search
main
0

Чтобы “домашка” не стала промашкой

Вопрос: “Домашняя работа в начальной школе: традиция или необходимость?” стал ключевым на одном из совещаний в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Хотя, как заметили эксперты, быть или не быть “домашке” размышляли еще в 19 веке. В революционные годы начала 20 века ее отменили, однако в  1930-е годы вернули вновь. С тех пор вопрос о необходимости домашней работы периодически поднимался, но не становился острым. Возможно, потому что “домашку” считают нужной по определению, а ее отсутствие воспринимается, как утопия.

Нужна ли домашка в начальной школе?
Нужна ли домашка в начальной школе?

Однако, как показывает исследование той же PISA, наименьшие объемы домашних заданий у финнов, а наибольшие – у японцев и китайцев, но по качеству образования все три  страны находятся практически на равных позициях. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие и объем домашнего задания не влияют на отличные результаты обучения детей. Тогда зачем вообще давать домашнее задание ученикам, в том числе, в начальной школе?

Этот и другие, вытекающие из него,  вопросы стали основой для анкеты, которую заполнили  более  2400  педагогов из Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, Владивостока, Екатеринбурга и других городов России перед началом совещания. По результатам анкетирования оказалось, что основная цель, ради которой учитель задает домашнее задание,  является закрепление пройденного на уроке материала (85,5%). Далее идут: повторение  и обобщение  пройденного – 57,9 %, организация самостоятельной работы – 49,2%, попытка заинтересовать преподаваемым предметом – 29,9%. Более 20% педагогов задают “домашку”, чтобы ликвидировать пробелы. Однако у специалистов сразу возникает вопрос: кто будет заниматься “ликвидацией”?  Если родители, то результативный выхлоп от такой работы нулевой.

К слову, с “закреплением и обобщением” тоже все не так просто, также, как и с “организацией самостоятельной работы”. Осуществить последнюю можно, если этот навык сформирован на уроке. А все ли учителя занимаются  формированием универсальных учебных действий, к которым относится умение работать над материалом урока самостоятельно?

Среди видов домашних заданий учителя начальных классов выделили: упражнения из учебника (88%), задания из  рабочей тетради (62.2%), задания на карточке (52,2%), а также более 70% педагогов дают творческие задания и почти 45 % педагогов просят выполнить исследовательские и проектные работы. Причем, в обратной  связи касательно творческих и проектных работ родители высказывают недовольство. По их мнению, образовательный эффект от этого небольшой, поскольку большинство работ выполняется взрослыми, а не детьми.

Среди лидеров-предметов, по которым задают “домашку”, традиционно:  литературное чтение (93%),  русский язык (96%), математика (95%), окружающий мир (92%). И, если учитывать, что подавляющее большинство учителей задает не более 1-2 заданий по своему предмету, их объем небольшой. Однако есть цифры, которые говорят о том, что “домашка” задается также по иностранному языку (10%), ОРКСЭ (13%), физкультуре (10%), внеурочной  деятельности (4%) и т.д. Если это учитывать, то получается, что общий объем домашних заданий у учеников начальных классов довольно приличный.

Как заметили многие участники совещания, проблема в том, что часто ребенок не понимает, зачем ему задают работу на дом и чего он добьется, ее выполнив. Поэтому, кроме формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных умений важно мотивировать ученика, чтобы “домашка” не воспринималась им, как карательная мера. К сожалению, часто учитель, выставляя оценку за домашнее задание, не поясняет, почему оценил ее так, а не иначе,  и что его порадовало в самостоятельной работе ребенка. Педагогу необходимо понимать, что в “домашке” есть право на ошибку. Ошибка – это нормально. А самостоятельное исправление ребенком этой ошибки – это еще лучше. Значит, он думал над решением, пытался его найти. Кроме того, эксперты рекомендуют учителю, прежде, чем предложить домашнее задание, выполнить его самому. Это поможет, в том числе, узнать, сколько времени ученик может затратить на “домашку”.

В идеале, по мнению участников совещания, домашнее задание должно быть индивидуализированным и персонализированным. Да, это трудно осуществить в классе с 35-ю учениками, но никто не говорит, что одно и то же задание нужно давать обязательно всем. Можно разбить его на уровни и на группы. Может быть тогда “домашка” перестанет быть в сознании  ученика  тяжкой повинностью и превратиться в специальный бонус.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте