтому, по словам Татьяны Владимировны, опасно читать плохие книги и слушать плохую музыку, общаться с никчемными бессмысленными людьми. Важно найти ребенку правильную школу, детский сад, понимать, с кем он и где он. Это формирует его мозг и личность. Это взаимное влияние: мозг так устроен, что формирует характер, но то, как вы живете, формирует уже сам мозг.

Можно ли «прокачать» функции мозга

Можно ли «прокачать» функции мозга, например, с помощью «нейрохакинга»? Отвечая на этот вопрос, Татьяна Владимировна отметила, что «нейрохакинг» – это воровство из мозга того, что вы не хотите отдавать. Пока что это делается бытовым образом специалистами, которые умеют «расколоть» личность так ,что она сама про себя все расскажет. Однако нейрохакиг – все-таки про будущее. В настоящее время им не владеют в полной мере. Из мозга могут много чего вынуть, но пока трудно понять, что вынуто, ведь мы не научились читать мысли.

Хотя кое-что уже можно: например, глядя на мозговую картинку, можно рассказать, что человек, возможно, слушает музыку или он раздражен. Можно также сказать, что человек вспоминает какой-то текст, но нельзя сказать, какой именно. Содержание мыслей пока нам недоступно. Но это будет и, возможно, довольно скоро. Поэтому некоторые международные организации всерьез обсуждают вопрос нейроэтики. Эта наука изучает вопросы этической регуляции и этического контроля исследований психики методами нейронауки и смежных с ней разделов биологи и медицины. Нейрохакинг должен быть запрещен, нельзя влезать в мозг, чтобы читать мысли, кроме как по медицинским соображениям. С ответами Татьяны Черниговской можно ознакомиться на станице РАО в социальной сети.

Ране Сетевое издание «Учительская газета» сообщало, как развить художественный вкус школьников. Об этом рассказывала руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, член-корреспондент РАО Екатерина Акишина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте