Не секрет, что ученики часто скучают на уроках: им не очень интересна тема, потому что она сложная, или сам предмет кажется им не особенно нужным. Однако учителя используют такие необычные формы подачи материала, что равнодушным вряд ли кто останется.
Педагогам не занимать выдумки и смекалки. Чтобы заинтересовать ребенка предметом, объяснить сложную тему, учителя не обходятся привычными, хоть и современными практиками. Например, на уроке, посвященном строению земной коры, делают вместе с учениками бутерброд. Об этом рассказала Светлана Мыльникова во «ВКонтакте» в комментариях к посту о том, что на занятии дети запоминают совсем не то, что нужно. На уроке при объяснении строения земной коры, мы делаем бутерброд, трехслойный, как материковая земная кора или двухслойный, как океаническая, поделилась своим опытом Светлана Мыльникова. Потом бутерброд съедаем и получаем массу удовольствий, добавила педагог. Она уверена, что эмоциональная память одна из самых важных: чем больше эмоций будут задействованы на уроке, тем легче запомнить тему.
На уроки географии в пятые классы Лилия Казанцева иногда приносит апельсины. Педагог рассказала, что они используются, в частности, «при повторении пройденной темы, чтобы ребята еще раз смогли убедиться, что нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений». Суть методики проста: учительница заранее подготовила для школьников половинку апельсина, убрав мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку. На уроке ученикам был задан вопрос: можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но без складок и разломов? Оказалось, что некоторым ребятам очень хотелось, чтобы это было возможно, делится Лилия Казанцева. Так пришла идея попробовать это сделать своими руками. «Дети очень старались. И мяли его (апельсин; чтобы был помягче), пытались надкусить (но было нельзя), но в итоге все же пришли к общему мнению – как не старайся, а из выпуклого плоское без разломов-разрезов не сделать… Заодно сами убедились, что чем ближе к краям карты полушарий, тем больше искажения», – резюмировала Лилия Казанцева.
Борис Сергеев написал, что, когда он объясняет ребятам координаты, то вместе с учениками режет яблоки и втыкает в них зубочистки. Алена Другова рассказала, что часто использует метод эйдетики – память образов, представлений. «Дети сами предлагают образы и ассоциации. Например, на уроке русского языка словарные слова: траМвай водит женщина, это чья-то Мама…поэтому траМвай и тд. На уроке математики – умножение на 0. 0 – это солнце. При встрече числа с 0, оно его сжигает дотла, ничего не остается, значит 0… А 1 – это зеркало и любое число, смотрясь в зеркало (умножение на 1) увидит себя, свое отображение в зеркале. Дети сами предлагают море вариантов ассоциаций», – пояснила учительница.
Анна Кузнецова часто использует подходящие к теме урока новостные ролики. Например, телесюжет о засушливой весне и снижении численности комаров подошел к теме «Пищевые цепи», ролик об открытии завода по переработке батареек пригодился и на уроках химии, и на уроках биологии. Так учитель показывает актуальность научных знаний и приучает детей следить за новостями. Но не только телевидение выручает учителя. Так, шарик-антистресс помогает объяснить заполнение воздушных мешков при двойном дыхании птиц.
Елена Ефимова-Сойни на уроках математики использует сюжеты из тележурнала «Ералаш», мультиков и разных видео. Например, когда приходит время изучать единицы измерения, смотрит с учениками мультфильм, где удава мерили в попугаях. А телереклама, отмечают педагоги, – это просто клад для учителя-предметника.
Комментарии