Едва стает снег, пригреет весеннее солнышко, запоют прилетевшие птицы, набухнут почки на деревьях, ребята из королевской школы №1 начинают проситься в лес. Не прогуляться или сходить в поход, как обычно говорят – «отдохнуть на природе». Нет, их там ждет трудная, с утра до вечера, но благородная работа. Они называют себя лесными братьями и входят в поисковый отряд «Память», подростки ищут и раскапывают безымянные могилы бойцов, погибших в годы Великой Отечественной, а затем хоронят их по-человечески. Руководит отрядом директор школы Ирина Гайдукова. Она все эти годы была с ними, ночевала в палатках вместе с сыном Александром, который, можно сказать, вырос в полевых условиях. Сейчас он оканчивает школу.
Работать приходится и в холод, и в жару, и в дождь. В основном находят железо (останков солдат осталось довольно мало – это заслуга поисковиков со всей страны). Найденное оружие сдают в МЧС.А вечером их ждет долгожданный отдых – с гитарами, песнями у костра, бесконечными разговорами о войне, истории, политике, фильмах и книгах.Мне удалось поговорить с двумя поисковиками, Антоном и Александром. Это народ особый, немногословный, скромный. Ребята не считают себя какими-то значительными, важными. Они уверены, что просто выполняют обычную работу, свой долг перед теми, кто отстоял страну, защитил ее. И даже чувствуют себя очень неловко, слыша слова благодарности. Сегодня Ирина Гайдукова рассказывает о своем отряде, его истории.- Ирина Евгеньевна, музеи боевой славы есть во многих школах, а ваш особенный. Известно, что он начинался с небольшой экспозиции, которая была посвящена выпускнику вашей школы Герою Советского Союза Николаю Павловичу Корсакову. Со временем появились другие экспонаты, и музей стал мемориальным. Какую роль он играет в жизни школы?- В 2003 году мы решили создать музей историко-краеведческого направления, который включал бы этот мемориальный комплекс. Связались с Советом ветеранов Королева, Всероссийским общественным движением ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство», бывшими учениками и учителями школы. Экспозиции были размещены в учебных кабинетах истории. Экспозиция первого кабинета включает в себя разделы «Город Королев в годы войны», «Почтовая служба в годы войны», «Николай Павлович Корсаков», «Оружие победы. О конструкторе пушки Василии Грабине». Экспозиция Великой Отечественной войны включает в себя раздел, повествующий о жизни и быте советских воинов в годы войны. Дизайн, оформление и содержание этого раздела – авторская работа поисковиков из нашего отряда – Сергея Матвеева и Николая Голованова. Раздел, где выставлены боеприпасы советской и немецкой армий того времени, пополняется с каждой экспедицией поискового отряда. Есть фронтовые письма-треугольники и фотографии. Их передали музею родственники солдат и ветераны Великой Отечественной войны. Особенно ценны для нас письма выпускников нашей школы, ушедших на фронт.Постепенно был создан актив музея, в который вошли ученики 8-11-х классов. Это экскурсоводы, фондовые работники, художники-оформители, экспозиционеры. К нам на экскурсию приходят ребята из других школ города. Бывают и зарубежные гости, с ними наши экскурсоводы проводят экскурсии на английском языке. Здесь проходят уроки Мужества, конкурсы песни, смотры-конкурсы строевой подготовки и песни, посвящение мальчиков в защитники Отечества. – На базе вашего музея был создан поисковый отряд «Память». Какова его история? Как родители отнеслись к этому? Ведь не секрет, что вести поисковые работы небезопасно, да еще требуются большие физические усилия…- История нашего поискового отряда началась с похода по местам боевой славы, там, где проходила знаменитая Курская дуга. Тогда ребята нашли искореженную медаль нашего солдата «За отвагу». Пуля прошла навылет со спины и пробила медаль. Она стала главным экспонатом нашего музея. Ребята пытались установить имя бойца. Но номер был сильно поврежден, остался лишь ноль на конце. Долгие и кропотливые поиски в Центральном архиве Министерства обороны закончились неудачей. Ведь в том месте, под Орлом, погибло немало красноармейцев, удостоенных медали «За отвагу». У большинства наград пятизначный номер, закачивающийся на ноль. Все бойцы пропали без вести. Тогда наши ученики поняли, что нужно заняться поисковой работой. С этой находки и началась история королевского поискового отряда «Память». В 2004 году он получил официальный статус и стал полноправным членом Российского поискового движения. За последние годы наши ребята подняли из земли и торжественно перезахоронили останки более четырехсот бойцов, установлены имена троих.Личность погибшего красноармейца установить очень сложно, практически невозможно. В годы войны советский боец имел при себе бакелитовую капсулу (медальон-«смертник»), внутри которой хранилась записка с его данными: фамилия, имя, отчество, воинское звание, где призывался и адрес, по которому можно сообщить о судьбе этого бойца. Но до нашего времени эти вкладыши, увы, не всегда сохраняются. Причин тому много. Во-первых, бакелитовую капсулу в бою могло разбить. Во-вторых, если туда попала вода, данные записки пропадают. В-третьих, если у немцев жетон был из цинка или из алюминия и его можно обнаружить металлодетектором в земляном отвале, то советский медальон «не прозванивается». Бойцы старались не носить такой медальон, не заполняли личные данные в записке, так как считали плохой приметой. Кроме того, в ноябре 1942 года медальоны были отменены. Самое главное при обнаружении медальона – аккуратно его открыть, не повредить бумагу, которая пролежала в нем более шестидесяти лет. Несколько минут на воздухе – и текст может стать нечитаемым. Тогда имя бойца навсегда останется неизвестным. Еще реже удается обнаружить именные вещи красноармейцев, награды.В отряд принимаем подростков от 14 до 23 лет. Я всегда сама с ними езжу. Это дело колоссальной ответственности. Живем в палатках. Конечно, родители сначала очень беспокоились и не хотели отпускать детей. Обычно к нам просятся хулиганистые мальчишки, которых часто воспитывает одна мама. Или это подростки из трудных семей, где родители пьют. Вот мы и используем их кипучую энергию в мирных целях. Есть ребята, которые видят в этом своего рода романтику. И те, и другие, и третьи с охотой, я бы сказала, с особым рвением работают в отряде. Кстати, в отряд просятся мальчики и девочки из других школ, а также студенты, как наши бывшие ученики, так и чужие. Все мы называем друг друга лесными братьями. Поисковые работы ведем осенью, весной и летом. Выезжают обычно 20-30 человек – полевая группа. Ставят палатки. Ребята проходят обязательный инструктаж. Распорядок дня строгий: подъем в семь утра, в восемь начало работ. Час за часом поисковики прочесывают лес металлоискателями и щупами. В десять вечера – отбой. Такая жизнь в лесу длится несколько недель. Мне приятно наблюдать, как дети взрослеют. Жизнь в таких условиях делает их самостоятельными, уверенными. Все тяготы и ответственность за житье-бытье ложится на ребят. Они рубят дрова, разжигают костер, готовят обед. Могут заточить лопату, построить душ, в общем, делают настоящую мужскую работу. – Для проведения поисковых работ требуются определенные средства, специальное снаряжение. Кто вам помогает? – Сначала было какое-то финансирование, гранты. Потом мы вынуждены были перейти на самоокупаемость. Все делаем на свои деньги. За транспорт платим сами, покупаем гробы на свои деньги, на свои деньги хороним. Питание тоже за свой счет. Местные власти не хотят участвовать в захоронении, говорят, что у них нет на это средств. Кстати, и разрешение на ведение раскопок у них приходится выпрашивать. Ведь для них это лишние хлопоты. Хотя мародеры, «черные копатели», уже побывали во многих местах без спроса, раскопали могилы, разбросали человеческие кости в поисках оружия и наград. У наших ребят это вызывает возмущение и горечь. Только недавно у нас появилась машина, металлоискатели, генераторы. Теперь с отрядом ездят депутаты, родители. – Значит, ваши лесные братья заметно отличаются от других ребят, в том числе и тех, кто учится в вашей школе? – Да, они имеют строевую подготовку, не боятся служить в армии, спокойно и с желанием идут служить в спецназ, полицию, МЧС. У ребят, которые приходят в отряд, меняются психология, отношение к людям, к себе, взгляды на жизнь. Они не из тех, кто будет ждать, что для них сделает страна, а сами готовы служить ей. Выражаясь несколько высокопарно, могу сказать, что они настоящие патриоты. Только не говорят об этом, потому что чувство это очень сокровенное. И доказывают свою преданность не словом, а делом. Среди них не встретишь равнодушных. Как у нас говорят, они работают взахлеб. Любое задание для каждого – самое важное. И берутся за него с одинаковым желанием и охотой. Это может быть и работа в архивах, и встреча с криминалистами, очевидцами событий, посещение военкоматов. Подростки учатся оценивать свои силы и возможности в условиях почти полной походной автономии, а самое главное – хотят знать о Великой Отечественной войне все. Для них эти события почти очевидные, о которых они имеют представление не только из книг, а из рассказов ветеранов, очевидцев, которые представили ее более правдиво – в крови, страданиях, смерти. Многое они увидели своими глазами, потрогали своими руками.- И о многом другом их знания, видимо, более широкие, чем у сверстников?- Поисковая работа требует много специальных навыков и, конечно, знаний. И не только по истории войны, но также по истории военного искусства, военного костюма, амуниции, оружия и военной техники, стратегии и тактики ведения боевых действий. – Получается, что те подростки, которых раньше считали трудными, с которыми было немало хлопот и у учителей, и у родителей, вдруг становятся примером для ребят, с которыми нет проблем…- Да, хотя сегодня многие ругают молодежь. От этого не уйдешь. Но есть и другие ребята, как, например, наши поисковики. Они поборники справедливости, хорошие товарищи, на них можно положиться. Есть среди них и отличники учебы, и активные общественники.Королев, Московская область
Комментарии