search
main
0

Чтобы стать успешным, надо много знать

Октябрь – месяц для профсоюзов особенный, это месяц рождения российских профсоюзов. В этом году им исполняется 105 лет. Не случайно именно в октябре вот уже шестой год по инициативе Московской городской организации нашего профсоюза и по решению Московской федерации профсоюзов и Департамента образования в столичных школах проводятся профсоюзные уроки.

По словам первого заместителя председателя МГО профсоюза Марины Ивановой, уроки нужны, чтобы:- рассказать о современном профсоюзном движении, правах и функциях профсоюзов, трудовых правах и гарантиях работников;- способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении; помочь нам всем лучше понять, что наша сила в единстве, в осознании самоценности права на уважение и соблюдение прав каждого из нас.Реализация этих задач – шаг на пути построения гражданского общества в нашей стране, условие развития нашего собственного человеческого, интеллектуального капитала.Темы уроков, как знают наши постоянные читатели, «Российские профсоюзы: прошлое и настоящее», «Достойный труд в XXI веке», «Труд: право или обязанность? (трудовые права несовершеннолетних)». Темы сложные, важные и достаточно новые для старшеклассников, которым они и адресованы. Поэтому как нельзя кстати пришлась книга «Роль и место российских профсоюзов в формировании гражданского общества в России» (автор – М.Иванова), включающая как общие методические рекомендации, так и лучшие разработки по проведению профсоюзного урока в различных школах Москвы.Это издание лежало и на столе учителя истории и обществознания кандидата исторических наук Татьяны Анатольевны Мосичевой, которая шестой год подряд проводит профсоюзные уроки в гимназии №1517 (Северо-Западный округ). Тема по трудовым правам несовершеннолетних давалась впервые, но ученики 10-го класса «В» легко справились с новыми терминами, такими понятиями, определениями, как понятия о труде, о праве на труд, о роли профсоюзов в защите прав несовершеннолетних.Дискуссия о том, что же главное для каждого из учеников в ответе на вопрос, что такое труд, показала, что большая часть гимназистов склонны в первую очередь рассматривать труд как возможность самореализации, средство для развития своего потенциала. Занимательной показалась нам, наблюдателям от профсоюза (на уроке присутствовала зампред ТПО СЗАО Алевтина Смирнова), игра в синквейн. Напомним, что синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, в дальнейшем она использовалась (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, а также как инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Вот примеры синквейна:ПрофсоюзПосредник, помощник, защитникРегулирует, защищаетПрофсоюз на страже интересов человека трудаЗащитникТрудПотребность, право, обязанностьРазвивает, помогаетТруд совершенствует человекаБлагоДругую интересную дискуссию на ту же тему (трудовые права несовершеннолетних) мы наблюдали в школе №726 (Северный округ) на профсоюзном уроке учителя истории, права и обществознания Ларисы Владимировны Венидиктовой в 9-м классе «А». Профсоюзный урок здесь проводился впервые, но девятиклассники ни в чем не уступали ученикам Татьяны Анатольевны из десятого класса. Как объяснила присутствовавшая на уроке директор школы Милица Григорьевна Бургонова, все дело в том, что 726-я школа имеет специализацию – углубленное изучение права.Еще не так давно в школе вели занятия по праву преподаватели из расположенной рядом Академии управления МВД, но с приходом нового руководства академии занятия прекратились. Тем не менее ученики оказались на высоте, а в дискуссии на тему «Труд: право или обязанность» показали себя не только людьми, свободно излагающими свои мысли и ориентирующимися в сложных вопросах, но и представителями разных социальных слоев. Это отметил и гость школы – руководитель информационного центра Московской федерации профсоюзов Григорий Сергеевич Антонов. Большая часть класса считает, что труд и право, и обязанность. Однако были и мнения, что труд не должен быть непременной обязанностью для людей обеспеченных.Один из профсоюзных уроков, посвященный защитной функции профсоюза в современном обществе, состоялся в Восточном округе, в средней школе №316 (9-й класс, учитель истории и обществознания Александра Федоровна Ахмедова). На уроке присутствовала председатель территориальной профсоюзной организации округа Ольга Ивановна Тришина.В начале занятия была представлена компьютерная презентация на тему урока, подготовленная одним из учеников. Было видно, что ученик всерьез заинтересовался темой, поскольку подобрал довольно много интересных материалов о профсоюзах и оформил их в современной форме электронной презентации, с помощью демонстрируемых слайдов ему удалось привлечь внимание ребят.Непосредственное объяснение основной темы урока «Защитная функция профсоюза в современном обществе» потребовало предисловий, касающихся истории профсоюзов. Доклады двух учеников, рассказавших о мировом развитии профсоюзного движения и современных российских профсоюзных организациях, заняли довольно много времени, но были действительно необходимы, поскольку многие ученики ранее не имели представления о профсоюзах и впервые узнавали о них лишь на профсоюзном уроке. Исходя из этого лучше проводить не один, а сразу два урока по теме, рассказывая на первом об истории и целях профсоюзов, а на втором уже давая информацию о функциях современных профсоюзных организаций.Учитель вел урок в форме диалога с учениками. Школьники сами могли задуматься над ответами на вопросы «Что дает профсоюз?», «Как стать членом профсоюзной организации?», «Для чего нужно знать Трудовой кодекс?» и с помощью учителя сформулировать на них четкие ответы.Ученики и сами задавали преподавателю массу интересующих их вопросов. Причем было видно, что эти вопросы действительно заботят школьников. Например, во время каникул старшеклассники уже хотят где-нибудь подрабатывать, чтобы иметь собственные деньги, вот почему им хочется знать, как правильно оформляться на работу, какие трудовые права у них есть и как сделать так, чтобы работодатели эти права соблюдали.В конце урока для закрепления изученного материала ученикам была представлена возможность разгадать кроссворд на профсоюзную тематику, составленный педагогом.На открытый профсоюзный урок в 11-м классе школы №306 (Северо-Восточный округ) по теме «Достойный труд в XXI веке» директор школы Людмила Петровна Герасимова пригласила представительную комиссию, в которую вошли заместитель председателя МФП Юрий Павлов, председатель ТПО округа Нина Вуколова, директор школы №606 Владимир Обложко.Урок прошел в форме телепередачи. Ребята с азартом играли свои роли, а ведущая «программы» учитель Марина Леонидовна Терентьева умело подливала масла в огонь. В игровой форме легко и непринужденно осваивались такие понятия, как прожиточный минимум, МРОТ, потребительская корзина, качество жизни, его параметры и многое другое. Особенно помог школьникам и статистический материл, умело подобранный педагогом, и видеосюжеты на заданную тему.В нынешнем году профсоюзные уроки прошли в большинстве школ Москвы, и надо сказать, что уроки получают высокую оценку полезности и значимости и педагогов, и учащихся. Лучшие уроки, как и в прошлом году, будут отмечены почетными грамотами и наградами МГО профсоюза.Марина Иванова считает: «Чтобы стать успешным, на наш взгляд, надо научиться быть свободным, ответственным и уверенным в себе. Профсоюзы могут и готовы помогать вам».Ирина ГУРКИНА, Станислав СЕКРЕТОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте