Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Проблемы и решения

Чтобы “домашка” не стала промашкой

Дата: 30 октября 2020, 15:15
Автор:

Вопрос: “Домашняя работа в начальной школе: традиция или необходимость?” стал ключевым на одном из совещаний в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Хотя, как заметили эксперты, быть или не быть “домашке” размышляли еще в 19 веке. В революционные годы начала 20 века ее отменили, однако в  1930-е годы вернули вновь. С тех пор вопрос о необходимости домашней работы периодически поднимался, но не становился острым. Возможно, потому что “домашку” считают нужной по определению, а ее отсутствие воспринимается, как утопия.

Нужна ли домашка в начальной школе?
Нужна ли домашка в начальной школе?

Однако, как показывает исследование той же PISA, наименьшие объемы домашних заданий у финнов, а наибольшие – у японцев и китайцев, но по качеству образования все три  страны находятся практически на равных позициях. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие и объем домашнего задания не влияют на отличные результаты обучения детей. Тогда зачем вообще давать домашнее задание ученикам, в том числе, в начальной школе?

Этот и другие, вытекающие из него,  вопросы стали основой для анкеты, которую заполнили  более  2400  педагогов из Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, Владивостока, Екатеринбурга и других городов России перед началом совещания. По результатам анкетирования оказалось, что основная цель, ради которой учитель задает домашнее задание,  является закрепление пройденного на уроке материала (85,5%). Далее идут: повторение  и обобщение  пройденного – 57,9 %, организация самостоятельной работы – 49,2%, попытка заинтересовать преподаваемым предметом – 29,9%. Более 20% педагогов задают “домашку”, чтобы ликвидировать пробелы. Однако у специалистов сразу возникает вопрос: кто будет заниматься “ликвидацией”?  Если родители, то результативный выхлоп от такой работы нулевой.

К слову, с “закреплением и обобщением” тоже все не так просто, также, как и с “организацией самостоятельной работы”. Осуществить последнюю можно, если этот навык сформирован на уроке. А все ли учителя занимаются  формированием универсальных учебных действий, к которым относится умение работать над материалом урока самостоятельно?

Среди видов домашних заданий учителя начальных классов выделили: упражнения из учебника (88%), задания из  рабочей тетради (62.2%), задания на карточке (52,2%), а также более 70% педагогов дают творческие задания и почти 45 % педагогов просят выполнить исследовательские и проектные работы. Причем, в обратной  связи касательно творческих и проектных работ родители высказывают недовольство. По их мнению, образовательный эффект от этого небольшой, поскольку большинство работ выполняется взрослыми, а не детьми.

Среди лидеров-предметов, по которым задают “домашку”, традиционно:  литературное чтение (93%),  русский язык (96%), математика (95%), окружающий мир (92%). И, если учитывать, что подавляющее большинство учителей задает не более 1-2 заданий по своему предмету, их объем небольшой. Однако есть цифры, которые говорят о том, что “домашка” задается также по иностранному языку (10%), ОРКСЭ (13%), физкультуре (10%), внеурочной  деятельности (4%) и т.д. Если это учитывать, то получается, что общий объем домашних заданий у учеников начальных классов довольно приличный.

Как заметили многие участники совещания, проблема в том, что часто ребенок не понимает, зачем ему задают работу на дом и чего он добьется, ее выполнив. Поэтому, кроме формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных умений важно мотивировать ученика, чтобы “домашка” не воспринималась им, как карательная мера. К сожалению, часто учитель, выставляя оценку за домашнее задание, не поясняет, почему оценил ее так, а не иначе,  и что его порадовало в самостоятельной работе ребенка. Педагогу необходимо понимать, что в “домашке” есть право на ошибку. Ошибка – это нормально. А самостоятельное исправление ребенком этой ошибки – это еще лучше. Значит, он думал над решением, пытался его найти. Кроме того, эксперты рекомендуют учителю, прежде, чем предложить домашнее задание, выполнить его самому. Это поможет, в том числе, узнать, сколько времени ученик может затратить на “домашку”.

В идеале, по мнению участников совещания, домашнее задание должно быть индивидуализированным и персонализированным. Да, это трудно осуществить в классе с 35-ю учениками, но никто не говорит, что одно и то же задание нужно давать обязательно всем. Можно разбить его на уровни и на группы. Может быть тогда “домашка” перестанет быть в сознании  ученика  тяжкой повинностью и превратиться в специальный бонус.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt