В ходе урока учащиеся: проанализируют деятельность благотворительных организаций в США и России; рассмотрят факторы, влияющие на состояние благотворительности в обществе; познакомятся с краткой историей благотворительности в США и России; разработают проект по предложенной теме; будут иметь возможность поразмышлять о взаимной ответственности граждан в обществе.
Ход занятия
Мотивация (3 мин.)
Учащимся предлагается для анализа высказывание, взятое в качестве эпиграфа к уроку (первоначально – без указания автора и темы):
«Это всего лишь капля в море, но море не было бы таким без этой капли…» (мать Тереза об ответственности).
Учитель просит детей предположить, о чем идет речь в данном высказывании? И какой может быть, соответственно, тема занятия?
После обсуждения разных вариантов учитель дописывает имя автора (можно поинтересоваться, знакомо ли оно детям) и тему.
Понятие «ответственность» является важнейшим для современной демократии. Ответственность – та граница, которая позволяет людям сохранять существующий порядок и предотвращает взаимную вражду и хаос.
Ответственность проявляется по-разному. Одним из проявлений гражданской ответственности и показателем зрелости гражданского общества является благотворительность.
Именно поэтому эпиграфом для урока выбраны слова женщины, которая стала для современного мира символом бескорыстного служения людям.
Тема сегодняшнего занятия – благотворительность. Мы поговорим о том, как работают благотворительные организации, что может сделать каждый из нас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
Новый материал
Краткая историческая справка об истории благотворительности в США и России.
Благотворительность сегодня (10 мин.) – см. ресурсы для учителя.
Вывод. Реалии современной российской действительности требуют развития благотворительной деятельности, но активного участия в ней большинство россиян пока не принимают. Каким образом можно изменить ситуацию? Давайте начнем с себя! И попробуем увидеть свое место в этой сфере деятельности на примере своего микросоциума: школы, села, города…
Работа в группах (15 мин.)
Задание для групп.
Каждая группа – благотворительная организация. Необходимо разработать название, эмблему и подготовить план однодневной благотворительной акции в школе (классе, улице, селе, городе) в период проведения Недели добра (дети могут предложить свои варианты названия этой акции).
Группам предлагается алгоритм работы над проектом
1. Цель проекта.
2. Возможные участники и организаторы.
3. Ресурсы.
4. Предварительная подготовка.
5. Конкретное дело на один день.
Презентация проектов групп (14 мин.)
Рефлексия (3 мин.)
Сегодня на уроке мы знакомились с историей и современностью благотворительности. Что нового вы узнали? Повлиял ли материал, изложенный на занятии, на ваше представление об американцах и США?
Каковы, по вашему мнению, побудительные мотивы благотворительности?
В конце урока учитель анализирует работу детей и предлагает в качестве домашнего задания посетить сайты благотворительных организаций и подготовить краткую справку о целях, задачах и практической деятельности одной из них.
Разработанные детьми проекты вносятся в план работы класса (школы).
Ресурсы к теме
Благотворительность в США (цифры и факты)
«Отцом» идеи современной американской благотворительности считается миллионер Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie). В 1889 году он опубликовал эссе «Проповедь богатства» (The Gospel of Wealth), в котором доказывал, что богатые люди обязаны оказывать помощь малоимущим. Кроме того, он создал в США обширную сеть бесплатных библиотек. На деловую основу благотворительность перевел не менее известный миллионер Джон Рокфеллер (John D.Rockefeller). В 1891 году он впервые нанял сотрудников для управления средствами, выделенными им на благотворительные цели. В 1913 году был создан один из крупнейших благотворительных фондов мира – «Фонд Рокфеллера» (Rockefeller Foundation), действующий и сегодня. Рокфеллер также основал университет в Чикаго и долгое время финансировал его работу, понимая важность образования для развития экономики.
США стали первой страной мира, которая сделала благотворительность выгодным делом. В 1921 году в налоговое законодательство были внесены поправки, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы на суммы, пожертвованные на благотворительные нужды. Ныне в США действуют более 50 тыс. фондов и иных организаций, аккумулирующих пожертвования и направляющих их на различные программы (за последние 20 лет их число удвоилось, а за последние два года было создано 5,2 тыс. новых фондов – то есть ежедневно создавалось семь таких организаций). Большинство из них учреждают частные лица или семьи. За прошедшее десятилетие объем пожертвований вырос на 88%. По прогнозу, в следующие 50 лет жители США пожертвуют около $41 трлн.
США являются мировым лидером по объемам помощи иным странам. В 2001 году США выделили на эти цели $11,43 млрд. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), в первую пятерку также вошли Япония ($9,85 млрд.), Германия ($4,99 млрд.), Великобритания ($4,5 млрд.) и Франция ($4,2 млрд.).
90% американцев занимаются благотворительностью.
Пожертвования в 2001 году.
Процент семей, сделавших пожертвования, – 90%.
Среднегодовое семейное пожертвование – $1623.
Общая сумма пожертвований составила – $203,045 млрд.
Фандрейзинговые организации.
Добровольческая работа в 2001 году.
Общее количество взрослых волонтеров – 83,9 млн. чел.
Среднее количество часов в неделю на одного волонтера – 3,6 часа.
Годовое количество часов общественной работы – 15,5 млрд. час.
Оценочная стоимость часа работы волонтера – $15,4 в час.
Общая стоимость времени волонтеров – $239,2 млрд.
Краткая историческая справка об истории благотворительности в России
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.
Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн.руб.
До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. – Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.
Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).
Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.
Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.
История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX в. на деньги московского купечества больничные здания клиники Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе. Со временем наряду с индивидуальными формами благотворительности стали возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований любого размера («кружечный сбор»), а также привлечение добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем.
В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX в. от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны). Впоследствии стали возникать как местные отделения этого общества, так и самостоятельные общественные организации, ставившие своей задачей решение отдельных благотворительных задач, например, общество помощи детям врачей для получения ими высшего образования. В российских архивах хранятся многочисленные документальные свидетельства широкого развития благотворительного движения в различных территориях Российской империи как в мирное время, так и особенно в годы Первой мировой войны.
После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им.Ленина). Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны наряду с государственными дотациями.
В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако эти пожертвования поступали на государственные банковские счета. Между тем во всех странах с экономикой рыночного типа, где имеет место имущественное неравенство, благотворительность, главным образом через благотворительные организации, стала одним из заметных путей решения многих социальных проблем населения. В годы, называемые периодом перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец, Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.
В настоящее время создан Союз благотворительных организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Также в России действуют около 70 крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них – американские).
Объем благотворительных вложений, сделанных российскими компаниями, в 2001 г. составил около 500 млн. долл. И пока совсем незначительны вложения частных лиц (сравните эти данные с приведенными выше по США).
Можно попросить учащихся привести примеры благотворительности, о которых они читали или слышали в наши дни.
И.МАТЮХИН,
учитель обществознания
Комментарии