search
Топ 10

Чтобы не распалась связь времен

Недавно в Воронеже прошла областная научно-практическая конференция «Гражданское образование и патриотическое воспитание: опыт, взаимодействие и перспективы». С большим интересом слушали мы, участники конференции, ученых, своих коллег учителей, говоривших о приоритетности гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, о конкретном опыте работы.

Слушая выступающих, мы по-новому оценивали и свою многолетнюю работу по воспитанию наших питомцев, намечая для себя ее дальнейшие перспективы.

В рекомендациях конференции, в частности, читаем: «Воспитание гражданина предполагает формирование у школьников социально значимых, нравственных, ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее». А пробуждается оно и формируется в ребенке с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей малой родине.

Школа №36 – одна из старейших школ железнодорожного поселка Отрожка, пригорода Воронежа. Ее выпускники 1941 г. после выпускного бала ушли защищать Родину, а дети военного лихолетья учились в ее полуразрушенном здании, писали сочинения и решали задачи между строчками газет и старых книг.

В память об этих грозовых днях, о мальчишках, преградивших путь фашизму, мраморно белеют доски с именами погибших выпускников школы (72 фамилии), а перед нею стоит памятник Герою Советского Союза И.Артамонову. Педагогический коллектив нашей школы умело использует факты из военных событий, примеры героизма и мужества наших земляков-отроженцев для воспитания сегодняшних учеников достойными гражданами страны.

Сложившаяся у нас система гражданско-патриотического воспитания берет свое начало с 1965 года, когда учителя и ученики дружно и с любовью собирали материалы о своих выпускниках. Результатом этой большой работы стало открытие музея истории школы в 1978 году, где бережно хранится память о доблестном прошлом. Здесь много бесценных экспонатов: письма с фронта, ученическая тетрадь 1945 года, рисунки и личные вещи погибших в годы войны выпускников нашей школы.

Во время войны школа была госпиталем-эвакопунктом. Умерших от ран бойцов хоронили в братской могиле, за которой теперь ухаживают наши дети. В 2004 году школа отметила свое 70-летие. Большая часть педколлектива – бывшие ученики, поэтому эстафета патриотического воспитания передается от поколения к поколению.

В 60-х годах ребята занимались поиском документов о выпускниках 40-х годов. Открывали памятник Артамонову. Современные школьники пишут историю Отрожки, открывают мемориальную доску еще одному выпускнику школы Герою Советского Союза мирного времени летчику-испытателю В.Чечулину.

В канун 60-летия Победы ребят заинтересовала тема «Поселок Отрожка во время обороны города Воронежа в 1942-1943 гг.». Ведь он находился на линии фронта. Все в Отрожке – люди, здания, памятники – это свидетели прошлого, которые помогают воспитывать в учащихся уважение к подвигу своих прадедов. Здесь, в условиях фронта, под непрерывными артобстрелами и бомбардировками не прекращали работу депо и завод им. Тельмана. Они обеспечивали работу железной дороги, выпускали оружие и боеприпасы для фронта. Тут же велись ожесточенные бои за железнодорожные мосты через реку Воронеж, которые соединяли правобережную часть города, захваченную фашистами, с левобережной, где проходила линия фронта. В ходе поисковой работы ребята сделали настоящее краеведческое открытие – нашли здание, где находился штаб обороны Воронежа, и добились, чтобы на нем появилась мемориальная доска. Чувство патриотизма формируется не только благодаря изучению прошлого своей малой родины, но и вовлечению детей в движение по сохранению памяти о прошлом.

Не случайно школа стала многократной победительницей городских, областных конкурсов гражданско-патриотической направленности. Участниками Всероссийского конкурса «Овеянные славой» стали авторы методических разработок учителя истории: Г.Сотник, А.Подгорная и К.Иваницкий. А ученица Светлана Щеглова в 2003 году была награждена дипломом Всероссийской краеведческой олимпиады школьников.

И снова читаем рекомендации областной конференции: «Достойный гражданин России – это человек, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче». Воспитать такого человека – это и есть наш учительский гражданский долг.

А.ПОДГОРНАЯ, директор школы №36, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту